Вы здесь

В активе столичной “подземки” – две новые станции

Метрополитен давно уже стал непременным атрибутом современного мегаполиса. Подземная электричка в Минске начала ходить с 1984 г., и с этой поры она по праву считается самым скоростным и удобным видом городского транспорта. Значение метро сложно переоценить, особенно сейчас, когда столичные магистрали буквально “изнывают” от заполонивших их легковых машин. Спешащие по своим делам минчане, спасаясь от автомобильных пробок и в надежде поскорее добраться до работыдома, все чаще прибегают к услугам столичной “подземки”. Ежедневно ею пользуются до 800 тыс. человек, что составляет примерно 36 % от общегородских пассажироперевозок. Ширится город – расширяется и метро. С интервалом в 2–5 лет минский метрополитен прибавляет в количестве станций, и сегодня в составе его двух линий общей протяженностью 31,5 км – 25 остановочных пунктов. В их числе и две новые, торжественно открывшиеся 7 ноября станции “Борисовский тракт” и “Уручье”.

С их вводом в эксплуатацию скоростную транспортную связь получили жители северовосточных микрорайонов Минска. В схеме столичного метрополитена это 3й участок 1й линии метро. Подземная трасса длиной 2,7 км проходит под зеленой зоной Уручья и частично под местным проездом параллельно пр. Независимости. Первый остановочный пункт 3го участка – “Борисовский тракт” расположился напротив “кораблика” – корпуса архитектурного и строительных факультетов БНТУ. Станция “Уручье” размещена в крупном пассажирообразующем узле между улицами Шафарнянской и Острошицкой, параллельно проспекту.



Стало традицией, что генпроектировщик белорусского метро – ОАО “Минскметропроект” сдает не просто продленную ветку “подземки” – столица получает обновленную городскую среду с благоустроенными у входов в метрополитен территориями и устройством павильонов, новыми маршрутами наземного пассажирского транспорта и инженерными сетями.



Стараясь четко обозначить метро “наверху”, проектировщики еще тщательнее подходят к выбору художественного решения его внутренних интерьеров. Как правило, авторами всегда учитывается топонимика местности. Так, в основу художественного решения станции “Уручье”, как рассказал главный архитектор проектов Владимир Телепнев, легла тема воды, объясняющая происхождение названия микрорайона – у ручья. Поэтому и решена она в тонах холодных, прозрачных, белоизумрудных, навевающих ассоциации с бойко бьющим ключом. Колористика “Борисовского тракта”, напротив, подчеркнуто нейтральна, сдержанна, теплых бежевых, шоколадных и белых оттенков. Это – дань уважения к истории места, памяти погребенных на Восточном кладбище…



Тот же подход был применен и в оформлении станций­предшественниц – “Спортивной”, в дизайне которой за основу взят холодный цвет стального лезвия коньков, блестящего льда, или “Кунцевшины”, наводящей на мысль о сельском пейзаже с осыпающейся осенней листвой. Свои пасторальные наброски архитекторы Минскметропроекта продолжат уже на “полотнах” строящихся 3 новых станций югозападного направления – “Грушевки”, “Михалово”, “Петровщины”. А в перспективе, если город и дальше будет “продвигаться” на северовосток, вслед за подземной остановкой “Уручье” появится и станция “Смоленская”, а вместе с ней возникнут новые художественные образы…



Активно работают авторы с цветом. Скорее, даже стараются насытить свои дизайнрешения как можно большим количеством выразительных красок.



– Конечные станции должны быть более яркими, чем в центре, чтобы народу, живущему на окраинах, веселее было, – говорит Владимир Телепнев. – Архитектура центральной части города уже сложилась, она строгая, классическая, и станции метро ей соответствуют. А в микрорайонах – серая, однообразная застройка. Поэтому и возникла у нас идея по крайней мере хотя бы под землей давать людям побольше ярких цветов. И на протяжении последних лет мы стараемся этой концепции придерживаться.



Сходство новых станций прослеживается не только в их колористическом исполнении. Узнаваемость нового поколения “андеграунда” определяется лаконичной архитектурой, едиными приемами зонирования пространства, колоннадным решением, пластикой подвесных потолков, освещением, малыми архитектурными формами. Единым станет и новый информационный дизайн “подземки”, разработанный художником института “Минскпроект” Николаем Грибовым. В его основу положен синий цвет и горизонтальное “выпадающее” расположение. Апробированные на станциях “Борисовский тракт” и “Уручье” новые информационные указатели будут установлены на всей 1й линии метро.



Еще один интересный, заслуживающий внимания архитектурнопланировочный прием применен на “Уручье”. Архитекторы сделали платформу “подземки” раскрывающейся в сторону вестибюлей станции на выходе к жилым микрорайонам – и довольно небольшое пространство пассажирской платформы зрительно расширилось.



На помощь в создании запоминающихся интерьеров метро проектировщики “призвали” современные отделочные материалы: ставшие классикой советского “андеграунда” натуральный мрамор и гранит, идущие чуть в “авангарде” алюминиевые подвесные реечные потолки, металлокерамика для колонн, нержавеющая сталь разной степени обработки и фактуры – рельефная, полированная, шлифованная, впервые активно использующаяся в переходах отечественная полированная плитка “Гресс”. Как правило, металлические элементы вводятся, чтобы разбавить фоновую однообразность натурального камня, например на путевых стенах, и начинают вместе с рисунком пола, светильниками “работать” на общее восприятие дизайна метро.

Новые станции, как рассказал главный инженер ОАО “Минскметропроект” Виктор Полищук, оборудованы современными системами пассажирской и противопожарной автоматики, управления движением поездов, а также системами связи, теленаблюдения и оповещения. Для инвалидов предусмотрены лифты и подъемные площадки. Принципиально новым решением стала современная система вентиляции и дымоудаления, предусмотренная на платформе станций в специальных замаскированных шахтах.

Что касается особенностей строительства этого участка метрополитена, то, по словам главного инженера, сооружение перегонов между станциями велось в сложных инженерно­геологических и градостроительных условиях. В ходе строительных работ метростроители натолкнулись на грунтовые воды, подпитываемые некогда протекавшим по здешним местам Слепянским ручьем. Кроме заболоченной местности были обнаружены неустойчивые песчаные грунты с полуметровыми валунами, мощный слой заторфованных озерноболотных мергелей с низкими физикомеханическими характеристиками, пластичные супеси. Принимая все это во внимание, строители начали прокладывать трассу метро открытым способом, внедряя современные технические решения по гидроизоляции участка, делая искусственное водопонижение и используя специальные монолитные конструкции для передачи нагрузки на слабый грунт.

– Да чего уж вспоминать о всех сложностях! – восклицает Виктор Полищук. – Главное, что мы смогли их решить. И сейчас больше переживаем за то, чтобы горожанам творение наших рук нравилось, чтобы оно служило людям, отвечало их сегодняшним запросам, было для них удобным и комфортным. Такое метро они хотели получить или совсем другое? Начинаем­то мы проектировать за 10 лет до того, как новые станции вступят в строй, а сделать их надо так, чтобы и через годы они отвечали современным требованиям. С 2002 г. разрабатываем югозападное направление, а нужно, чтобы подземка стала созвучной тому времени, которое наступит в 2011 г. Приходится постоянно держать руку на пульсе, стараемся закладывать новейшие системы управления, теленаблюдения, безопасности, связи, электроснабжения и, разумеется, хотим, чтобы и архитектура отвечала требованиям будущего. Поэтому наша задача – быть мобильными и готовыми быстро, в условиях цейтнота успеть все новое внедрить…

А насколько это удастся специалистам Минскметропроекта, мы убедимся через 4 года, когда будет завершено строительство станций “Грушевка”, “Михалово”, “Петровщина”, “Малиновка”, что последуют за “Институтом культуры”. Точность профессионального предвидения зодчих станет зримой и на еще более отдаленном во времени проекте 3й линии минского метрополитена, связывающей Курасовщину с Зеленым Лугом и проходящую под бизнесцентром МинскСити…

Елена Садовская

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, совсем недавно, в 1983 г., наш институт, тогда еще Белгоспроект, праздновал свой пятидесятилетний юбилей. И вот нам 70! Многое изменилось за...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
 Вехи жизни и творчества Родился в Минске 1 мая 1932 г. Окончил архитектурное отделение Белорусского политехнического института в 1959 г....