Вы здесь

“Скоро должны прийти времена, когда горожане захотят переселиться в более комфортное жилье..."

Архитектор Олег ЛАДКИН
Архитектор Олег ЛАДКИН
01.10.2013 10:35

Старейший и один из самых востребованных сегодня архитекторов Олег ЛАДКИН: “Скоро должны прийти времена, когда горожане захотят переселиться в более комфортное жилье. И что тогда делать с панельными домами?"

Он никогда не занимался проектированием типовых домов. Все его работы, около 120 только по Беларуси, индивидуальные, причем как оригинальные “экономичные” дома, так и откровенно “элитные”. В свои 77 лет зодчий хорошо помнит и смутные времена борьбы с архитектурными “излишествами” и постперестроечную вседозволенность.

От хрущевских времен...

Многим горожанам пришлось пожить в хрущевках. После выхода в 1955 году постановления “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”, подписанного Никитой Хрущевым, 75 процентов всех площадей квартир стали жилыми. Пришлось почти отказаться от коридоров. Вход в спальню, маленькую кухню был спроектирован через общую комнату (гостиную). Санузлы стали совмещенными. В те времена шутили, что Хрущев хоть и совместил ванную комнату с туалетом, но не успел совместить пол с потолком. Потолки и правда были низкие, звукоизоляция хуже некуда. Однако по тем временам для людей, уставших от бараков с кровожадными клопами, это было быстровозводимое вожделенное жилье. Изначально хрущевки считались временным жильем и должны были простоять не более 50 лет. Правда, когда их срок приблизился к “полтиннику”, многие проектные организации дали заключение о том, что они могут простоять еще сотню лет. Сегодня в Беларуси хрущевки активно реконструируют и утепляют, их московским собратьям повезло меньше — они идут под снос.

Метраж не резиновый

Хрущевскую застройку сменила брежневская эпоха девятиэтажек: вновь появились коридоры, проходных комнат стало меньше, кухня стала больше, между туалетом и ванной появилась стена, в самом доме — лифт. Стали создаваться серии крупнопанельных домов полносборного строительства, для которых тоже были определены свои нормы. “Дом на набережной” номер восемь на улице Сторожевской, который проектировал Олег Ладкин, тоже построен в рамках социалистических, достаточно жестких норм. “Общая площадь была строго лимитированная, — вспоминает архитектор. — Например, двухкомнатная квартира должна была быть не больше 48 квадратных метров. В связи с этим сложились оптимальные размеры: спальня была 10—12 квадратных метров, гостиная — 17, кухня — 9—10. В данных условиях если мы, например, увеличивали прихожую, то делали это в ущерб гостиной и так далее”.

“Перспективные” потребности

Теперь серийные панельные дома улучшенной планировки, приемлемым объемно-пространственным решением, гораздо больше подходят для массового строительства. “Однако совсем скоро должны прийти времена, когда горожане захотят переселиться в более комфортное жилье. И тогда какую роль будут выполнять серийные панельки?” — задается вопросом зодчий. Строить надо с прицелом на потребности людей будущего. Иными словами, наша страна не такая богатая, чтобы позволить себе возводить сплошь типовые, “экономичные” дома. Процесс вложения денег должен быть разумным. Поэтому нам просто необходимо индивидуальное, перспективное жилье.

“Например, сейчас на улице Мавра у меня строится комплекс на 392 квартиры, — рассказывает архитектор. — Это современное индивидуальное жилье, где однокомнатные квартиры имеют площадь от 45 до 60 квадратных метров. По конструкции это будет “вечный” дом с монолитными перекрытиями и колоннами (а значит, гибкой планировки), со стенами из ячеистого бетона или керамзита. Планировка получилась весьма любопытной за счет того, что “выдвинут” лестнично-лифтовой блок. В результате увеличились подсобные площади. Такого еще никто не строил”.

Во всем мире “элитные” жильцы занимают коттеджи в окрестностях городов, люди с более скромным достатком селятся в центре. Поэтому наряду с панельным типовым жильем должны выделяться участки для строительства, к примеру, блокированных домов, а также живописных композиций из трех-четырехэтажных, разновысоких зданий с парадным входным элементом, гаражами, гостевыми стоянками, спальнями, расположенными на благоприятную сторону с видом на цветники и малые архитектурные формы. Такую малоэтажную застройку можно делать и в экономичном варианте.

Многоэтажные, высотные дома тоже должны быть умелым украшением города. Рассуждая об их роли в будущем, авангардный архитектор предлагает изначально заложить в них двойную функциональность. “Современное жилье можно запроектировать с прицелом на будущую гостиницу. Поскольку сегодня нам нужно удовлетворительное жилье, а завтра — уже элитное, — отмечает Олег Ладкин. — Необходимо определиться, что нам надо, а что не надо строить, выработать оптимальную программу”.

Пентхаус на крыше

По-настоящему элитное жилье — это коттеджи. Сейчас их делают капитальными, похожими на крепости. Но архитектор считает, что, наоборот, надо открываться пространству, использовать больше стекла.

Совсем необычно, когда коттедж размещается на крыше, как, например, в недавно построенном доме “У Троицкого”, автором которого является Олег Ладкин. “Эти двухуровневые квартиры коттеджного типа имеют двухсветное пространство, изумительные ракурсы, а также участок эксплуатируемой кровли — пентхаус. Чтобы знать, к какому комфорту должен стремиться каждый человек, надо побывать в элитных беседках на кровле этого дома, откуда открывается изумительная панорама города. Это просто беспредельный восторг! Но, к сожалению, возможности нашей страны не безграничны, — считает мой собеседник. — Тем не менее мы имеем такие значительные объекты, как вокзал, Дворец Республики, Национальная библиотека и многие другие. Здесь мы опередили такие большие страны, как Мексика или Бразилия”.

Когда архитектор слышит критику в адрес дома “У Троицкого”, он просит простить его за “элитность”, предлагает обратить внимание на одно из бесспорных достоинств своего детища — наличие под землей 325 машиномест, уверяет, что никакого культурного слоя он не уничтожал.

Ладкин означает ладить

Олег Александрович работает быстро, не боится смелых решений и в то же время умеет найти общий язык со строителями. Сама фамилия Ладкин означает ладить, а значит, делать. Среди его работ НИИ ЭВМ на Богдановича, библиотека в микрорайоне Чижовка, станция метро “Тракторный завод”, филиальные здания Беларусбанка в Кобрине и Речице, жилой комплекс “Олимпийский” в Бобруйске, около двух десятков домов в Новополоцке, Республиканский учебный центр Министерства лесного хозяйства, расположенный в деревне Ждановичи Минского района, мастерская и жилой дом столичного художника Михаила Савицкого, а также магазины, школы, санатории, детские лагеря. “Опытный архитектор заметит, что все эти объекты делал один человек, просто очень отличный от других, — заметил зодчий, у которого, кстати, были свои оригинальные предложения по Национальной библиотеке и Дворцу Республики. — Имеется у меня несколько вариантов реконструкции гостиницы-хрущевки “Беларусь”.

Дом в доме

Есть у моего визави различные любопытные варианты коттеджной застройки. “Приятно создавать традиционные фасады с элементами и порталами, напоминающими старинную библиотеку или даже дворец, находить формы, возвышающие маленькую архитектуру, — рассказывает Олег Александрович. — Есть у меня и положительный опыт, как дать новую жизнь морально устаревшей, ветхой постройке. Для этого мы “одели” в плиты с соответствующей системой вентиляции старый деревянный дом в переулке Мелиоративном. Недавно наша мастерская получила премию за оригинальное решение — беседку, встроенную в один из углов дома, и иные любопытные находки”.

— Можно сделать дом в виде улитки, трамвая, летающей тарелки, бумажной поделки (оригами), избушки на курьих ножках и даже гильотины, — перечисляю, желая продолжить разговор на данную тему.

— Для развития нам необходимы архитекторы, дающие совершенно неожиданные решения, — считает Олег Ладкин. — Однако не всегда делать не так как все означает делать лучше. Все же творцам важно не выходить за пределы гармонии, поскольку только такие произведения должны прививать вкус. Представить эпатажную новизну легче, чем найти оригинальность в привычном, общепринятом. На такое способны только гении. Таковым, например, является датчанин Йорн Утзон, который спроектировал Сиднейский оперный театр. Он создал одновременно оригинальное и очень гармоничное произведение.

Автор Светлана ДЕВЯТКОВА, источник ]]>"Народная газета"]]>

 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Современный уровень строительства требует совершенно новых подходов и технологий, призванных обеспечить конкурентоспособность строительных...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Жюри XI Республиканского смотра-конкурса на лучшее архитектурное произведение (постройка, проект) года РЕШИЛО: 1. Присудить Гран-при (Большая...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Проблема приспособления архитектурной среды к требованиям инвалидов, престарелых, больных, травмированных и других лиц с ограниченными возможностями...