Вы здесь

Гродногражданпроект: Проектируем для людей

Своим сегодняшним обликом помолодевший, но не утративший самобытности cедой, величественный Гродно во многом обязан Гродногражданпроекту. Творческому коллективу одного из старейших и авторитетнейших в Беларуси проектных институтов удается, хоть порой и под градом критических стрел, находить “золотую середину” при реконструкции уникального исторического центра города. В отличие от коллег из других городов страны гродненским архитекторам и проектировщикам приходится работать под двойным грузом ответственности. Ведь прежде всего они имеют дело с такой тонкой материей, как культура предков. Бережно сохраняя современными методами старую архитектуру, они реставрируют, возвращая к жизни, даже не отдельные объекты – создают достойную сегодняшнего дня среду обитания. Главный принцип, которым здесь руководствуются, заключается в том, что “историческое ядро города не может оставаться сугубо музейным экспонатом, оно должно полноценно развиваться, сохраняя наследие прошлых лет, уникальную планировочную структуру”. Подтверждение верности ему – обновленные Советская площадь с превращением улицы Советской в пешеходную, практически все магистрали центра города, десятки исторических зданий, парки, жилые территории. В?текущем году начата разработка проектной документации на реконструкцию и реставрацию таких исторических объектов, как Борисоглебская (Коложская) церковь, Старый замок, здания по ул. Горького под Архиерейское подворье, бывшие усадьба Станиславово и Бригитский монастырь.

Сегодня близится к завершению грандиозная реконструкция Старого моста с многокилометровыми транспортными подходами. Благодаря строительству объездных дорог транспорту, кроме обслуживающего, путь на площадь будет закрыт. Конечной целью ее преобразования является придание площади пешеходной функции. В будущем это даст возможность проводить археологические исследования и вести работы по воссозданию утраченной исторической застройки – Ратуши, дворца Радзивиллов, фары Витовта.

Особенный профессиональный почерк проявился во многих знаковых объектах, запроектированных институтом. Ледовый дворец, спортивный комплекс “Неман”, оздоровительный центр “Озерный”, транспортная развязка по ул. Буденного, проектные решения по комплексной реконструкции и благоустройству Новогрудка, Сморгони, Волковыска, Берестовицы, г.п. Мир и многих других городов и населенных пунктов региона несут на себе отличительные признаки новизны и нестандартности архитектурных и технических решений, стремления к индивидуальности. По праву открывает этот далеко не полный перечень созданных объектов жилой городок Россь, внесенный в энциклопедию произведений мирового зодчества ХХ века.

По точному выражению главного инженера предприятия Рышарда Кацынеля, особенность проектного института в том, что он проектирует и строит здания и сооружения, удобные прежде всего для людей, а не машин и оборудования. И уровень мышления их создателей совершенно иной. Например, на трибунах гродненского Ледового дворца публика не сидит в верхней одежде, как в большинстве аналогичных сооружений, под сиденьями зрительных рядов протянуты трубки отопления. В то время как на ледовой арене -7, на трибунах – +18 градусов. Сама арена расположена ниже уровня земли. Из фойе, стеклянная перегородка в котором открывает взору игровой зал и табло, людские потоки сразу растекаются по кольцевому, а не одно- или двустороннему (“не должен человеческий взгляд упираться в бетонную стену”) амфитеатру. В зале великолепная акустика, подвесной потолок, 4-стороннее электронное табло с удобным круговым обзором, 14 зенитных фонарей верхнего освещения, благодаря которым днем здесь светло как на улице, а финское покрытие практически за пару часов легко превращает ледовую площадку в баскетбольную… И множество других, казалось бы, “мелочей”, делающих сооружение достойным человека и требований сегодняшнего дня. Здание энергосберегающее, в отличие от существующих собратьев имеет очень маленький охлаждаемый периметр.

Ледовый дворец неотъемлемой частью входит в состав современного спортивного комплекса “Неман”, открытие которого после длительной реконструкции состоялось 12 июня. Это еще один образец архитектурного и инженерного искусства гродненских проектировщиков, сумевших вместить столь многофункциональный, созданный с использованием последних мировых достижений в этой области и международных норм объект на территории 7 гектаров вместо нормативных 13.

Наверняка, сетуют гродненские специалисты, там недостаточно зелени, площадок для отдыха, но окружающая градостроительная ситуация не оставила проектировщикам ни одного лишнего метра. И тем не менее пространство удалось использовать максимально эффективно, компактно разместив, кроме 14 спортивных объектов, оснащенных самым современным спортивным и инженерным оборудованием, декоративный бассейн с фонтаном и скульптурной композицией Аллеи спортивной славы.

Сейчас в спорткомплексе могут одновременно заниматься более 3 тыс. человек по 20 видам спорта, 16 из них входят в программу Олимпийских игр. Реконструировано основное спортивное ядро, в которое входит футбольное поле с высококачественным травяным покрытием, поливом и обогревом. На беговой дорожке уложено единственное  в Беларуси синтетическое покрытие Мондо – одно из самых быстрых и удобных в мире. Установлено универсальное жидкокристаллическое табло (10 х 6 м) с возможностью видеоповторов отдельных моментов соревнований.

Футбольное поле имеет комплекс стационарных трибун на 8257 мест, из них 3300 – под навесом. На западной его стороне построено здание с двухъярусными трибунами. Пространство под трибунами нижнего яруса используется под легкоатлетический манеж с 4-полосной беговой 100-метровой дорожкой и двумя залами высотой 10 м. Под верхним ярусом трибун размещаются 2 универсальных тренировочных зала для акробатики, прыжков в высоту, а также толкания ядра и метания молота, залы хореографии и настольного тенниса, помещения для почетных гостей, пресс-конференций, комментаторов, судей и др. Здесь же созданы условия для занятий спортом инвалидам. Безусловно, спортивный манеж такого класса пока новинка для Беларуси.

В комплекс входят также тренировочное футбольное поле с синтетическим покрытием, трибунами на 720 зрителей, беговыми дорожками и секторами для прыжков; поле для хоккея на траве с трибунами на 1140 зрителей, синтетическим покрытием и искусственным поливом; корты и др. В 400 м от комплекса в Коложском парке построено поле для метательных видов спорта. Футбольная, ледовая и легкоатлетическая арены “Немана” готовы принимать соревнования международного уровня.

В портфеле заказов Гродногражданпроекта – многообразие объектов гражданского назначения, в том числе образования и здравоохранения, жилищных, промышленных. Сегодня это крупная многопрофильная проектная организация, вторая по численности в республике. На протяжении последних 5 лет предприятие демонстрирует устойчивую динамику роста всех показателей как объемных, так и эффективности хозяйственной деятельности. Объемы выполненных работ в сопоставимых ценах увеличились в разы. Для иллюстрации только несколько цифр: в 2002 г. они составили 2 млрд руб.; в 2006 – 11,124; в 2007 – 15,561; в текущем – превысят 50 млрд руб. Цель, которую поставил перед собой коллектив, – выйти в ближайшие годы на 100-миллиардную отметку по объемам строительно-монтажных работ в год.

Набранные темпы – свидетельство того, что институту по плечу еще более масштабные задачи. В современных экономических условиях Гродногражданпроект ищет новые подходы и методы в решении градостроительных проблем, разработке конкурентоспособной проектной документации, “неуклонно формирует новое мышление, определяющее концепцию работы в соответствии с требованиями времени”. Сегодня институт ярко демонстрирует способность брать на себя ответственность не только за проектирование, но и строительство технически сложных объектов вплоть до сдачи “под ключ”. Это первый и пока единственный в Беларуси проектный институт, воплощающий на практике инжиниринговую схему работы, эффективную с экономической, технической, градостроительной и любых других точек зрения, – в сегодняшнем строительстве успех определяет скорость. Правда, последователей такого опыта в Беларуси пока нет, хотя в масштабах республики он мог бы принести громадный эффект.

 

Старый мост: в 100 лет?– второе рождение

 

Ныне “в работе” у Гродногражданпроекта самый главный и ответственный объект года – реконструкция центрального автодорожного моста через Неман. Стоимость реализации этого социально значимого, технически сложного и, вне всякого сомнения, красивого проекта – 50 млрд руб.

Ровно сто лет Старый мост служил поколениям гродненцев, соединяя два крутых неманских берега и обе части города в одно целое. Построенный в 1908 г., по меркам того времени он являлся настоящим достижением инженерной мысли. Но уже в 1915 г. был взорван русской армией и только через 14 лет восстановлен польскими властями. Во Вторую мировую войну сооружение не могло не стать мишенью для отступающих войск вермахта. В том виде, в котором его застала нынешняя реконструкция, мост простоял с октября 1949 г.

 

Но морально и физически устарев, главным образом с точки зрения безопасности, он требовал незамедлительной реконструкции, более того, не устраивал город ни по техническим, ни по экологическим, ни по градостроительным соображениям.

Волна интенсивной автомобилизации, накрывшая Гродно в последние годы, требует безотлагательного решения транспортной проблемы. Все чаще основные дорожные артерии областного центра в часы пиковых нагрузок оказываются парализованными на длительное время. В одну громадную пробку превращался и Старый мост, работая на пределе своих возможностей. Вместо 1000 автомобилей в час, что является нормой для пропускной способности 2-полосного моста с шириной проезжей части 8 м, по нему проходило в 3 раза больше машин (со скоростью 10–15 км в час), превышая все критические отметки. Продолжать эксплуатировать сооружение таким образом было просто небезопасно. По нормам для пропуска данного количества транспорта со скоростью 60 км в час необходима проезжая часть шириной 14 м.

Безусловно, Гродно нужен еще один – четвертый мост, что предусмотрено генпланом 2003 г. Но его проектирование и строительство с многочисленными транспортными развязками, во-первых, вылилось бы по стоимости как минимум в 200–300 млрд руб., во-вторых, по срокам могло растянуться на 8–10 лет. А в-третьих, на перепробег транспорта, вынужденного совершать объезд по Румлевскому и Пышковскому мостам, только за один год потребовалось бы сжечь около 100 цистерн дополнительного топлива плюс расходы на эксплуатацию. Перевести эти потери в конкретные цифры, поражающие воображение, нетрудно, гораздо сложнее оценить ущерб экологии города.

После тщательных вариантных проработок и экономических обоснований пришли к единственному выводу: альтернативы реконструкции центрального моста в сложившихся условиях нет. На ее осуществление в тендерных предложениях ряда минских предприятий, а также польской компании отводилось около 3 лет. Гродногражданпроект взял обязательство реализовать собственный проект в 3 раза быстрее. Движение по мосту остановлено в ночь на 16 января и возобновится в августе. По подсчетам, сокращение сроков ввода объекта в эксплуатацию только за счет экономии топлива и стоимости эксплуатации транспорта сбережет около 85 млрд руб. государственных средств.

Идея расширить мост, тем более что результаты обследования мостовых конструкций ей не противоречили, родилась в БНТУ. Впоследствии проектирование полностью взял на себя Гродногражданпроект (ГИП – Сергей Лущ, ГАП – Александр Захарчук).

Разработан оригинальный вариант, воплощающийся в рекордно короткие сроки впервые в республике. Он заключается в использовании существующих опор и пролетного строения, которое усиливается путем изменения расчетной схемы сооружения таким образом, что 3-пролетная неразрезная балка преобразуется в 5-пролетную систему с уменьшением пролетов в 1,5 раза. Под данное пролетное строение подводятся две новые опорные фермы, в местах нового опирания пролетного строения устанавливаются опорные диафрагмы. Главные балки усиливаются дополнительными поясными листами, существующие поперечные связи – дополнительными уголками. Для расширения проезжей части до 21 м устанавливаются металлические консоли в виде треугольных ферм. Существующая железобетонная плита заменяется новой. Таким образом, создаются 4 полосы для движения транспорта и безопасные тротуары для пешеходов каждый шириной 2,25 м.

За счет подведения новых опорных ферм отметка пролетного строения повышается на 1,5 м. На эту же высоту поднимается новая конструкция дорожной одежды на подходах к мосту – с?устройством на правом берегу эстакады длиной 76 м. На левом берегу мост удлиняется дополнительным путепроводом с целью ликвидации съезда с него и устройства пересечения ул. Горновых и Левонабережная в 2 уровнях. Все это не только улучшит движение, но и откроет набережные для прогулок вдоль Немана. Общая протяженность моста составит 219,91 м.

Проектные решения по реконструкции моста разработаны в комплексе с модернизацией многокилометровых транспортных подходов и прилегающих территорий набережной Немана с центра города и со стороны ул. Советских пограничников и Победы. Перекресток этих улиц принимает на себя сразу несколько транспортных потоков, и здесь впервые в Гродно создается так называемое “разрезное кольцо”, что позволит в разы увеличить пропускную способность городских магистралей. Строится также выход с моста с проездом по ул. Подгорной на ул. Буденного, а также второй объезд вдоль р. Городничанки на Большую Троицкую. Следовательно, после завершения реконструкции моста и подходов к нему транспортная схема кардинально изменится, появятся объезды вокруг исторического центра города, что позволит его существенно разгрузить.

Однако перед проектировщиками стояла задача не только вдохнуть “вторую жизнь”, вдвое увеличив пропускную способность старого сооружения, являющегося памятником архитектуры, но и максимально сохранить его первозданный вид. Мосту возвращается его родной – первоначальный (1908 г.) внешний облик: между опорными фермами появятся ажурные решетки. Для тактичного включения его в застройку исторического центра детально проработан дизайн конструктивных элементов, а также архитектурных элементов благоустройства прилегающих территорий (лестницы, подпорные стенки, светильники, ограждения, троллейбусные опоры) в едином стиле.

Сегодня новый Старый мост близок к завершению. Одолеть столь серьезный проект за такое короткое время удалось благодаря тому, что на стройке, где одновременно работают более 20 организаций, единственный хозяин – Гродногражданпроект – генпроектировщик, заказчик и генподрядчик в одном лице. Все нити управления объектом сходятся в одном координационном центре.

Высокая степень ответственности. Высокая степень доверия

 

Когда в руководстве области обсуждали, кому по силам “поднять” реконструкцию Старого моста с выполнением всего комплекса работ – от проектирования до сдачи “под ключ” – качественно, быстро и ответственно, мнение было единодушным – директору Гродногражданпроекта Владимиру Дешко.

Владимир Иосифович Дешко – “свой” человек в стройкомплексе Гродненщины, авторитет его здесь непререкаем. Прошел все ступени (“с юности в резиновых сапогах на стройке”) служебной лестницы от мастера на стройплощадке драмтеатра, прораба, главного инженера СУ до управляющего (в течение 13 лет) трестом “Гроднопромстрой”. Затем 2 года работал заместителем министра архитектуры и строительства. Вернувшись в Гродно, возглавил проектный институт, экономика которого резко пошла вверх. И прежде всего за счет новой организационной основы, включающей десятки составляющих и инноваций “нового мышления”.

– Талантливый руководитель и организатор строительного производства, профессионал в строительной сфере, что называется, от Бога. Волевой, творческий и очень ответственный человек. Ответственный гражданин своего государства, считающий необходимым возлагать на себя сложные и серьезные задачи и добиваться их решения, – такие характеристики довелось услышать в разговорах с сотрудниками института.

Мост на время реконструкции фактически стал его вторым рабочим кабинетом. Он знает всех своих партнеров, видит масштаб личности и проблемы каждого, всегда готов вовремя посоветовать, как их решить, помочь делом. Для подчиненных он – пример компетентности, глубины мышления, быстрой и грамотной реакции на меняющуюся ситуацию. По всему видно, главным оружием его административного ресурса и единственно возможным образом действий является девиз “делай, как я”.

…После более чем двухчасового заседания штаба стройки, прошедшего в спокойном и деловом ритме, без излишней нервозности, в конце рабочего дня В. Дешко снова отправляется на мост. Оставив на рабочем столе внушительную стопку деловой документации, чтобы поработать с ней, вернувшись в кабинет вечером.

 

Невыполнимых задач нет!

 

– В мировой практике это распространенный метод работы, когда функции заказчика выполняет автор проекта, – рассказывает Владимир Иосифович по дороге на стройку. – Главной фигурой на строительной площадке должен быть зодчий – архитектор, проектировщик, конструктор. И это полностью оправдано, потому что в данном случае он не оторван от производства, а сопровождает свой проект до полной его реализации, осуществляя авторский и технический надзор, и может оперативно влиять на судьбу объекта. И когда шел на эту должность, знал, что задача, которую с первого дня поставлю перед собой, перед коллективом, – освоение инжиниринговой деятельности. Эта мысль пришла не спонтанно, еще в Гроднопромстрое хотел создавать проектное бюро.

Управление объектом из одного центра позволяет оперативно решать все возникающие в ходе строительства проблемы, координировать все виды работ и деятельность многих организаций. Внедрение инноваций – одна из ключевых особенностей инжиниринговой работы института. При реализации любого нового проекта, в процессе его проектирования, строительства или ввода объекта в эксплуатацию неизбежно возникают нестандартные ситуации. И способность ответить творчески на эти вызовы и реализовать самими же разработанное “ноу-хау” – путь, который приводит к успеху. Инвестору также спокойнее и выгоднее доверить специалистам все виды работ, получить высококачественный сервис и объект “под ключ” из одних рук.

И самый главный результат, когда мы, проектировщики, работаем в качестве заказчика, – у нас все карты в руках, чтобы свой проект воплотить! Меньше рычагов заставить нас упрощать какие-то решения или от чего-то отказываться. Нанимая подрядчиков, нам проще регулировать процесс и довести свою идею до конца. И как показывает практика – невыполнимых задач нет.

Конечно, наша основная деятельность – проектная. Но думаю, что одновременно будем наращивать объемы работ в качестве и проектировщика, и заказчика, и организации, осуществляющей технадзор. Укрепляем людьми с производства потенциал собственной службы заказчика – отдела капитального строительства, есть у нас группа аттестованных специалистов технадзора, причем по разным отраслям. Уникальность предприятия в том, что здесь работают все специалисты строительного профиля.

К инжиниринговой деятельности подключаются все службы. Опыт показал ее высокую результативность. На объектах, которые мы возводили по данной схеме, удалось в 5 раз сократить нормативные сроки строительства. Это и Советская площадь в центре Гродно с прилегающими улицами, подземным переходом, и швейная фабрика в свободной экономической зоне “Гродноинвест”, и сложнейшая многоуровневая транспортная развязка – ведь никто не верил, что мы построим ее за полгода, задержав движение лишь на месяц – по ул. Буденного – Космонавтов.

– Для этого, видимо, нужно нечто большее, чем смелость…

 

– Риск есть, но он, повторяю, оправдан. Мы реализовали не один объект и через призму экономики видим, насколько это выгодно.

– Но ступить на эту стезю, последовать примеру вашего предприятия никто особенно не решается?

 

– Не хочу обидеть своих коллег, но директор проектного института, если он не прошел подрядную работу, не возьмется за те функции, за которые мы взялись, – это действительно сложно. Если институт занимался такой работой, то новичок по накатанной, конечно, пойдет. Уверен, если на мою должность придет “чистый” проектировщик, он сможет справиться, потому что уже создана стройная система.

– В адрес проектировщиков порой летит немало критических стрел, хотя проектные организации работают на пределе. Может быть, действительно правы те, кто говорит о необходимости твердой руки в градостроительстве?

 

– Критикуют с регулярностью раз в год. Справедливо-несправедливо? Негативные моменты в проектной отрасли имеются. Когда 5 лет назад пришел в проектный институт и сказал, что производительность труда надо поднимать в 2 раза, причем в сопоставимых ценах, никто меня не понял. Сегодня мы ее повысили значительно больше – в 4 раза – за счет организационной перестройки, интенсификации труда, планирования, продуманной стратегии, элементов дисциплины, системы заработной платы и пр. Значит, резервы были, думаю, есть они и сейчас.

Когда общее министерство поглотило функции Госстроя, приоритет стал отдаваться подряду, росту объемов строительства, промышленности стройматериалов, проектировщики оказались в тени. На мой взгляд, проектная деятельность должна быть самостоятельной отраслью. Собственно, это мировая практика.

– Владимир Иосифович, какие технически сложные объекты, требующие инжинирингового подхода, в?портфеле?

 

– Кожевенный завод необходимо выносить из центра города, кроме проектирования будем выполнять функции заказчика и технадзора на данном объекте.

За нами продолжает оставаться решение проблемы номер один для Гродно – транспортной. Необходимо завершить создание так называемого малого кольца – замкнутой транспортной схемы города. Институт уже интенсивно работает над проектированием нескольких транспортных развязок по Озерскому шоссе, где надо строить в 2 уровнях путепроводы, эстакады, мосты, в районе железнодорожных станций Гродно и Лососно. Работы предстоит года на 3–4, причем не покладая рук. Вот тогда с появлением малого кольца транспортная напряженность в Гродно снизится.

– Спасибо. Успехов вам и Гродногражданпроекту!

 


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...