Вы здесь

“Дворцы и хижины” Речицы

…Еще и еще раз убеждаешься, что архитектурный “урожай” может быть оценен лишь в сравнении с тем, что было до “посева”, до объявления столицей нынешних “Дажынак” славного города Полесья – Речицы. Правда, и голые цифры здесь не помогут. Ну что нам скажут, например, такие результаты: З7 километров нового асфальта городских улиц, 60 000 кв. метров уложенной тротуарной плитки, не говоря уже об освоенных суммах?..

Не ради них же затевается большая дожинковская стройка. Но для того чтобы показать, на что мы способны, как бы хотели жить, будь у нас “Дажынкi” со своими ресурсами почаще. Чтобы этот яркий праздник остался с горожанами как самое яркое событие в его архитектурной биографии. Потому и хранятся фотографии того, что “до”, как вещественные доказательства броска вперед, уровня преобразований.

 

 

Смурые, одичалые, казалось бы, отжившие постройки, над которыми дамокловым мечом навис столь же смурый телеграфный столб, по мановению дожинковской палочки вдруг превращаются в миниатюрные дворцы с канделябрами светильников и смело выходят на улицу­площадь – себя показать, других посмотреть (фото 1, 2).

Здесь нет ни иронии, ни особой натяжки, поскольку “дворец” изначально от “двор” – открытое пространство, принадлежащее строению. Поэтому величию дворца должна сопутствовать обширность двора­створа, откуда воспринимаетсякажется само строение.

В этом смысле сегодня Речица – каскад, ансамбль всяческих дворцов.

Так, новый амфитеатр – чем не дворец! Огромное пространство и полноводного Днепра, и набережной, которой может позавидовать любой наш город (фото 3).

Однако не только это выдает в нем дворцовость, но и скрупулезное внимание к обильным и не прячущимся деталям (фото 4, 5). Два парусника привечают друг друга под голубым небосводом или старинная ладья, преобразившись на новый лад, раскрывает синие паруса и ловит свежий ветер.

Примечательно, что некогда на этом месте, как гласит предание, приставала ладья, везущая с чужбины усопшую Евфросинию Полоцкую. Памятник в честь этого события воспринимается символическим устоем причала, к которому неосязаемыми, но почти видимыми, чувствуемыми связями крепится новая архитектурная ладья (фото 6). И вместе они служат духовным ориентиром на вольном просторе сквераплощади, ненасильственно удерживая его (фото 7). С другого берега этого моря зелени и цветов его приветствует обновленный городской Дворец культуры, который также может показаться стильным, с иголочки белым пароходом (фото 8). Он также не жмется одним фасадом­бортом к улице­пристани. Обойдя его, видишь, как часто бывает в таких случаях, не задник, но достойную форму, открытую и открывающую вполне емкое пространство.

В целом привлекает именно гармоничный компромисс “первой” и “второй” природы, застройки и естественного ландшафта. Они поочередно выходят на авансцену городского пейзажа и солируют. Однако так, чтобы их нерасторжимый дуэт только выигрывал. Поэтому Дворец белорусских нефтяников выглядит более внушительно, солиднее, когда перед ним богатым и обширным ковром стелется ухоженный партер, когда оба они дают вольно дышать друг другу (фото 9).

Выходя на этот всегда возвышенный простор, и ветеранам подобает подтянуться и представать не хижинами, но повидавшими виды коренными речинцами (фото 10). Таким образом, они не только привносят разнообразие, но преисполняют город и горожан историчностью, преемственностью поколений, народностью. В них теплится ненапыщенность белоруса, его укорененность на родном месте.

Тем не менее, когда было решено сносить воистину ветхие хижины, многие сразу и охотно оставили рухлядь и сыграли новоселье в новом, специально для них построенном за считанные месяцы благоустроенном стовосьми­квартирном доме. Также похожим вместе с другими многоэтажными жилыми домами на дворец, гордо, вольготно восстающий на своем пристойном “дворе” (фото 11, 12).

Поэтому нет никакого желания вдаваться во вкусовые антимонии и отыскивать всяческие недоделки. Например, иронизировать по поводу силикатной домины, которая, пожелав участвовать в республиканском празднике, оделась в псевдосайдинг (фото 13). Ведь во множестве есть очень стильные или, по крайней мере, тактичные решения (фото 14, 15).

Речице далеко до столичных пробок из автомобильной жести. Тем не менее улицы расширились и расширение планируется. То есть гектары асфальта легли отнюдь не только для решения острой транспортной проблемы. Всем своим все более полнодышащим обликом город отказывается от удручающей хижинности. Благо, что при этом новые, самобытные проспекты не уничтожают провинциальную прелесть и гуманный масштаб. Напротив, они раскрывают самость каждого из многочисленных дворцов, куда тянется и млад и стар (фото 16–18).

Или фирменный павильонпропагандист одного из местных производителей. Пусть размером не дворец, но уже и не хижиназабегаловка. По внешнему виду, по своеобразному интерьеру, наконец, по вполне дворцовому пространству и его бронзовому “дворецкому”, далеко вышедшему навстречу гостям (фото 19).

Еще более радушным стал железнодорожный вокзал, заметно расширив и до неузнаваемости преобразив свои территориальные владения (фото 20).

Недаром же, когда интересовался у речицкой молодежи относительно главного наследства “Дажынак”, они благодарно говорили именно о благоустройстве – о скверах, парках, где веет свободой и самовыражением. Поэтому понятно, почему молодежь Речицы вдохновенно откликнулась на предложение и помощь в росписи гаражей. Благодаря этому и просто преобразили автомобильные хижины, и, пусть даже лишь иллюзорно, высвободили пространство (фото 21). С традиционной белорусской иронией встречают нас и другие композиции, которые также рады простору, он пронизывает их, преисполняет возвышенными чувствами (фото 22).

…А вот горожане деловые и старожилы не преминули отметить новый путепровод, который сохранит многие часы, дни, годы для более добрых впечатлений, нежели стояние на переезде и моление шлагбауму. По сути, то есть по контрасту с переездом­лачугой, это также просторный дворец.

Словом, город не столько преобразился, сколько стал уважительнее к своему простому горожанину. И Ленин, уйдя на покой с площади в сквер, такой молодой в октябре, не зазывает уже в даль времен несусветных (фото 23). Но показывает, что здесь и сейчас на этой доброй земле можно и надо строить свою жизнь как неповторимый дворец.

 

Мир дворцам – открытости, благополучию и праздничности.

Война хижинам – тесноте, запущенности, унылости.

С почтением указывает изваяние и на внешне скромный исполком, былой штаб, одержавший явную победу в дожинковском “сражении”. Там узнал, что непримиримая “война” будет продолжена по всем фронтам. Так, планируется закончить реконструкцию экологического центра, дабы уже в следующем году принять представительный форум. Не остановит свое наступление по двум берегам и набережная. Не останется без значительного подкрепления и жилищное строительство. Укрепит свои эстетические позиции как самый многозначительный символ успеха городская рекреация – парк Победы.

Правда, остаются проблемы в тылу – приходится, в частности, дожинатьдожимать некоторых подрядчиков, что не выполнили обязательства. Иначе говоря, преподан поучительный урок: дело стоит иметь с проверенным и авторитетным подрядчиком, но ни в коем случае с тем, кто – только бы победить в тендере – наобещает с три короба, а получив аванс, забывает про многое. Так что, оршанцы, хозяева следующих “Дажынак”, будьте бдительны: враг в лице халтурщиков не дремлет. Дабы обрести простор для необходимого маневра, не медлите также с проектированием, открытием финансирования. Нередко это промедление смерти подобно.

…Чрезвычайно важно, чтобы Речица, получив мощный преобразующий импульс, не свернула со своего самобытного пути, который я назвал бы природнодворцовым. Это о неподдельной гармонии, взаимоуважении с нашей кроткой природой, которая не перестает быть дарящей госпожой, несмотря на то что ее унизили, почти выгнали из себя мегаполисы. То есть преображение предполагает и сохранение, что, видимо, Речица хорошо понимает (фото 24). Тогда амфитеатр предстает также доброй, чистой синей птицей счастья творчества, которую нельзя спугнуть.

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...