Вы здесь

Возвращение к генеральному плану столицы

Новая редакция Генерального плана Минска подвела итог периоду реформаторских устремлений и радикальных перемен в выборе путей, форм и методов планирования градостроительного развития и жизнедеятельности города. Наступившие времена хотя несколько успокоили обостренное восприятие стремительно меняющихся экономических, экологических, социальных и хозяйственных процессов в нашей республике, странах-соседях и мире в целом, все же не позволили адаптировать их дестабилизирующий характер для стратегического планирования. Очевидно, потребуется больше времени для переосмысления собственного градостроительного опыта последних лет развития столицы.

Достижение устойчивости современной “демографической пирамиды” Минска поддерживалось за счет удвоения запланированных генпланом 2003 г. темпов ежегодного, главным образом миграционного, прироста (более 15 000) жителей, и это – на фоне сокращения численности населения в других городах и регионах страны. Постоянное наращивание в последние годы объемов жилищного строительства мало отражалось на уровне благосостояния минчан по критерию обеспеченности жилым фондом и даже сопровождалось опережающим ростом очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форсированный рост уровня автомобилизации до 300 и более машин на 1000 жителей привел к достижению критической величины пропускной способности городской улично-дорожной сети. Повышение уровня экономической эффективности использования территории с уплотнением городской среды и повсеместным размещением высокоплотной жилой застройки разрушало функциональную организацию городского пространства и снижало уровень безопасности горожан. Этот перечень может быть продолжен, однако проблемный характер некоторых конкретных процессов развития Минска в современных условиях выходит за рамки генерального плана. Массовое обновление бытовых условий (дома, автомобиля, мебели, бытовой техники, оборудования и т.д.) и неопределенность ценностей городского уклада жизни, колебания необходимых для жизнедеятельности бюджетных ресурсов и неопределенность объемов инвестиций из других источников требуют пересмотра содержания территориального планирования с технического уровня соответствия границ и параметров на содержательный уровень соответствия направленности развития.

Современные мировые процессы окончательно развеяли мифологию доминирования “эго” – центра силы, глобализации экономики, идеологии “верного пути” и пр., подтвердив в очередной раз универсальную формулу: богатство мира –
в его многообразии
. “Возвращение в будущее” с отбором лучшего для комплексного и сбалансированного на всех уровнях развития Минска стало для разработчиков генплана главным принципом анализа, оценки и принятия решений в выборе направления развития белорусской столицы.

Содержание новой редакции в определенной мере является продолжением утвержденного в апреле 2003 г. Указом Главы государства Генерального плана г. Минска. Но не только его. В национальной градостроительной практике этот генплан по-своему уникален. Как отметил в статье (“АиС”, 2003, № 1), предваряющей его публикацию, руководитель проекта А. Колонтай, “де-факто Генеральный план г. Минска был утвержден на сессии Мингорсовета в 2001 году как План функционального зонирования территорий г. Минска с режимами развития и застройки”. Здесь следует напомнить, что официально внедрение в конце 1990-х гг. в градостроительное проектирование самостоятельной стадии функционального зонирования имело своей целью создание в новых социально-экономических условиях универсальной геоинформационной системы для всех участников градостроительной деятельности в форме Государственного градостроительного кадастра, что было закреплено в республиканских нормативах СНБ 3.01.03–98 и П2–01 к СНБ 3.01.03–98.

Специалистам известно, что дополнительно установленная стадия функционального зонирования технологически выполнима только по итогам обобщения (более 50% преобладающей функции) предварительно разработанного проектного решения. В нашем случае это были преимущественно материалы Генерального плана г. Минска 1996 г., разработанного творческим коллективом под руководством Ю. Пурецкого. Новаторские подходы к организации работ над генпланом 2003 г. позволили исключить из комплекта материалов такие обязательные чертежи, как Стратегический и Опорный планы, Генеральный план и др.

Обращение к событиям прошедшего времени объясняет состав и содержание новой редакции (корректировки) генерального плана, выполненной в 2006–2010 гг. в объеме двух градостроительных проектов: корректировки решений Генерального плана г. Минска 1996 г. и корректировки положений и регламентов Плана функционального зонирования г. Минска 2003 (2001) г.

Состав материалов новой редакции позволяет говорить о возвращении городу Минску генерального плана в полном объеме. Исключением является чертеж “Стратегический план (положение города в системе расселения)”, поскольку его содержание было представлено в материалах проекта “Схема пригородной зоны г. Минска”, разработанного в 2008 г. по заданию Мингорисполкома ведущими специалистами УП “БелНИИПградостроительства” Т. Бутримович, О. Базакуца, Ф. Гликом, Ю. Винниковым и другими.

Во главу угла при разработке нового генерального плана были поставлены Основные положения градостроительного развития г. Минска, которые в течение всего 2009 г. подробно рассматривались ведущими специалистами города, области и республики, согласовывались сотрудниками и экспертами органов государственного управления и обсуждались депутатами, минчанами и жителями пригородных населенных пунктов.

В утверждаемой части генерального плана присутствуют два картографических чертежа – Генеральный план и План функционального зонирования. Их наличие позволило, с одной стороны, вернуть ему визуальный структурно-планировочный образ “Столицы-2030” в форме оптимального плана с подробно рассчитанными социально-экономическими параметрами, с другой – сохранило обобщенный характер стратегии функционально-планировочного развития “Столицы-2030”.

Представленная на чертеже генерального плана подробная системная функционально-планировочная организация города“Минск-2030” – обеспечила необходимую глубину и содержание комплексной разработки проектного решения, высокий уровень визуализации территориальной информации, его детальное рассмотрение, экспертизу, согласование, общественное обсуждение и официальное утверждение. Обобщенное и укрупненное (более 50%) функциональное зонирование города без планировочных деталей, представленное на чертеже Плана функционального зонирования, выступает как инструмент реализации генплана. Это обеспечит на всех последующих этапах высокий уровень управления развитием города, широкий выбор градостроительных средств и методов достижения целей. План функционального зонирования позволит в будущем добиваться не просто формального соответствия “формы и содержания” генплана, а максимального градоформирующего результата с эффективным использованием ресурсных возможностей и новейших технико-технологических достижений.

Образно говоря, новый генеральный план г. Минска требует от проектировщиков, экспертов и управленцев не формальной стерильности планировочных рецептов, аптеки функциональных регламентов и постельного режима инвесторов, а эффективной организации профилактики заболеваний всех систем жизнедеятельности растущего городского организма и защиты его от вредных привычек участников градостроительной деятельности.

В чем особенности нового генерального плана? Прежде всего нужно отметить его установку на формирование в границах перспективного развития столицы структурно-планировочной системы, в которой выделяются 5 планировочных поясов, 7 планировочных секторов, 60 планировочных районов, планировочный каркас города, планировочный каркас планировочных районов, природный каркас города и рубежи зоны компактного территориального развития Минска по границам 16 пригородных населенных пунктов. Для последующих этапов проектирования установлено требование системной разработки структурно-планировочной организации жилых, производственных, общественных и ландшафтно-рекреационных территорий с членением на социально-сбалансированные районы и размещением всех видов нового строительства на основе квартальной планировочной формы.

Возвращение на новом качественном уровне в градостроительную практику понятного языка структурно-планировочных форм является необходимым условием для восстановления коммуникации взаимопонимания на стадии принятия градостроительного решения, в том числе в отношении организации процессов жизнедеятельности, пространственного образа планировки, застройки и др. Все участники градостроительной деятельности должны помнить, что по градостроительным чертежам никто не строит. В таких чертежах, при очевидном уважении авторских прав, воплощаются договоренности между управленцами, планировщиками, экспертами, инвесторами и горожанами.

Генеральным планом заявлено о целесообразности дифференцирования городской среды в соответствии со структурно-планировочным зонированием и уточнением перечня обязательных архитектурно-пространственных, экономических, технологических, эстетических и других признаков.

Новый План функционального зонирования разработан с соблюдением ряда базовых принципов и дополнен известным принципом подобия графического изображения города и города – физического объекта. Обозначенные на нем зона транспортных коммуникаций планировочного каркаса и линии зон градостроительного регулирования позволяют при размещении объекта оперативно оценить его местоположение – как по критериям типа функциональной зоны, так и по критериям элементов пространственно-планировочной структуры Минска. Правда, при этом следует иметь в виду предварительный характер такого рода информации. Подробно оценка градостроительной ситуации и обоснование инвестиций выполняются в объеме детального плана (масштаб с разрешением 1:2000 и более).

В новой редакции генплана разработан ряд моделей оптимального развития города и откорректированы принятые ранее модели развития урбанизированного и природного каркасов Минска. Такими моделями уточнены критерии оптимальности, по которым в ходе разработки оценивалось проектное решение генплана. Для последующих стадий градостроительного проектирования “критерии оптимальности использования территории определяются на основе структурно-планировочного районирования” (п. 2.1 регламентов генплана). В зонах размещения уникальных объектов регламенты (параметры строительства) “устанавливаются по итогам анализа и использования отечественного и зарубежного градостроительного опыта и, как правило, вариантной либо конкурсной разработки…”.

Фундаментом проектного решения нового генерального плана стали итоги развернутых предпроектных исследований современного состояния на 01.01.2006 г. всех территориальных систем с анализом проблем и оценкой ресурсных возможностей развития столицы. В составе текстовых материалов обосновывающей части проекта отдельными томами представлены историческая справка и историко-градостроительный опорный план (Т. 3), современное состояние планировки и функционального зонирования Минска (Т. 4), развитие в столице туризма (Т. 5) и др. Графические материалы проекта дополнены 18 чертежами современного состояния территории.

Материалы генерального плана необходимо было привести в соответствие с другими утвержденными в период его разработки национальными планами и программами. Все это потребовало от авторов дважды – в 2008 и 2010 гг. – переработать содержание основных разделов обосновывающей части с уточнением параметров территориального развития, в том числе численности населения, объемов ввода жилищного фонда и др.

Обращаясь к содержанию утвержденного в новой редакции генерального плана Минска, следует иметь в виду его консолидирующий характер. В нем отразились многочисленные международные и национальные, региональные и местные производственно-хозяйственные и культурные, общественные интересы, интересы отдельного человека и гражданского общества.

“Основные положения градостроительного развития г. Минска” (с небольшими купюрами), предлагаемые читателям, дадут возможность подробнее ознакомиться с их содержанием, а в случае необходимости сопоставить изменения новой редакции генплана, обратившись к аналогичной публикации в первом номере журнала “Архитектура и строительство” за 2003 г.

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
«... высшее мастерство эзотерики в архитектуре, когда созданное человеческими руками становится безболезненным продолжением природно-...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...