Вы здесь

Как выбрасываются деньги ради отписок

Снова возвращаюсь к теме дорог. Сразу о предыстории ситуации. На территории Велемичского сельсовета есть такая деревня Старина, она хоть и небольшая, но не умирающая. Живет в ней около 250 человек, есть довольно эффективная молочная ферма, остальные люди либо ездят на работу в близлежащие Велемичи и дальше или занимаются собственным хозяйством. Еще нужно отметить, что деревня расположена в очень живописном месте на берегу Львы и практически в нетронутом лесу (дальше находился военный полигон, по которому работала авиация, значит и хозяйственная деятельность была исключена) поэтому привлекает любителей рыбалки и охоты.

Позволим еще небольшое отступление в историю. Раньше рядом на острове простынь стоял фольварк Радзивиллов. Его они подарили английскому генерал-лейтенанту Адриану де Виарту, прославившемуся в бурской и обеих мировых войнах.  В нем более 15 лет (в 20-30 годы, пока британская корона снова не позвала на войну) он прожил, очарованный местной природой. Можете полюбоваться и вы, вот снимок:

Как и понятно, для развития деревни, удобства ее жителей и развития туризма необходимы хорошие дороги, а они отсутствуют. К тому же все-таки деревня не такая и маленькая, а значит, бывает необходимость и  в том (хотелось бы, чтобы это было как можно реже) что бы до нее добирались скорая помощь, пожарная и другие аварийные службы. Рядом лежащие Велемичи связаны с городом Давид-Городком и республиканской трассой Р 88 – отличной ровной асфальтированной дорогой, остальные 4,5 километра до Старины это булыжник:

Если лет 50-60 такое покрытие считалось отличным, машин было мало, ходовая часть у них была рассчитана на самые жесткие условия эксплуатации, а для гужевых повозок с маленькой скоростью вообще все равно, то сегодня ситуация изменилась. Новая техника не приспособлена к таким экстремальным дорогам и подвеска быстро приходит в негодность. Некоторым жителям деревни приходится менять сайлент-блоки по 3-4 раза в год. Быстро изнашиваются амортизаторы и другие детали. А без машины нельзя, рейсовый транспорт сюда не ходит. Поэтому все, игнорируя покрытие, двигаются по обочине. Между булыжником неплохо растет трава. Ширина обочины, как видно на снимке, позволяет, а вот состояние не всегда, особенно после дождей:

Поэтому местных жителей, а тем более старосту деревни и одновременно депутата сельсовета это вопрос беспокоит. Я хорошо знаком с ним и на основе его рассказа и любезно предоставленных им документов и пишу этот пост. На личном приеме у председателя райисполкома он поднял этот вопрос. Причем, задача стояла, если невозможно сделать дорогу гравийной, то хотя бы подсыпать и спрофилировать обочину, что бы во время непогоды ее не размывало. Обещали помочь. И, слава богу, как обычно не забыли, через несколько неделей приходит письмо:

Естественно это никого не устроило. И староста обратился выше, но естественно, результата не добился. Про капитальный ремонт дороги можно было забыть. Но хотя бы с обочиной обещали, что то сделать. И действительно не обманули. Через некоторое время на дороге появилась техника. Поработав несколько дней, также быстро с нее и исчезла. А Игорю Васильевичу выслали очередной ответ:

Что мы видим после подсыпки? Привезли несколько десятков машин песка сомнительного качества из ближайшего карьера, высыпали их в местах наибольших неровностей и растянули (скорее всего, даже не грейдером, а обычным фронтальным погрузчиком).

Насколько я знаю (сам некоторое время работал в дорожной службе), подсыпка дороги осуществляется по совершенно другой технологии:

  • Срезается верхний слой для образования так называемого «корыта».
  • Производится подсыпка, причем не песком, а щебне-песчано-гравийной смесью (ЩПГС) или хотя бы песчано-гравийной смесью.
  • Подсыпка тщательно уплотняется катками.
  • Производится тщательная профилировка обочины. Уклон должен быть 4 промилле в сторону откоса. Это позволяет воде полностью стекать с поверхности дороги и обочины.

Понятно, что для того чтобы выполнить работы на 4,5 километрах довольно широкой обочины,  нужны время и большое количество материала. Поэтому и решили сделать как-нибудь. Что получилось в результате:

 

Где-то песка больше:

Где-то он так смешался с грунтом, что его и не видно:

А кое-где остались ямы, колейность и трава, которая при работе грейдера должна была быть стянута его ножами:

Слабо верится, что работал грейдер придавая поверхности, нужный профиль и уклон:

Да в принципе и не нужно было, этот песок разлетается под колесами техники, даже в сухую погоду. Грунт, который лежал на обочине раньше, если не размокал, был более плотным. А размокнуть ему легко, потому что, в результате планирования (или грейдирования, я не уверен) по краям дороги остались буртики, хорошо задерживающие воду. Их прочность увеличивает трава, обильно растущая на обочине:

Они не маленькие, как кажется, просто высокая трава, местами больше полуметра. В общем, после такого ремонта, возможно, стало еще и хуже:

Вопрос в том, нужно ли было это делать вообще? Наверно только для отписки – мол по обращениям граждан, что-то делается, какая-то работа ведется. Ведь сожжено топливо, затрачены материалы, работникам выплачена зарплата, а эффект от этого практически нулевой. Через несколько месяцев все будет, так, как и было до ремонта. Возникает такой  вопрос — а может быть, эти деньги лучше было бы потратить, на что-то более нужное? В определенной мере такая подсыпка даже ухудшила положение. Например, сейчас по участкам, где растянут песок, сложно двигаться велосипедистам, приходится спешиваться. Конечно, организация, выполнявшая работы не пострадает, она будет только в плюсе:

  • Оперативно выполнили поручение исполнительной власти.
  • Работы будут опроцентованы, и на счет поступят деньги. Ведь на сегодня очень трудно отыскать даже небольшие подряды, в бюджете нет средств.

Интересно, что будет этой осенью?

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...