Вы здесь

Декоративная домовая резьба в архитектуре усадебного дома

Декоративное украшение традиционного деревянного зодчества — одна из малоизученных страниц в истории белорусской культуры и архитектуры. В архитектурном декоре отразились традиционное стремление белорусского народа к художественному освоению Мира, его попытки осмыслить упорядоченность и стройность окружающей действительности. Декор деревянных домов Беларуси является региональным вариантом распространенной с глубокой древности традиции декоративного украшения архитектурных деревянных и каменных строений.

Исходя из специфики сохранения деревянных строений в природных условиях, самые старые точно датированные существующие дома с деревянным резным декором в основном относятся к середине ХІХ в., наиболее старые сохранившиеся дома с резным декором в г. Ветка (Гомельская область) — к 1850-м годам. Такая ситуация стала результатом сложной специфики сохранения жилых деревянных строений в природных условиях. Считается, что для более раннего времени характерна плоская и рельефная (глухая) резьба, исполняемая несложным инструментом — острым концом ножа или топора. Позднее возникает ажурная пропильная резьба, для ее изготовления нужны достаточно сложные материалы и инструменты (ленточные пилы и т.д.).
Исторический экскурс позволяет говорить о зарождении деревянных резных украшений еще в глубокой древности.

Во второй половине XVII в. белорусские мастера (выходец из Шклова Клим Михайлов и “старец” Арсений из Оршы “со товарищи”) построили Коломенский дворец для царя Алексея Михайловича и украсили необычной красивой резьбой многочисленные окна, крыльца, галереи, ворота и почти все его внутреннее убранство. Некоторые современники называли этот дворец восьмым чудом света. Кроме царского дворца, белорусские мастера исполняли и другие резные работы — например, уникальный иконостас Смоленского собора в Московском Новодевичьем монастыре и др. Тогда же для характеристики объемной сквозной резьбы появляется специальный термин — “белорусская резь навылетная”.

В XVIII в. домовая резьба становится неотъемлемым элементом не только домов шляхты, но и зажиточных мещан (при описании домов этой группы населения очень часто называются большие застекленные окна со ставнями, наличие которых является первым шагом к возникновению резного наличника).

Крестьяне, применяя с глубокой древности простейшие виды резьбы (засечки на косяках дверей, консолях и т.д.), архитектурную резьбу стали использовать, вероятно, только после реформы 1861 г., что привело к широкому употреблению досок, а также постепенной замене волоковых окон большими застекленными.

В Беларуси деревянный декор наиболее распространен на юге и востоке. По мере движения с востока на запад насыщенность его уменьшается, но увеличивается использование таких декоративных средств, как шалевка, пластическое оформление конструкций, использование разноцветной окраски, побелка. В белорусском деревянном декоративном украшении выделяется несколько региональных традиций: полесская (наличие больших солярных символов на фронтоне), осиповичско-бобруйская (орнаментация на основе геометрических композиций барочного и классического характера), юго-восточная (характеризуется широким распространением пропильных узоров) и некоторые другие. Гомель (вместе с Чечерском, Веткой, Добрушем и др.) входит в ареал юго-восточной региональной традиции.

Изучение особенностей декоративного убранства домов Гомеля, возведенных в конце ХIX — первой половине XX в., свидетельствует, что деревянный резной декор и украшения обычно размещаются на крыше (щит, закрылины, вильчик, подзоры, щитовые окна) или на стенах (окна, двери, крыльцо, угол, карниз).

Большинство деревянных декоративных архитектурных деталей изготовлены из досок в технике пропильной (сквозной) резьбы, часто — пропильной накладной. Значительно реже встречаются детали, выполненные в технике краевой (контурной, силуэтной) резьбы, и совсем редко — в технике глухой или трехгранно-выемчатой. В оформлении наличников, дверей, углов и других частей употребляются различные накладные профилированные рейки и багеты. Объемные трехмерные накладные резные детали или точеные (выполненные на токарном станке) находят широкое употребление в Гомеле в 1920–1930-е годы.

Основными чертами деревянного архитектурного декора на домах Гомеля являются сдержанность, простота и неперегруженность деталями: он как бы подчеркивает главные объемы и конструкции дома, придает им большую плавность и мягкость. Для всех деталей, особенно в технике пропильной резьбы, характерны волнистость (точнее, подражание природным формам), а не геометричность (даже если изображаемые фигуры таковыми и являются). В Гомеле абсолютно не встречаются “городки” — детали, обработанные краевой резьбой в виде 3–5 небольших прямоугольных ступенек. За счет особенностей обработки досок в технике сквозной резьбы выявляется некоторая плоскостность декора, и объемность в таком случае достигается за счет наложения деталей и игры светотеней на сквозной резьбе, а не за счет трехмерных деталей. Все пропильные детали изготавливались вручную, что не давало идеально ровных линий. Это избавляло изображения статичности и холодной симметричности и придавало им природную непосредственность и теплоту. Особенностью работы местных мастеров была способность органически сочетать архитектурные детали (имеющие прямые аналогии в профессиональной каменной архитектуре) с народной символикой (связанной своим происхождением с дохристианскими языческими представлениями).

Каждая отдельная смысловая часть любой резной композиции на доме (например, часть наличника, подзора и т.д.) сделана из одной доски, а не составлена из нескольких (что характерно, например, для некоторых регионов России). Их рисунок цельный, рассчитанный в соответствии с определенным модулем доски. Возможно, на малые размеры гомельской домовой резьбы повлиял небольшой размер традиционного дома на одну семью. Единственное исключение из этого правила — свисающие составные резные украшения в щипце фронтона и на углу крыши, дополнительный рисунок на которых иногда образуется сложением двух “половинок”.

Декоративный рисунок, изготовленный в технике пропильной резьбы, создается не только рисунком доски (основы), но и рисунком выпиленного сквозного фона. В одном случае рисунок узоров может смотреться на выпиленном фоне, в другом, наоборот, может быть образован сквозным выпилом и “читаться” на фоне доски основы. Часто в одной резной композиции сочетаются оба подхода, и рисунок имеет “двойное прочтение”. При определенном построении композиции между рисунком основы и фоном устанавливается равновесие и образовывается равноценный ритмичный орнамент.

Архитектурная деревянная резьба в Гомеле не была привилегией исключительно богатых домов и их владельцев. Каждый мастер, строящий свой дом, мог украсить его своим личным неповторимым вариантом резного декора. В то же время по постройкам деревянной архитектуры Гомеля прослеживаются две, в определенной мере противоположные, тенденции. С одной стороны, есть декоративные детали, распространенные на домах по всему городу, часто имеющие не просто один и тот же рисунок, но и изготовленные точно с одного шаблона. Очевидно, это работа мастеров-профессионалов, которые предлагали свои услуги и лекала для декоративного украшения домов по всему городу. Как правило, большинство таких построек и сегодня выделяются своей стильностью и зажиточностью. С другой стороны, нами выявлено большое количество примеров индивидуальных, авторских резных композиций и сюжетов, которые отличаются изяществом и масштабом деревянной резьбы, соответствующим общегородским стандартам. Особенно в этом плане выделяется район “Залиния”, территория которого занимает чуть менее половины левобережной части довоенного Гомеля. Он является своеобразной городской выставкой всевозможных резных мотивов, сюжетов, изображений, художественных стилей и видов резьбы.

В украшении традиционного дома наблюдается изоморфность декора окна и крыльца относительно всего дома с употреблением одинаковых деталей, изготовленных по одному шаблону. Таких декорных “параллелей” нами зафиксировано достаточно много.
Щит. Важнейшим декоративным элементом на двухскатной крыше является щит и рисунок, выложенный на нем шалевкой. Около 70% фронтонов имеют щиты с вертикальными шалевками, пазы между которыми закрыты вертикальными нащельниками. Основным декоративным украшением на таком фронтоне являются параллельные линии нащельников, задающие некоторый ритм и игру светотеней. Превалирование фронтонов с таким примитивным рисунком щита связано, вероятно, с тем, что характерные для более раннего времени и региона в целом вальмовые крыши изготавливались без щита.

Вильчик. Вильчик (конек) обычно украшался небольшой свисающей резной композицией с рисунком в виде солнца, ростка, цветочка или “стрелой” — высоким остроконечным шпилем с вырезанными на нем различными округлыми украшениями.

Щитовые окна. Для естественного освещения и вентиляции пространства чердака в щите крыши устраивали щитовые окна — отверстия разных форм и размеров, иногда со сложной застекленной рамой. Для входа на чердак в одном из щитов обычно размещалась небольшая дверь, которая отдельно никогда не декорировалась. Если дом стоял торцом к улице, то щитовое окно находилось на уличном фронтоне, а дверь на чердак — на дворовом.

В пространстве стен декоративной резьбой украшались наличник, двери, крыльцо, угол, карниз.
Наличники. Наличник состоит из трех частей: верхняя — надоконник (имеет корону, карниз, лобовую доску и кронштейны по бокам от нее); средняя – само окно, а также ставни; нижняя — подоконник, который включает корону и декоративно обработанные концы боковин. Убранство каждого наличника симметрично вертикальной оси и представляет собой законченное произведение: короны и ставни образуют одну цельную художественную композицию, подчиненную общему замыслу украшения дома. В редких случаях детали по сторонам у одного наличника отличаются размерами или размещением.

Большинство из самых старых сохранившихся домов Гомеля (1880–1890-х годов) имеют наличники, выполненные в виде классического фронтончика (“стрешкового” типа). Синхронно с ними (по крайней мере, с 1880 г.) в украшении окон применялась и сложная пропильная резьба.
Корона наличника — самая верхняя завершающая часть украшений надоконника, размещенная над небольшим карнизом. Они бывают разных рисунков и размеров, часто настолько больших, что могут накладываться даже на спущенный фриз карниза. Иногда наличники употребляются без короны. Это придает дому некоторую монументальность, но при детальном рассмотрении чувствуется его незавершенность, отсутствие какой-то важной заключительной части.

Между карнизом размещена лобовая доска наличника. С обеих сторон лобовая доска обычно фланкирована кронштейнами, прямоугольными накладками со стилизованными кистями по нижнему краю. В центре ее расположено изображение стрелы (часто целая композиция). Стрела— древний символ, выполненный в виде накладного горизонтального ромба или резной ажурной двухсторонней пики. В некоторых случаях для ее размещения используется не лобовая доска, а верхняя поперечина наличника, поле короны или фронтончика. Зафиксированы случаи, когда на одном надоконнике одновременно присутствуют две стрелы — одна на лобовой доске, другая ниже, на горизонтальной поперечине рамы наличника.

Большинство домов имеет на окнах двухстворчатые ставни, каждая из которых сложена из трех филенок — центральной большей и двух меньших (симметрично сверху и снизу). Встречаются ставни из двух филенок или просто из досок. Обычно сами фигурные филенки и являются украшением ставней. Вокруг окна на большинстве наличников размещена рамка из профилированных реек, которая обычно образует прямоугольник. При закрытых ставнях такая рамка как бы окаймляет окно. Но целиком она применялась не всегда, в некоторых случаях прибивался только ее верх. В наличниках Гомеля украшать боковые поверхности в их средней части, со стороны ставней, не принято. Такая традиция сложилась, вероятно, потому, что днем они не видны из-за раскрытых ставней.

Традиционный подоконник наличников образован двумя резными концами боковин, между которыми размещена резная корона, отделенная от окна профилированным пояском. Подоконная корона имеет расширение в центральной части и всегда меньше надоконной. Изображается она в виде ростка, обращенного вниз, по сторонам от которого отходят два S-образных растительных завитка. Концы боковин имеют огромное количество вариантов рисунков — от совершенно простых до достаточно сложных, но чаще всего они обработаны в виде различных прорастающих книзу ростков-цветочков. Следует отметить, что на большинстве домов подоконник украшен только двумя обработанными концами боковин или он просто прямой, без резьбы. В первом случае чувствуется незавершенность наличника, и связано это, как нам представляется, с позднейшей утратой короны или незаконченностью работы мастера. Во втором случае таков авторский замысел — сконцентрировать внимание исключительно на верхней части наличника.
Стены. Одним из способов украшения стен является обшивка их шалевкой, образующей различные рисунки. Но для усадебных домов Гомеля изучаемого периода шалевание стен было малохарактерным. Обычно дом имеет бревенчатые стены, а углы и карнизы обшиты досками.
Крылечки. Распространенные в Гомеле крылечки разделяются на два типа: крылечки кронштейновые, прикрепленные непосредственно к стене, и столбовые, опирающиеся на два столба. Оба типа крылечек накрыты двухскатной крышей, и мастера могли размещать их в любом удобном месте уличного фасада дома— в середине, на краю или на пристройке. На закрылинах и подзорах крылечек свисают узоры, в целом аналогичные закрылинам и подзорам домов. На вильчике крылечка может быть изготовлен шпиль — “стрела”, который выступает над крышей. Единственное отличие в использовании крылечек: столбовые, парадные, размещали только над главным входом, в то время как кронштейновые, более легкие, ажурные, могли быть и над обоими входами по бокам уличного фасада (если дом был поделен на две части с отдельными входами непосредственно с улицы), и даже со стороны двора. Вполне понятно, что крылечки пристраивались к дому уже после его возведения.

Углы. В домах изучаемого периода в основном распространена кладка бревен в “чистый” угол и приблизительно треть домов имеют кладку в угол с “остатком”. “Чистые” углы всегда зашиты вертикальными досками (при круглых бревнах углы специально стесаны под них, при квадратном брусе — просто наложены на бревна); углы “с остатком” в основном зашиты (возможно, это более позднее явление), но не всегда, так как встречается и старая, совершенно сотлевшая обшивка углов “с остатком”.

Наиболее простая обшивка углов сделана из чистой доски, которая нижним концом стоит на кирпичном фундаменте дома, а верхним упирается в выступающий над стеной объемный карниз. Более усложненные варианты сделаны в виде простых пилястр, которые имеют своеобразные “базу” и “капитель”, или, иначе говоря, верхнюю и нижнюю зоны орнаментации. Доски обшивки и декоративные элементы на них первоначально планировалось размещать на обе стороны угла, но этого придерживались не всегда, и в дальнейшем они сохранились только на одной фасадной стороне.

Двери. Украшались резьбой двери, размещенные только на уличных фасадах домов. Для естественного освещения пространства над ними почти всегда прорезали прямоугольное окошко с рамами различных размеров и рисунков. Фасадные двери имеют две створки, каждая из которых в большинстве случаев составлена из трех прямоугольных филенок. Реже встречаются двери со скошенными или закругленными линиями филенок и совсем редко— с четырехфиленчатыми створками.

Карниз. Он представляет собой коробчатый объем на стыке стены и крыши, обшитый тонкими досками. Большинство декоративных деталей на карнизе сделаны в технике накладной пропильной резьбы, реже — объемной. Угол двух обшитых досками плоскостей прикрывался рейкой, обработанной в виде плинтуса, или краевой резьбой. У некоторых домов пространство между окном и крышей настолько малое, что едва вмещается корона наличника. Обшивка верха стены карнизом может быть при обоих типах углов, только при углах “с остатком” он прибит поверх выступающих концов бревен. В убранстве карниза чувствуется подчеркнутая направленность всех декоративных элементов вниз, а не вверх.

В символике деревянного домового декора отражены представления древнего земледельца о доме как о трехъярусной вертикальной модели Мира в водно-солнечном коде. Таким образом он пытался организовать осваиваемое жизненное пространство, противопоставляя его хаосу и безвластию природы и тем самым гарантируя защиту жилища от природного зла.

С середины 1950-х –1980-е годы в декоративной домовой резьбе произошли большие изменения. К сожалению, передаваемая веками традиция в значительной мере прервалась. Образцы домов с резьбой остались, но смысловое ее наполнение постепенно утратилось. В декоре стали преобладать две тенденции, которые в некоторых случаях находят применение даже в одном доме.

Первая — в основных чертах продолжается старая традиция с использованием тех же мотивов, однако с деформацией масштабности резьбы и ее отдельных деталей в соотношении со всем домом. Линии деталей стали более тонкими, плавными и строго симметричными, что придало декору некоторую холодность и отчужденность от окружения. Акцент делается на сюжетах — они значительно усложняются и измельчаются, изображения тщательно прорабатываются, появляются новые мотивы (пятиконечные звезды, самолеты и т.п.). Наблюдается очевидное массовое превалирование двух-трех сюжетов (шаблонов).

Вторая — происходит постепенная дифференциация сюжетов и их упрощение до абсурдного набора геометрических мотивов и знаков, не несущих какой-то конкретной идеи, а просто заполняющих свободные места. Налицо нивелировка и вырождение декора, подмена глубоких идей, которые он нес изначально, внешней “красивостью”. Наблюдается явление “декор ради декора”. Появляются детали и сюжеты, не характерные для местной традиции. Вероятно, это уже не развитие традиции, а ее декаданс.

С 1990-х годов деревянная архитектура, а вместе с ней и домовой декор вытесняются кирпичным строительством и различными новомодными пластиковыми материалами. Но, может быть, интерес к коттеджной застройке, особенно проявившийся в последние годы, желание жить в своем доме, в естественной среде, поможет возрождению этого уникального вида народного искусства.

Литература

Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., 1950.
Локотко А.И. Белорусское народное зодчество. Середина XIX–XX в. Мн., 1991.
Лакотка А.І. Пад стрэхамі прашчураў. Мн., 1995.
Нячаева Г.Р. Веткаўская дамавая разьба// Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Веткаўскага раёна: У 2 кн. Кн. 2. Мн., 1998. С. 417–419.
Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония. М., 1998.
Якимович Ю.А. Зодчество Белоруссии XVI — середины XVII в. Мн., 1991.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...