Вы здесь

Глава 1. Общая территориально-функциональная организация и прогноз градостроительного развития г. Минска

Часть I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ г. МИНСКА

Раздел I

Основные направления градостроительного развития г. Минска

Глава 1

ОБЩАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОГНОЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Г. МИНСКА

Направление 1

Планирование территориального развития Минска во взаимосвязи со стратегическим социально-экономическим планированием городского развития и в соответствии с ресурсными возможностями и достигнутым уровнем жизни

  • Закрепление расчетных периодов планирования территориального развития: на долгосрочный период – 2030 г. и период первой очереди градостроительного развития – 2015 г. (п. 1.1).
  • Оптимизация роста численности населения с увеличением от существующей на 2006 г. 1780,7 тыс. человек до 1900 тыс. человек в 2015 г. и 2000 тыс. человек в 2030 г. Резервирование земель Минского района для территориального развития столицы от существующих 30,6 тыс. га в 2006 г. до 34 тыс. га в 2015 г. и 54,2 тыс. га в границах перспективного развития города на расчетный срок (п. 1.2).
  • Оптимизация структуры занятости с ростом занятых в сфере услуг и уменьшением занятых в производственном секторе экономики от существующего соотношения занятых: 60% в сфере услуг и 40% в производственной сфере к прогнозируемому на 2030 г. соотношению 65 и 35% соответственно (п. 1.3).
  • Увеличение к 2030 г. средней жилищной обеспеченности общей жилой площадью населения города от существующих в 2006 г. 19 м2 до 31 м2 на человека. Достижение ежегодного ввода жилья в период с 2010 г. не ниже 1200 тыс. м2 (п. 1.4).

Направление 2

Расселение жителей города и создание новых рабочих мест, размещение нового строительства и реконструкция существующей застройки с наращиванием инженерной и транспортной инфраструктуры в оптимальной компактной территориально-пространственной форме города с комплексным, сбалансированным развитием и организацией жизнедеятельности горожан на территориях всех структурно-планировочных зон белорусской столицы

  • Наращивание планировочной структуры Минска на основе исторической преемственности, совершенствования радиально-кольцевой планировки города и взаимосвязанного развития городского и внешнего планировочных каркасов на всех направлениях региональной, национальной и центрально-европейской систем расселения (п. 2.1).
  • Использование для регулирования планировки и застройки градостроительной модели, отражающей физическую, экономическую и биологическую природу жизнедеятельности городского сообщества и позволяющей оптимизировать развитие системы центров (планировочного ядра, центров секторов и районов), системы зон тяготения (планировочных поясов, планировочных секторов и планировочных районов), системы коммуникаций (транспортно-планировочного каркаса и инженерной инфраструктуры) и системы природно-ландшафтного комплекса – природного каркаса и экологических коридоров (п. 2.2).
  • Выделение для целей планирования эффективного градостроительного развития территорий 4 концентрических планировочных поясов в форме зон с дифференцированными параметрами ценности городских земель и интенсивности их использования, которые должны повышаться от 4-го к 1-му поясу города. Планировочная зона 1-го пояса – ядро города – ограничивается 1-м транспортным кольцом; граница 2-го пояса – центральной зоны – проходит по 2-му транспортному кольцу; 3-го пояса – срединной зоны – по Минской кольцевой автомобильной дороге (далее МКАД); 4-го территориального пояса – периферийной зоны – по границе перспективной городской черты. В составе срединной планировочной зоны выделяется внешний пояс – переходная подзона, характеризующаяся параметрами срединной зоны только по характеру освоения жилых территорий (п. 2.3).
  • Выделение для целей планирования строительства и устойчивого территориально-пространственного развития Минска территорий планировочного каркаса в форме зон с высоким градостроительным потенциалом вдоль основных радиальных городских проспектов и магистралей: пр. Независимости, улиц Ваупшасова и Маяковского, Партизанского пр., ул. Лейтенанта Кижеватова, пр. Дзержинского, ул. Притыцкого, пр. Победителей, улиц Долгиновский тракт, Богдановича, Логойский тракт и по кольцевым магистралям 1-го, 2-го, 3-го и 4-го (МКАД) транспортных колец. Устанавливаются 100-, 400- и 1000-метровые зоны планировочного каркаса города, по которым происходит снижение интенсивности градостроительного освоения территории и стоимости земли. Регулирование градоформирующего потенциала осей планировочного каркаса осуществляется величиной плотности застройки, функциональным составом зон и развитостью пассажирского транспорта (п. 2.4).
  • Выделение для целей планирования строительства и устойчивого экологического развития территорий природного каркаса города в форме зон с высоким природно-экологическим потенциалом вдоль системы водотоков гидрографической сети в границах прибрежных и водоохранных территорий. Формирование системы экологических коридоров, санирующих воздушный бассейн города (п. 2.5).
  • Выделение за пределами центральной зоны столицы для целей планирования строительства и взаимосвязанного сбалансированного развития Минска и пригородного окружения территорий 7 планировочных секторов города в форме зон активного влияния городских проспектов и магистралей на продолжении основных направлений национальной и региональной систем расселения: восточный – со стороны Национального аэропорта “Минск” и Могилева, юго-восточный – со стороны Гомеля, южный – со стороны Слуцка, юго-западный – со стороны Бреста, западный – со стороны Гродно, северо-западный – со стороны Молодечно и Мяделя и северо-восточный – со стороны Витебска и Борисова. Границы между секторами принять в межкаркасном пространстве вдоль искусственных и естественных рубежей по линиям магистральных железных дорог и основных водотоков (п. 2.6).
  • Выделение для целей планирования строительства и комплексного развития отдельных частей города территорий 60 относительно автономных планировочных районов, границы которых совпадают с границами планировочных поясов и секторов, а также проходят по линиям естественных и искусственных рубежей планировочного и экологического каркасов. Выделение структурно-планировочных элементов на последующих уровнях планирования строительства и развития территорий (жилых и промышленных районов, городских и районных парков, микрорайонов и др.) осуществляется в границах планировочных районов (п. 2.7).
  • Дополнение планировочного каркаса города планировочным каркасом планировочных районов в форме зон с высоким градостроительным потенциалом вдоль общегородских и районных магистральных улиц для достижения устойчивого развития каждого отдельно взятого района столицы. Устанавливаются 100-метровая зона вдоль магистральных улиц города, а также 200-метровые зоны комфортной пешеходной доступности от остановок общественного транспорта на общегородских магистралях и в окружении многофункциональных центров районов (О3), за пределами которых происходит снижение интенсивности градостроительного освоения территории и стоимости земли. Регулирование потенциала зон планировочного каркаса планировочных районов осуществляется путем приоритетного размещения в этих зонах высокоплотной жилой застройки и объектов общественного обслуживания районного и микрорайонного уровней (п. 2.8).
  • Закрепление рубежей компактного территориального развития Минска в зоне часовой комфортной доступности городского центра городским пассажирским транспортом по границам земель пригородных населенных пунктов со стороны секторов: северо-восточного – н.п. Лесковка и Колодищи, восточного – н.п. Привольный и Обчак, юго-восточного – н.п. Королищевичи, южного – н.п. Гатово, Мачулищи и Прилуки, юго-западного – н.п. Богатырево, Озерцо и Волчковичи, западного – н.п. Таборы, Хатежино и Ратомка, северо-западного – н.п. Семков Городок и Большевик. Установление приоритета формирования зоны лесопаркового защитного пояса за пределами рубежей компактного развития города с ограничением размещения нового строительства и высоким уровнем озеленения территорий (п. 2.9).
  • Определение основным структурно-планировочным элементом всех застраиваемых территорий города квартала площадью 5–7 га (п. 2.10).
  • Создание системы жилых территорий с комплексной жилищно-гражданской застройкой путем формирования следующих структурно-планировочных образований:

жилых районов многоквартирной застройки с приоритетным размещением микрорайонов массового жилищно-гражданского строительства;

жилых районов усадебной застройки с приоритетным размещением усадебной жилой застройки квартального типа и комплекса объектов повседневного общественного обслуживания;

микрорайонов с приоритетным размещением кварталов и групп многоквартирных жилых домов, а также комплекса объектов повседневного общественного обслуживания;

кварталов и групп жилой застройки с приоритетным размещением многоквартирных жилых домов и отдельных объектов повседневного общественного обслуживания (п. 2.11).

  • Создание системы производственных территорий с комплексной производственной застройкой, объектами общественного обслуживания и полным инфраструктурным обустройством путем формирования следующих структурно-планировочных образований:

промышленных узлов с приоритетным размещением предприятий различной отраслевой направленности с относительно материалоемким и энергоемким производством;

промышленных комплексов с приоритетным размещением предприятий одной отраслевой направленности с высокой степенью кооперации производства;

производственных и производственно-складских районов с приоритетным размещением средних и малых промышленных, складских и коммунальных предприятий различной отраслевой направленности с ограниченным объемом потребления материальных и энергетических ресурсов;

групп производственных и производственно-коммунальных предприятий с приоритетным размещением средних и малых городских предприятий различной отраслевой направленности с ограниченным объемом потребления материальных и энергетических ресурсов;

коммунально-обслуживающих зон административных и жилых районов с приоритетным размещением коммунальных объектов, необходимых для повседневного обслуживания тяготеющего населения;

научно-технологических парков с приоритетным размещением комплексных научно-производственных центров на базе ведущих отраслевых, вузовских и академических организаций (п. 2.12).

  • Создание комплексной, сбалансированной многоуровневой системы общественных территорий путем формирования следующих структурно-планировочных элементов:

планировочного ядра и 100-метровой зоны планировочного каркаса с приоритетным размещением уникальных многофункциональных объектов и комплексов эпизодического обслуживания международного, национального, регионального и городского уровней;

столичных многофункциональных подцентров на территориях в районах расположения Национальной библиотеки по пр. Независимости, универсального спортивного комплекса “Минск-Арена” по пр. Победителей и международного делового центра “Минск-Сити” на продолжении ул. Жуковского с приоритетным размещением уникальных специализированных объектов и комплексов эпизодического обслуживания международного, национального, регионального и городского уровней;

центров планировочных секторов на территориях в зонах городского планировочного каркаса по ул. Богдановича, Партизанскому пр., ул. Маяковского, пр. Дзержинского, улицам Притыцкого и Долгиновский тракт с приоритетным размещением объектов и комплексов эпизодического и периодического обслуживания городского уровня;

центров планировочных, жилых и промышленных районов на территориях в зонах планировочного каркаса города и планировочных районов по направлениям сети городских магистральных улиц с размещением объектов и комплексов эпизодического и периодического обслуживания городского и районного уровней;

микрорайонных центров на территориях в зонах жилой застройки с размещением отдельных объектов периодического и комплексов объектов повседневного обслуживания локального уровня (п. 2.13).

  • Создание непрерывной взаимосвязанной системы ландшафтно-рекреационных территорий путем формирования следующих структурно-планировочных элементов:

лесопарковых комплексов на территориях лесопаркового пояса с приоритетным размещением международных, национальных и региональных специализированных объектов оздоровления и отдыха;

водно-зеленого диаметра на пойменных территориях р. Свислочь с приоритетным размещением многопрофильных и специализированных парков общегородского значения;

водно-парковых полуколец на пойменных территориях притоков р. Свислочь с приоритетным размещением многопрофильных парков общегородского и районного значения;

зеленых клиньев на незастроенных территориях, связывающих природные ландшафты города и пригородного окружения, с приоритетным размещением парков районного значения (п. 2.14).

  • Выделение в Минске по преобладающему (не менее 50%) функциональному использованию территорий жилых, производственных, общественных и ландшафтно-рекреационных зон, а также зоны специального назначения и транспортно-планировочного каркаса города. Установление системы регламентов функциональных зон, призванной обеспечить эффективное управление развитием и использование городских земель, защитить общественные интересы в сохранении объектов природного комплекса и в резервировании территорий для социально значимых объектов обслуживания, а также стимулировать развитие инвестиционных процессов и формирование свободного рынка недвижимости (п. 2.15).
  • Закрепление четырех основных типов градостроительных регламентов для основных типов функциональных зон Минска в пределах перспективной городской черты: “А” – тип основного функционального назначения, “Б” – разрешенный тип застройки, “В” – система параметров застройки и использования, “Г” – формы освоения зон и участков (п. 2.16).
  • Определение индивидуальных параметров всех видов нового строительства и благоустройства для функциональных зон, отличающихся уникальным характером планировки и застройки столичного уровня, на основе достижений отечественного и зарубежного градостроительного опыта на стадии градостроительного проектирования “Детальный план” (п. 2.17).

Направление 3

Формирование дифференцированной городской среды в соответствии со структурно-планировочным зонированием г. Минска. Создание яркого градостроительного образа белорусской столицы с сохранением богатого историко-градостроительного наследия и уникального природного ландшафта

  • Формирование трехуровневой системы городской среды, включающей:

столичный уровень – на территориях зоны планировочного ядра, туристских зон белорусской столицы, 100-метровой зоны планировочного каркаса и водно-
зеленого диаметра города с достижением максимального разнообразия столичных и городских функций и самой высокой степенью архитектурного и ландшафтно-
рекреационного многообразия, а также наличием уникальных объектов межселенного обслуживания;

городской уровень – на территориях центральной планировочной зоны и 100-метровой зоны планировочного каркаса планировочных районов по трассам всех общегородских магистралей с достижением большого разнообразия городских, районных и отдельных межселенных функций и высокой степенью архитектурного и ландшафтно-рекреационного многообразия, а также наличием объектов общественного обслуживания эпизодического и периодического пользования;

местный уровень – на межкаркасных территориях срединного и периферийного планировочных поясов города с преобладающим размещением жилых, производственных либо ландшафтно-рекреационных функций, сохранившимся богатством природного ландшафта и наличием комплекса объектов местного обслуживания (п. 3.1).

  • Организация процесса эффективного управления развитием городской среды путем дополнения градостроительных регламентов в части архитектурно-пространственных аспектов застройки, а также совершенствование методов организации проектирования и принятия решений по новому строительству (п. 3.2).
  • Разработка и реализация мероприятий заинтересованного участия минчан в улучшении всех составляющих городской среды районов по месту работы и месту проживания (п. 3.3).
  • Выделение в границах перспективного развития Минска четырех типов городских территорий архитектурно-пространственного (композиционного) регулирования застройки:

– территории зон особого регулирования застройки, по всем градостроительным параметрам увязанной с историческим контекстом;

– экспонированные территории, застройка которых призвана сформировать живописные панорамы и выразительный силуэт столицы;

– территории размещения перспективных высотных доминант города в узлах и на границах зон планировочного каркаса;

– территории открытых пространств, по границам которых следует формировать выразительную панорамную застройку и максимально сохранять пейзажный характер ландшафта (п. 3.4).

  • Выделение зон особого архитектурно-пространственного регулирования в 100-метровых полосах от красных линий по пр. Независимости от ул. Козлова до ул. Филимонова, а также в зоне городского ядра в границах улиц Козлова, Зм. Бядули, Первомайской, Ульяновской, Бобруйской, К. Цеткин, Романовская Слобода, Мельникайте, Киселева, Красной (п. 3.5).
  • Дополнение зон особого архитектурно-пространственного регулирования исторического градостроительного ансамбля столицы территориями, формирующими окружение природных ландшафтов водно-зеленого диаметра вдоль каскада водоемов на р. Свислочь (п. 3.6).
  • Разработка пространственно-планировочной модели Минска с размещением перспективного высотного строительства архитектурных ансамблей застройки свыше 18 этажей и выявлением границ структурообразующих элементов города, по которым осуществляется визуально-пространственная ориентация (п. 3.7).
  • Формирование в зонах активного восприятия на всех въездах в город и по трассе Минской кольцевой автомобильной дороги градостроительных комплексов с уникальными архитектурными ансамблевыми качествами (п. 3.8).

Направление 4

Создание эффективного механизма регулирования процесса градостроительной деятельности на территориях в границах перспективного развития Минска

  • Закрепление генерального плана единым документом территориального планирования столицы Республики Беларусь, утверждаемым Указом Президента Республики Беларусь и содержащим: положения о территориальном планировании, в том числе цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию и указания на последовательность их выполнения с изложением на картах и схемах (п. 4.1).
  • Создание эффективного механизма регулирования градостроительной деятельности на основе разработки правил землепользования и застройки столицы – документа градостроительного зонирования, который утверждается Минским горисполкомом и в котором устанавливаются территориальные зоны и их границы, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 4.2).
  • Закрепление на период разработки и утверждения правил землепользования и застройки Минска в качестве нормативной базы в части соблюдения структурно-планировочных, природно-экологических, функциональных и строительных требований регламентов генерального плана для четырех основных типов (жилых, производственных, общественных и ландшафтно-рекреационных) функциональных зон (п. 4.3).
  • Принятие типологии функциональных зон по территориально преобладающему типу деятельности от наиболее укрупненных (не менее 50% жилых, производственных или общественных территорий) зон, определяемых на стадии генерального плана, до детальных (более 60% застраиваемых и не менее 85% незастраиваемых ландшафтно-рекреационных территорий) зон, определяемых на стадии детального планирования (п. 4.4).
  • Достижение столичного уровня городской среды в общественных зонах 80О, 155О и 214О по особому порядку определения всех параметров планировки и застройки их территории путем разработки градостроительного проекта “Детальный план” с сохранением не менее 50% доли общественных территорий (п. 4.5).
  • Закрепление регламентов основных типов функциональных зон обязательными для исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности на территории в границах перспективного развития Минска (п. 4.6).

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Традиционный взгляд на сущность туризма — обязательное посещение музеев, осмотр памятников архитектуры и археологических раскопок. Очень часто...
03.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Генеральный план г. Бреста Опорный план г. Бреста Транспортная инфраструктура г. Бреста ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИСТОРИЧECКОМ БУДУЩЕМ БРЕСТА своими истоками...
12.07.2004 / просмотров: [totalcount]
Гомель всегда славился спортивными успехами и большим интересом горожан к проводимым спортивным мероприятиям. Этот факт сыграл не последнюю роль во...