Вы здесь

Ответственность подрядчика при нарушении срока завершения проектных и изыскательских работ в случае бюджетного финансирования

Аннотация

***********

Заключен договор на выполнение проектных и изыскательских работ на условиях бюджетного финансирования. Подрядчик нарушил сроки. Что ему грозит?

 

            ***********

Основным документом, регулирующим сферу проектирования, являются Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством от 01.04.2014 № 297 (далее – Правила № 297).

Согласно п. 58 Правил № 297 подрядчик несет ответственность:

-  за несоблюдение сроков выполнения работ, установленных в календарном плане, размере не менее 0,2% стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки, но не более 20% их стоимости;

- за нарушение сроков сдачи заказчику результатов работ, в размере 0,2% от цены работ по договору за каждый день просрочки, но не более 10% от цены работ по договору.

            При бюджетном финансировании необходимо учитывать требования Указа Президента Республики Беларусь от 02.12.2021 № 462 «Об особенностях осуществления расчетов» (далее – Указ № 462).

            В случае нарушения сроков выполнения работ, органы казначейства взыскивают с подрядчика пени в размере рассчитанной исходя из процентной ставки равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной в 10 раз (п. 2.3 Указа № 462).

            Дополнительно, статья 145 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее – БдК) дает право требовать с подрядчика уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, в размере ставки рефинансирования Национального банка.

 

Приведем пример из судебной практики.

 

Между заказчиком и проектной организацией (далее – истец) заключен договор для выполнение проектных работ и разработки проектно-сметной документации.

Заказчик, со ссылкой на ненадлежащее исполнение истцом, получившим предварительную оплату за счет средств бюджета, обязательств по выполнению работ в согласованный срок, предложил ответчику в добровольном порядке оплатить в бюджет пеню и проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитанную исходя из норм, предусмотренных Указом № 462 и БдК.

На основании приказа ГУ Минфина (далее – ответчик) с истца эти денежные средства были взысканы.

Истец обратился в суд с требованием о возврате из бюджета необоснованно списанных денежных средств.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт ненадлежащего исполнения истцом принятых на себя обязательств, просрочка, вызвана действиями самого истца.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменений, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие вины заказчика в нарушении сроков выполнения работ истцом, поскольку обстоятельства, на которые ссылается истец, не влияли на возможность завершения работ в предусмотренные договором сроки.

Судом кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

В своем постановлении кассация сослалась на то, что выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют представленным по делу доказательствам, размер пени и процентов рассчитан верно.

 

Исходя из вышеизложенного следует вывод о том, что нарушения договорных обязательств, при бюджетном финансировании, приводят к значительным финансовым потерям.

Более того, с подрядчика могут быть взысканы два вида неустойки, согласно Правилам № 297 и Указу № 462.

С учетом индивидуальных обстоятельств, суд вправе уменьшить размер неустойки согласно ст.314 Гражданского кодекса (далее - ГК), однако данное право не является его обязанностью.

Необходимо обратить особое внимание на изменения в ГК, которые вступят в силу 19.11.2024: суд вправе уменьшить неустойку только при условии заявления должника о таком уменьшении (ст. 314 ГК, с изменениями).

 

Белявский С.Ч.

Директор юридической компании «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда.

 

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь 26.09.2023 по делу № 154ЭИП2310. Дата доступа: 26 июля 2024. Режим доступа: ]]>http://www.court .gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/afd7b37ee8294b8f.html]]>

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
12.11.2004 / просмотров: [totalcount]
Во главе угла — рациональный подход Нынешний год в Беларуси проходит под знаком строительства жилья на селе. Президент страны поставил...
12.11.2004 / просмотров: [totalcount]
Одной из основных функций Министерства архитектуры и строительства является реализация единой технической политики в строительном комплексе. Она...