Вы здесь

Масштаб новых задач

2011 год начинает отсчет очередного этапа в социально-экономическом развитии страны и важнейшей составляющей народного хозяйства – строительной отрасли. Итоги прошедшего пятилетнего периода и задачи стройкомплекса на новую пятилетку стали ключевой темой расширенного заседания коллегии Минстройархитектуры, состоявшегося 12 марта. Участие в нем приняли заместитель премьер-министра Анатолий Калинин, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров, Госконтроля, министерств и ведомств, облисполкомов и Минского горисполкома, руководители предприятий и организаций отрасли.

Министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов в своем докладе предельно ясно изложил видение стратегических перспектив, ориентируя отрасль на конкретную созидательную деятельность, девиз которой – инвестиции, инновации, инициатива.

Строительный комплекс Беларуси занимает сегодня одну из ведущих позиций в структуре национальной экономики, обеспечивает ее устойчивость и социальную направленность, способствует развитию производственного потенциала страны, реализации важнейших социальных и экономических проектов. Это один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, что подтверждается возросшим до 11% удельным весом строительства в структуре валового внутреннего продукта.

Новую пятилетку строительная отрасль Беларуси начинает с высокого старта.

– Мы уверенно вышли на установленные задания по показателям ввода жилья, инвестиций в основной капитал, темпам роста промышленного производства, – отметил министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов, характеризуя итоги прошедшего пятилетнего периода. – Объем жилищного строительства удалось увеличить в 1,6 раза, объем выпуска основных строительных материалов – в 1,5–3,5 раза; серьезно активизировалась инвестиционная деятельность – рост инвестиций к уровню 2005 г. по организациям Минстройархитектуры составил 470,8% при прогнозе 215%.

За последние 5 лет на предприятиях промышленности строительных материалов реализовано более 100 инвестиционных проектов, обновлен парк машин и механизмов. В 2,2 раза увеличена мощность домостроительных комбинатов. Улучшилось качество строительства, внедряются евронормы. Специалисты стройкомплекса республики активно включились в освоение рынков стран Латинской Америки, в частности Венесуэлы.

Однако актуальными остаются проблемы объемов, качества и стоимости жилья. Допущено существенное отставание от намеченных графиков модернизации цементных заводов, запланированных темпов модернизации домостроительных комбинатов и заводов КПД. Имеются примеры неэффективных инвестиционных проектов. Наиболее характерный – организация производства медицинского стекла на РУП "Борисовский хрустальный завод".

Главные задачи – жилье, цены, качество

В целом за пятилетку предстоит ввести в эксплуатацию не менее 42 млн м2 общей площади жилья. Это потребует не только модернизации производственной базы, но и новых подходов в осуществлении жилищной политики, подчеркнул Анатолий Ничкасов:

– В первую очередь следует обеспечить ценовую доступность новостроек для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С этой целью разработан и реализуется комплекс мер по снижению уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла с выходом к концу пятилетнего периода на паритетное соотношение средней заработной платы и стоимости 1 м2 жилья, строящегося с господдержкой.

Одновременно будут активно наращиваться финансовые потоки в жилищное строительство, в том числе за счет новых финансовых инструментов. Основы для этого процесса уже заложены. Действует закон "Об ипотеке". Правда, необходимо обеспечить совершенствование механизма залога для создания условий внедрения систем ипотечного кредитования. Следует ускорить принятие новой редакции Жилищного кодекса и сделать процентные ставки по ипотеке более привлекательными, чем кредиты на приобретение недвижимости на общих основаниях.

Министерством разработан и готовится к первому чтению в парламенте проект закона "О системе жилищных строительных сбережений". Это принципиально новый механизм привлечения средств всех категорий населения в жилищное строительство, предусматривающий государственную поддержку нуждающихся в улучшении жилищных условий через предоставление им премий на внесенные на строительство средства, что делает эту систему привлекательнее, чем хранение денег на вкладных счетах банков.

В ближайшее время будет создана нормативная база по строительству жилья для сдачи его в наем. Минстройархитектуры подготовлен и внесен на рассмотрение в правительство проект Указа главы государства по созданию такого жилого фонда. Он позволит наряду с льготным кредитованием предложить более дешевое арендное жилье малообеспеченным слоям населения, а также молодым семьям.

В видовой структуре жилищного строительства в текущей пятилетке будут преобладать жилые дома КПД (32,6%), индивидуальное строительство (27,2%), монолитное (13,2%), а также каркасное домостроение (12,8%).

Совершенствование ценообразования

Ценообразование, по словам министра, должно основываться на привязке индекса стоимости строительно-монтажных работ к индексу-дефлятору ВВП, применении фиксированных цен, ресурсном методе формирования цен при строительстве жилья, формировании неизменной цены на дату заключения контракта, разработке проектно-сметной документации в действующих ценах. Благодаря этому ожидается существенное снижение динамики стоимости СМР, и прежде всего себестоимости строительства жилья.

В части совершенствования ценообразования подготовлены следующие проекты нормативно-правовых актов:

1. Проект указа Президента Республики Беларусь "О развитии конкурентной среды, совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и признании утратившими силу отдельных указов, положений указов Президента Республики Беларусь";

2. Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении положений о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов";

3. Проект Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению инвесторской сметной документации в текущем уровне цен.

Ключевая проблема – качество

Ключевой проблемой развития всего строительного комплекса, по определению министра, является повышение качества возводимых зданий и сооружений до уровня, аналогичного мировым и европейским стандартам. Обратив особое внимание членов коллегии на то, что наведение порядка – не временная кампания, Анатолий Ничкасов рекомендовал Департаменту Госстройнадзора совместно с Минстройархитектуры, подрядчиками, заказчиками и другими заинтересованными лицами на основе действующего системного мониторинга оперативно выявлять и принимать меры по устранению недоделок.

Что касается сферы нормотворческого регулирования, в кратчайшие сроки предстоит перейти от обязательной сертификации продукции в области строительства к декларированию ее соответствия обязательным требованиям безопасности и качества с возложением ответственности на изготовителей и продавцов. Принятие данных решений будет осуществляться в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений (союзов, ассоциаций).

Планируется также увеличить гарантийные сроки эксплуатации сооружений: жилых домов – до 3 лет, уникальных объектов – до 5 лет. Повысить ответственность сторон за исполнение договоров (контрактов) строительного подряда, ужесточить требования к приемке объектов в эксплуатацию вплоть до установления ответственности членов приемочной комиссии и заказчика за нарушение правил приемки объектов в эксплуатацию и требований нормативных правовых актов в рамках внесения изменений в Административный кодекс.

Стратегическое направление – развитие экспортного потенциала

За истекшее пятилетие организациями министерства экспортировано товаров на общую сумму порядка 1,9 млрд долларов США, однако темп роста к 2005 г. составил 112,5% при задании 155%. К 2015 г. поставлена задача достичь положительного сальдо во внешней торговле товарами и услугами в размере 315 млн долларов США. Для этого экспорт строительных услуг необходимо увеличить в 4 раза и сохранить положительную динамику по экспорту товаров, достигнутую в 2010 г. (121,5%).

Инвестиционные проекты

В текущей пятилетке необходимо завершить строительство трех технологических линий по производству цемента "сухим" способом с увеличением производственных мощностей более чем в 2 раза – на 5,4 млн т в год. Ввод их в эксплуатацию полностью закроет потребности рынка республики, предоставит возможности для увеличения экспортных поставок цемента до 1,1 млн т в год, выхода на уровень лучших мировых показателей по энергоемкости цементного производства.

Для обеспечения возрастающих потребностей внутреннего строительного рынка в отделочных строительных материалах (по прогнозам к 2015 г. емкость рынка гипсокартонных листов увеличится до 15 млн м2), сокращения доли импортной продукции и увеличения экспортных поставок намечено строительство нового завода по выпуску гипсокартонных изделий, сухих строительных смесей и гипсового вяжущего в п. Гатово.

В числе важных проектов – ввод в эксплуатацию 5–8-й технологических линий по производству гранитного щебня на РУПП "Гранит" мощностью 3 млн тв год каждая; строительство завода по выпуску кальцинированной соды в г. Мозыре; увеличение мощностей ДСК и заводов КПД с 2276 до 3162 тыс. м2 общей площади. На приобретение основных строительных машин, механизмови технологической оснастки будет направлено около 1,3 трлн руб.

 

Градостроительное и территориальное планирование

Приоритетными направлениями в этой области на ближайшую пятилетку определены:

  • дальнейшее совершенствование системы расселения страны, развитие агломераций Минска с городами-спутниками, областных центров, развитие средних и малых городов;
  • развитие сельского расселения на основе уже созданных центров – агрогородков;
  • повышение эффективности использования территориальных ресурсов Беларуси на основе функционального зонирования территорий, минимизации территориальной экспансии урбанизации на природные и сельскохозяйственные территории, сокращение изъятия сельхозземель и ценных лесных массивов под застройку;
  • решение острейших городских транспортных проблем, выработка мер по совершенствованию транспортной инфраструктуры, системы хранения личных транспортных средств в больших и крупных городах страны;
  • повышение роли и статуса главных архитекторов области, района, города;
  • создание действенной системы повышения квалификации архитекторов-управленцев и проектировщиков;
  • совершенствование градостроительной, архитектурной и строительной науки, направленной на модернизацию отрасли, внедрение инноваций;
  • увеличение экспорта градостроительных и архитектурно-строительных услуг, активное участие в двусторонних и многосторонних международных проектах территориального развития в первую очередь с приграничными государствами, странами ЕврАЗэС, СНГ;
  • совершенствование нормативного правового обеспечения градостроительной, архитектурно-строительной деятельности;
  • разработка Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь (Основные положения) с учетом изменений социально-экономических и градостроительных условий;
  • разработка и актуализация генеральных планов городов республики.
Комплексное управление инвестиционными проектами

Проектные организации страны – одни из основных звеньев в инвестиционном цикле, и благодаря наиболее подготовленному кадровому потенциалу, выразил уверенность министр, они имеют возможность оказывать все виды инженерных услуг, в том числе по комплексному управлению инвестиционными проектами, начиная от выполнения предпроектных работ (подготовки документов, необходимых для получения земельных участков) и заканчивая организацией приемки объектов в эксплуатацию. В связи с этим Минстройархитектуры подготовлен проект постановления правительства "О некоторых вопросах повышения качества оказания инженерных услуг в строительстве", который предусматривает создание на основе проектных организаций численностью более 100 человек крупных инжиниринговых компаний, оказывающих инженерные услуги по сопровождению всего инвестиционного цикла.

С целью совершенствования деятельности проектных организаций разработаны также проекты постановления Совета Министров Республики Беларусь "О некоторых вопросах строительства объектов в границах территорий, на которых осуществляется особое государственное регулирование, и внесение изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223"; "Об утверждении перечня административных процедур, совершаемых государственными органами и другими государственными организациями, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере архитектуры и строительства".

Постановлением коллегии Минстройархитектуры от 15.02.2011 № 31 "О совершенствовании ценообразования в проектном деле" утверждены:

3.1. Понижающие коэффициенты на проектно-изыскательские работы;

3.2. Общие указания по применению сборников базовых цен на разработку градостроительной документации, выполнение комплексных научных изысканий по недвижимым историко-культурным ценностям и документации проектного обеспечения инвестиционного процесса в строительстве;

3.3. Методические указания по определению стоимости проектно-изыскательских работ, выполняемых проектными организациями Республики Беларусь, на основании трудовых затрат.

Научно-техническая политика. Нормирование и стандартизация

В 2011–2015 гг. получат развитие и широкое применение информационные и коммуникационные технологии в строительстве, направленные на повышение эффективности информационной поддержки рынка строительной продукции и услуг, обеспечения свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения необходимой информации.

Нанотехнологии в строительстве – новый виток, новый уровень развития фундаментальных исследований. Результаты их использования – это конструкционные композиционные материалы с уникальными прочностными характеристиками, новые виды арматурных сталей, уникальные нанопленки для покрытия светопрозрачных конструкций, самоочищающиеся и износостойкие покрытия, паропроницаемые и гибкие стекла и т.д.

Для повышения конкурентоспособности продукции и услуг стройкомплекса предстоит разработка прогрессивных и соответствующих европейским стандартам конструктивно-технологических систем, конструкций, технологий, материалов и оборудования для строительства, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений, а также организационно-технических решений по модернизации и развитию предприятий стройиндустрии.

Беларусь в настоящее время интегрируется в европейскую систему нормирования. В 2010 г. нормативная база в области архитектуры и строительства дополнена целым блоком европейских норм и стандартов. По состоянию на 1 января 2011 г. Минстройархитектуры уже введены в действие 569 европейских норм и стандартов (из них 514 СТБ ЕН, ИСО и 55 ТКП ЕН по расчету конструкций из различных материалов), при этом сохранены национальные нормы проектирования зданий и сооружений (1540 ТНПА).

Тем самым снимаются технические барьеры не только для реализации инвестиционных проектов на территории страны зарубежными инвесторами, но и для расширения экспорта отечественной строительной продукции и услуг в страны ЕС.

В области технического нормирования и стандартизации в 2011–2015 гг. предстоит завершить формирование базы ТНПА, взаимосвязанных с Техническим регламентом; создать единую нормативную базу по техническому регулированию в строительстве в Таможенном союзе; разработать национальные ТНПА, учитывающие особенности Беларуси и других государств, с приоритетным применением для их создания европейских стандартов. В связи с этим предполагается принять порядка 200 технических нормативных правовых актов.

Оптимизация структуры управления стройкомплексом

Организационную систему управления строительным комплексом предполагается усовершенствовать путем объединения подведомственных организаций и формирования корпоративных структур (холдингов, производственных объединений). Создание холдингов, пояснил министр, повысит результативность управления входящими в них организациями путем делегирования части функций оперативного управления от отраслевого министерства – управляющей компании, при этом функции стратегического управления останутся за министерством. Ожидается, что это послужит также развитию механизмов экономического саморегулирования организаций, расширению их экспортного потенциала, упорядочит участие в реализации крупных проектов в строительной сфере и отраслевой промышленности.

Таким образом, будет создана четкая система управления строительным комплексом, включающая:

– Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь – единый координирующий орган, реализующий архитектурную, инвестиционную и жилищную политику, а также стратегическое управление организациями, входящими в холдинги и производственные объединения;

– холдинговые структуры и производственные объединения;

– региональные строительные организации коммунальной формы собственности, подчиненные местным органам управления;

– частные строительные организации без ведомственной подчиненности.

В связи с этим подготовлены соответствующие проекты нормативно-правовых актов – распоряжений Президента Республики Беларусь: "О внесении неденежных вкладов", "О создании отраслевых холдингов Минстройархитектуры", "О безвозмездной передаче имущества" (предусматривающий передачу в 2011–2015 гг. унитарных предприятий, акционерных обществ в коммунальную собственность административно-территориальных единиц); постановления Совета Министров "О создании государственного инжинирингового производственного объединения "Белинжиниринг".

В заключение министр призвал руководителей организаций не откладывать на завтра решение поставленных перед строительным комплексом задач и незамедлительно приступить к созданию необходимых заделов для выполнения пятилетней программы развития строительной отрасли.

Важнейший резерв – эффективность производства

Подводя итог работе коллегии, Анатолий Калинин – заместитель премьер-министра, курирующий строительную отрасль, акцентировал внимание руководства министерства на неизбежность более глубокого поиска путей и резервов для повышения экономической эффективности работы предприятий, темпов и качества возведения объектов.

Он напомнил, что в текущей пятилетке Минстройархитектуры по решению Президента страны отвечает не только за результаты работы подведомственных организаций, но и за общие итоги деятельности строительной отрасли. Министерство, по его словам, должно стать прежде всего государственным органом стратегического управления, проведения единой политики в строительстве.

Учитывая невыполнение по итогам прошлой пятилетки показателей по экспорту и импорту, вице-премьер призвал направить все усилия на преодоление отрицательного сальдо внешней торговли, сложившегося в отрасли по итогам 2010 г.

– Надо коренным образом менять ситуацию, обратив особое внимание на наращивание экспорта как наиболее показательный индикатор конкурентоспособности экономики. Перед отраслью поставлена задача увеличить объемы экспорта строительных и архитектурно-инжиниринговых услуг к концу пятилетки более чем в 4 раза и достичь устойчивого положительного сальдо внешнеэкономической деятельности. До конца пятилетнего периода мы должны выйти на уровень производительности труда 62 тыс. долларов США на человека. И если предприятия способны обеспечить такой показатель, они вправе импортировать оборудование, технологии, материалы.

Анатолий Калинин сообщил также, что глава государства потребовал от стройкомплекса 10% жилья из доведенного задания строить за рубежом. Поэтому в освоение строительных рынков ближнего и дальнего зарубежья следует включаться уже сегодня, ускорив создание на базе проектных организаций инжиниринговых компаний, способных обеспечивать комплексную разработку, сопровождение, управление реализацией проектов "под ключ".

Что касается внешней торговли стройматериалами, здесь главный упор должен быть сделан на подъем производства экспортоориентированной продукции – с высокой добавленной стоимостью и из местного сырья; снижение энерго- и материалоемкости действующих производств. Еще одна проблема отрасли – уход от импортоемкости. Поэтому с нынешнего года господдержка будет оказываться только при реализации высокоэффективных экспортоориентированных и импортозамещающих проектов. В иных случаях закупки импортного оборудования предстоит осуществлять за счет собственной валютной выручки либо привлечения иностранных кредитов.

Текущая пятилетка – пятилетка модернизации экономики и перехода на более высокий технологический уровень развития производства. Задачей особой важности заместитель премьер-министра назвал модернизацию КПД, от решения которой во многом зависят темпы и объемы жилищного строительства. Обеспечение достойного качества, доступной стоимости, сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла, высокой скорости возведения жилья – на первом плане. И здесь, кроме жесткого контроля и усиления ответственности за неисполнение договорных обязательств, требований к приемке объектов, увеличения гарантийных сроков объектов, требуется большой комплекс мероприятий. Он должен включать совершенствование и развитие форм взаимодействия заказчиков, подрядчиков и граждан, создание привлекательных условий для застройщиков и строительных организаций, недопущение нарушений в сфере долевого строительства. И в этом направлении Минстройархитектуры следует активизировать разработку соответствующих экономических и правовых механизмов, нормативных документов.

Несмотря на то что в целом в отрасли созданы хорошие заделы, для решения проблемных вопросов, по словам Анатолия Калинина, необходимы качественный подбор и расстановка кадров, способных осилить крайне напряженную пятилетнюю программу, высокая производственная, финансовая, технологическая и трудовая дисциплина, совершенствование стиля и методов работы с учетом инновационных подходов.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...