Вы здесь

Малые города в приграничных регионах Республики Беларусь

Направления и пути развития современного градостроительства в значительной степени определяются внешней политикой Республики Беларусь в градостроительной сфере. Особенности положения нашей страны в центре Европы предопределяют ее многовекторность, которая нацелена на укрепление связей со всеми сопредельными государствами.

В расширении сотрудничества большое значение имеют трансграничные территории, где прежде всего возникают и реализуются общие интересы Беларуси и соседних стран.

Эти регионы Беларуси подразделяются на две группы. Первая включает три региона на западной и северо-западной границе, общие со странами ЕС (Польша, Литва, Латвия). Ко второй группе принадлежат северо-восточный и восточный регионы на границе с Россией, а также южный на границе с Украиной. На характер и интенсивность трансграничных взаимосвязей в значительной степени влияют географическое расположение, история развития и международные отношения этих государств.

На границе с Россией нет пограничных переходов и пограничного контроля, что способствует беспрепятственному перемещению людей и грузов между странами. На белорусско-украинской границе действует пограничный и таможенный контроль, но ограничений по ее пересечению нет. Между этими странами сохранились многие деловые, культурные и социальные связи.

Трансграничные регионы Беларусь– Литва и Беларусь–Латвия после Второй мировой войны находились в составе одного государства. Закрытие границы привело к разрыву складывающихся десятилетиями социальных и экономических взаимосвязей, а ужесточение пограничного и визового режима после вступления Литвы и Латвии в ЕС, недостаточное количество переходов стали труднопреодолимым препятствием для связей между людьми.

Западный регион Беларусь–Польша выполняет функции наиболее активной контактной зоны со многими европейскими государствами, несмотря на введение после вступления Польши в ЕС более жестких правил пересечения границы.

Приграничные регионы играют важную роль не только в территориальной организации сопредельных стран. Они имеют особое значение как в системе расселения и транснациональных взаимосвязей, так и в природном комплексе Европы.

По территории трансграничного региона Беларуси проходят коммуникационные коридоры европейского значения, связывающие страны Западной и Центральной Европы с Россией и Украиной, странами Балтии (Париж–Берлин–Варшава–Минск–Москва) и Черноморского бассейна (Санкт-Петербург–Витебск–Гомель–Киев–Одесса) (рис. 1), а также значимые для Европы газо- и нефтепроводы.

Природные комплексы приграничных регионов выполняют важную экологическую функцию для Восточной и Центральной Европы, входя в пояса поозерий Балтики — северные районы приграничного региона, пущ (Кнушиньская, Беловежская, Ружанская) — западные регионы, болот — на южной приграничной территории (Полесье). Приграничные регионы всех сопредельных государств входят в зону “зеленые легкие Европы”, что определяет их важное экологическое значение для Восточной и Центральной Европы.

Приграничные районы, находящиеся на периферийных территориях своих стран и имевшие вследствие этого более низкие темпы развития по сравнению с центральными, в условиях усиления интеграционных связей между странами Европы оказываются в более выгодном экономико-географическом положении за счет возможностей использования потенциала приграничных государств.

Дальнейшее развитие приграничных территорий в значительной степени будет связано с повышением их значения как в национальных системах расселения, так и в общеевропейской.

Планирование территориального развития трансграничных регионов, исходя из их уникального геополитического положения, осуществляется в условиях стратегического взаимодействия между Российской Федерацией, Украиной и странами ЕС. Это предполагает разработку такой стратегии, которая, с одной стороны, реализовывала бы территориальную политику Беларуси, с другой — координировалась со стратегиями развития стран ЕС, СНГ и, в частности, приграничных государств: Польши, Латвии и Литвы, России и Украины.

Следует учитывать тот факт, что страны по-разному определяют свое место и направление движения в рамках европейской и международной интеграции. Польша, Литва и Латвия видят перспективы своего развития в составе Европейского Союза. Отсюда их стремление адаптировать территориальную политику к тем целям, методам и инструментарию, которые за последние десятилетия выработаны в рамках межгосударственной (супранациональной) территориальной политики ЕС.
Беларусь, Россия и Украина связывают перспективы своего развития прежде всего с такими межгосударственными образованиями, как Союз Беларуси и России, СНГ. Проблема проектирования трансграничных регионов этих государств обозначена как имеющая межгосударственное значение для стран СНГ (решение Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, 1999 г.)

Независимо от курса внешней и внутренней политики в сопредельных государствах все больше распространяется понимание необходимости укрепления связей с ближайшими соседями. Так же остро ощущается потребность в налаживании партнерских отношений между государственными, муниципальными органами, различными неправительственными организациями и частным сектором. Различные формы добрососедского сотрудничества в экономической, научной, образовательной, культурной и иных сферах требуют разработки взаимоувязанных программ территориального развития приграничных регионов.

Международные программы

Предпосылками для разработки новой парадигмы трансграничного сотрудничества и прогноза территориального развития приграничного региона являются внешние и внутренние факторы, обусловленные:
переходом Республики Беларусь и соседних стран на принципы устойчивого развития;
интеграцией стран в общеевропейское пространство, требующей увязки принципов и методов планирования со странами европейского сообщества;
новой ролью Беларуси в качестве страны, находящейся на границе двух континентальных таможенных зон — Европейского Союза и Российской Федерации;
изменениями в нормативно-законодательной базе государств (административные реформы; новые нормативно-правовые акты, принятые в последние годы);
новыми стратегическими планами (национальными и региональными) территориального развития обоих государств;
новыми международными соглашениями и проектами.

Основные целевые установки стратегии развития приграничных регионов в контексте развития в составе мирового сообщества определяются рядом международных программных документов глобального характера, принятых на соответствующих международных конференциях и подписанных Республикой Беларусь, Россией, Украиной, Польшей и Литвой. Среди важнейших, определивших основополагающие принципы, подходы и рекомендации, — Повестка дня на XXI век и Повестка дня Хабитат II. 
Приоритетным направлением, актуальным для будущего развития приграничных регионов, является ориентация на модель устойчивого развития территорий.
Для финансовой поддержки межгосударственного сотрудничества по пространственному и региональному развитию Европейским советом для стран Балтийского региона основана так называемая программа ИНТЕРЕГ 2С, которая объединяет территории Балтийских стран — членов ЕС, в том числе Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, а также независимые государства на востоке Европы — Россию и Беларусь.

Общая цель проектов, финансируемых ИНТЕРЕГ 2С, — определение стратегий межсекторального и межрегионального развития, улучшение экономических условий и условий жизни населения Балтийского региона. Участие Республики Беларусь в этой программе позволит скоординировать политику пространственного развития страны с развитием приграничных стран Балтийского региона; принять участие в государственных и неправительственных программах межрегионального социально-экономического, пространственного, культурного сотрудничества; получить финансовую помощь европейских финансовых институтов; привлечь необходимые западноевропейские инвестиции в экономику страны и т.д.

Из всего многообразия планируемых и реализуемых в Беларуси совместных проектов и программ можно выделить следующие:
совместный белорусско-германский проект “Оптимизация территориального развития в зоне трансъевропейского коридора (Критский коридор №2) Берлин–Варшава–Минск–Москва ”;
проект ТАСИС в рамках исследования еврограницы Брест “План стратегического развития для транспорта”;
проект ФАРЕ “Еврорегион Буг”;
проект ТАСИС “Еврорегион Неман”;
“Еврорегион ”Озерный край".

Приграничное сотрудничество

Беларусь участвует в разработке программ по территориальной организации приграничных регионов с 1994 г. — в рамках белорусско-польского, белорусско-литовского и белорусско-латвийского сотрудничества. Белоруско-украинское сотрудничество по территориальной организации приграничных регионов наиболее плодотворно начало развиваться с 2004 г. 

В рамках белорусско-польского сотрудничества в 1994–2000 гг. выполнен ряд работ, разработаны программа и концепция планировочной организации приграничных регионов Беларуси и Польши.

В соответствии с резолюцией конференции министров по территориальному планированию стран Балтийского региона, состоявшейся в г. Гданьске (Польша) в декабре 1993 г. и одобрившей перспективы развития Балтийского региона до 2010 г., было признано целесообразным разработать Программу развития приграничного региона Беларуси, Латвии и Литвы. Проведен анализ и оценка современной ситуации, выявлены основные проблемы развития этого региона. В качестве приоритетных выдвинуты следующие проекты:
программа оптимизации пространственного развития приграничного региона Беларуси, Литвы, Латвии;
программа охраны водных ресурсов Западной Двины (Даугавы);
программа развития экотуризма в приграничном регионе;
разработка экспериментальных проектов (пилот-проектов) генеральных планов городов приграничного региона (Даугавпилс, Полоцк–Новополоцк, Браслав, Игналина).
Эти работы направлены на обеспечение согласованного развития сети поселений, транспортных и инженерных систем, охраны природы и культурно-исторического наследия по обе стороны границы. Они являются основой для разработки (корректировки) генеральных планов и проектов планировки пригородных зон городов, территориальных систем с учетом социально-экономических и экологических условий, политической ситуации. В последующем целесообразно разрабатывать совместные стратегии территориальной организации применительно к конкретным условиям, возможностям, эффективным формам и видам деятельности непосредственно в приграничных зонах — по развитию каждого городского и сельского населенного пункта, природных и хозяйственных систем и сооружений с учетом новых импульсов, диктуемых конкретной сферой сотрудничества.

Особую роль в процессах устойчивого территориального развития приграничных регионов играют малые городские поселения, расположенные на приграничных территориях, — 67 из 173 (рис. 2). Особенность их в структуре трансграничных регионов заключается в том, что, с одной стороны, они представляют самостоятельные единицы, функционирующие по разные стороны границы, в составе отдельных государств. С другой — приграничные малые города и окружающие их территории выполняют функции, связанные с взаимной ответственностью, сотрудничеством и нейтрализацией конфликтов по разные стороны границы. Наложение этих функций характеризует ту сложную структурную специфику, которая проявляется исключительно на приграничных территориях.

Направленность развития приграничных малых городов определяют многие внешние по отношению к ним факторы, формирующиеся по разные стороны границы: объединение или разделение приграничных функций, возможности или недостатки, устойчивость или неустойчивость развития.

Каковы возможности у малых городов белорусского приграничья и что необходимо для их эффективного развития?

Ключевые проблемы

Среди основных проблем, препятствующих взаимоувязанному развитию и требующих согласованных решений, на первый план выходят следующие:
Отсутствие взаимоувязанных согласованных режимов и регламентов использования приграничных городов и территорий, гарантирующих устойчивость, безопасность и взаимовыгодную эффективность функционирования сопредельных малых городских поселений.

Радиоактивное загрязнение малых городов на значительной части приграничных территорий Беларуси, России и Украины. На белорусском приграничье это города Хойники, Брагин, Наровля, Ветка, Ельск, Лельчицы, Чериков, Комарин, Добруш, Столин, Давид-Городок, Ивье.

Неразработанность согласованного механизма управления, контроля и мониторинга градостроительной деятельности в зонах взаимных интересов и взаимной ответственности (возможных действий и ограничений, единой системы стандартов и индикаторов и др.).

Низкий уровень инфраструктуры туризма и нескоординированность взаимовыгодного использования туристско-рекреационного потенциала приграничных малых городов.
Отсутствие согласованной программы взаимовыгодного использования инвестиционного потенциала приграничных городских поселений на основе принципов партнерства, координации и специализации.

Возможности (преимущества)

Сохранение обусловленных многовековым развитием приграничных малых городов взаимопроникающих традиций, духовной культуры, социально-экономических взаимодействий и процессов со схожими особенностями, которые в значительной степени утрачены большими городами приграничья, вовлеченными в орбиту всеобщей глобализации.

Размещение многих малых городских поселений на важнейших коммуникациях трансъевропейского и международного значения, связывающих страны ЕС и СНГ (Добруш, Костюковичи, Климовичи, Городок, Верхнедвинск, Ошмяны, Щучин, Скидель, Жабинка). Поселения приграничья, особенно те, которые расположены в непосредственной близости от границы, дают представление о Беларуси в целом. Идеологическому аспекту формирования архитектурной среды каждая страна всегда придавала и придает особое значение. Поэтому большое внимание уделяется организации въездов в город, вокзалам, знаковым архитектурным объектам (культовым и общественным зданиям и др.), определяющим национальный колорит архитектуры.

Большинство малых приграничных городов (исключая поселения в зоне радиационного загрязнения) характеризуются сравнительно здоровой средой обитания. Они имеют относительно благополучную экологическую обстановку, что способствует обеспечению сохранности и устойчивости природного комплекса всего приграничного региона.

Многие малые приграничные города расположены непосредственно в зонах, характеризующихся уникальными природными условиями. Так, на территориях природных заказников республиканского значения или вблизи их находятся города Лиозно (Бабиновский заказник), Сопоцкин (Гродненский), Давид-Городок (Средняя Припять), Чечерск (Чечерский). На территориях национальных парков расположены города Браслав, Видзы, Друя (Браславский национальный парк), Мядель, Свирь, Кривичи (Нарочанский национальный парк). Реки, озера, большие лесные массивы пригородных зон, живописный рельеф создают предпосылки для формирования на базе таких городов рекреационных центров регионального и национального значения.

Большинство малых городов приграничья имеют древнюю историю: Дисна (1080 г.), Мядель (XI в.), Браслав (1068 г.), Мстиславль (1135 г.), Брагин (1147 г.), Каменец (1287 г.), Верхнедвинск (1386 г.), Давид-Городок (XII–XIV вв.) и др. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, здесь уцелели ценные памятники архитектуры и градостроительства различных эпох. В этих городах возможно развитие очень популярных в последнее время в Европе видов туризма: культурно-познавательного, этнического, экологического, аграрного и самодеятельного. Сохранившиеся в окрестностях малых городов старинные усадьбы и садово-парковые комплексы представляют большой интерес для знатоков истории и эмигрантов.

Одной из главных структурных особенностей трансграничных регионов является относительно густая сеть пограничных переходов, расположенных или в самих малых городах, или в непосредственной близости от них (рис. 3). В результате увеличивается значение этих городов как охранных “фильтров”, которые оказывают содействие положительным международным контактам и ограничивают отрицательные или препятствуют им.

Характерным для малых городских поселений приграничья является наличие так называемых параллельных, или парных, городов — параллельное размещение коммуникационно связанных сопредельных городов по обе стороны границы в ближайших стыковых (10–15-километровых) зонах: Радунь–Эйшишкес, Вороново–Шальчиникай, Лынтупы–Швянчёнис, Лиозно–Рудня, Костюковичи–Сураж, Добруш–Злынки, Малорита–Заболотье. Эти города, ранее имевшие довольно тесные связи обменного типа, при благоприятных условиях могли бы приобрести дополнительные импульсы для обоюдного развития (рис. 4).

Основные цели

Анализ возможностей и преимуществ, недостатков и проблем развития малых городов, расположенных на приграничных территориях, позволил определить следующие основные цели:
создание предпосылок для достижения социальной, экологической и экономической устойчивости малых городских поселений в составе трансграничных регионов Беларуси, Украины, России, Польши, Литвы и Латвии (экологическая целостность, экономическая жизнеспособность, социальное благосостояние);
определение совместной стратегии согласованного и взаимовыгодного развития приграничных малых городских поселений в новой геополитической и экономической реальности; разработка согласованных мероприятий по их возрождению и развитию;
эффективное и взаимовыгодное использование природного и историко-культурного потенциала малых городов;
предупреждение возможных негативных эффектов или их нейтрализация;
улучшение местных связей в процессе межрегионального трансграничного обмена информацией и знаниями, сотрудничества и координации деятельности в области национального и регионального планирования.

Малые приграничные города должны принимать активное участие в мероприятиях по территориальному развитию своих регионов. Одним из основополагающих условий активных местных и межрегиональных общественных контактов является стимулирование развития культурного и туристского движения. Природный потенциал исторических городов Браслав, Верхнедвинск, Городок, Мстиславль, Добруш, Туров, Столин, Малорита, Каменец, Свислочь, Ошмяны, Островец, которые могут стать базовыми опорными пунктами для приема и обслуживания туристов, при соответствующей модернизации позволяет проводить здесь широкомасштабные работы в этом направлении.

Главное, на что следует обратить внимание в первую очередь, — надлежащее благоустройство дорог, связанных с системой трансъевропейских коммуникаций. Важнейшие межгосударственные магистрали должны быть оборудованы системой съездов, локальным соединением наиважнейших транзитных дорог с местными локальными путями сообщения, особенно с такими, которые ведут к поселениям, перспективным для туристского осмотра, и к местам обслуживания туристов.
Многие приграничные города находятся в Чернобыльской зоне, поэтому для них жизненно важны разработка мероприятий и осуществление согласованных действий правительств Беларуси, России и Украины, направленных на смягчение последствий катастрофы. Этому аспекту деятельности сегодня уделяется большое внимание.
Еще среди возможных действий следует назвать разработку схемы инвестиционного потенциала малых городских поселений трансграничных регионов с описанием инвестиционных условий, возможностей и перечнем инвестиционных программ и проектов; формирование нетрадиционных “инвестиционных ниш”, прежде всего в комплексных стыковых зонах экологического, информационного, экономического межнационального контакта. Актуализация действующих и инициация новых проектов сотрудничества будет стимулировать развитие приграничных малых городских поселений.


 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Внутриквартальная территория, прилегающая к нескольким недавно выстроенным архитектурным комплексам, расположенным у перекрестка улицы Немига (точнее...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для Республики Беларусь проблема реконструкции массовой жилой застройки 1960–1970-х годов приобретает особую значимость, учитывая то...
22.08.2006 / просмотров: [totalcount]
Событие международного характера, направленное на усиление интеграционных процессов в строительной отрасли, состоялось 7–8 июля в Минске. В...