Вы здесь

Методические основы проектирования малых ландшафтно-архитектурных форм




Типология малых ландшафтно-архитектурных форм. Малые ландшафтно-архитектурные формы создаются с использованием как природных, так и искусственно преобразованных человеком (антропогенных) элементов предметно-пространственной среды. По соотношению природных и искусственных компонентов можно выделить следующие их формы:



с преобладанием природных компонентов – древесно-кустарниковые и цветочные композиции, газоны, живые изгороди (рис. 1);


в равной мере включающие природные и искусственные компоненты – декоративно оформленные водные источники, пруды, подпорные стенки, укрепленные откосы (рис. 2);


с преобладанием искусственных компонентов – оборудование детских, спортивных площадок, беседки, киоски, пленэрная скульптура (рис. 3).


Обычно малые ландшафтно-архитектурные формы одновременно выполняют утилитарную (парковая мебель, ограждения, указатели, рис. 4) и декоративную (пленэрная скульптура, цветочные композиции, памятные знаки, рис. 5) функции.


В зависимости от массовости и способа производства существуют малые ландшафтно-архитектурные формы:


типовые, изготавливаемые индустриальными способами и массовыми тиражами – скамьи, урны для мусора, фонари освещения и др. (рис. 6, 7);


индивидуальные, изготавливаемые для конкретного места в одном экземпляре – художественные композиции из естественных и искусственных материалов, скульптура и др. (рис. 8) [1].



Принципы проектирования. Проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм должно осуществляться в соответствии с общим функционально-планировочным и композиционно-пространственным замыслом объектов, в состав которых они входят.



Основными принципами, т.е. руководящими идеями проектирования, являются:



принцип комплексности, предусматривающий проектирование не отдельных малых ландшафтно-архитектурных форм, а их комплексов, включающих функционально и композиционно взаимосвязанные элементы предметно-пространственной среды;



принцип масштабности и соразмерности, предусматривающий гармоничное сочетание частей и целого, соотнесение масштаба проектируемых малых ландшафтно-архитектурных форм с масштабом человека и окружающего пространства;



принцип стилевого единства, предусматривающий проектирование комплексов малых ландшафтно-архитектурных форм в едином стиле, с учетом стилевых особенностей окружающей застройки и ландшафта;



принцип преемственности, предусматривающий учет культурных традиций;



принцип эффективности, предусматривающий рациональное использование материалов и конструкций, учет эргономических требований;



принцип сочетания пользы и красоты, предусматривающий проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм, которые одновременно выполняют утилитарную и декоративную функции.



Проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм направлено на совершенствование архитектурно-ландшафтной среды с учетом обеспечения социально-функциональных потребностей населения.



Общие требования к проектированию. Основными требованиями к проектированию малых ландшафтно-архитектурных форм являются:



социальные – учет потребностей разных социально-демографических групп населения (например, определение габаритов, тематики, цветового решения детского игрового оборудования с учетом возрастных групп детей; проектирование уклонов пандусов, высоты поручней с учетом особенностей строения тела человека), учет культурных традиций, особенностей проведения населением свободного времени при подборе оборудования и элементов благоустройства;



экологические – обеспечение охраны природы, учет условий произрастания растений, учет уровней загрязнения воздуха, воды, почв при размещении малых ландшафтно-архитектурных форм;



экономические – рациональное использование материальных ресурсов, трудозатрат при изготовлении и эксплуатации малых ландшафтно-архитектурных форм;



требования безопасности – предотвращение возможностей получения травм (например, установление безопасной высоты, учет особенностей формы, фактуры поверхности детского игрового оборудования), обеспечение противопожарных требований, соблюдение санитарно-гигиенических норм (например, неиспользование токсичных материалов);


– предотвращение возможностей получения травм (например, установление безопаснойвысоты, учет особенностей формы, фактуры поверхности детского игрового оборудования), обеспечение противопожарных требований, соблюдение санитарно-гигиенических норм (например, неиспользование токсичных материалов);

функционально-конструктивные – определение габаритов, подбор материалов, конструктивных решений с учетом назначения и особенностей использования малых ландшафтно-архитектурных форм;



технологические – учет особенностей и возможностей материалов, технологических приемов изготовления малых ландшафтно-архитектурных форм;



эстетические – учет архитектурных, композиционных, художественных закономерностей формообразования, организации пространства;



градостроительные – учет градостроительной и ландшафтной ситуации, органичное включение малых ландшафтно-архитектурных форм в окружающую среду [2].



Функционально-планировочный аспект проектирования. Состав и размещение малых ландшафтно-архитектурных форм должны соответствовать назначению проектируемых территорий и учитывать особенности проходящих на ней функциональных процессов. Комфортность проектируемой среды обеспечивается наличием и удобной доступностью оборудования, элементов благоустройства, приемами озеленения и цветочного оформления.



Композиционно-пространственный аспект проектирования. Важна композиционная согласованность малых ландшафтно-архитектурных форм с окружающей застройкой, ландшафтом, их сомасштабность человеку и окружающему пространству. Композиционно-пространственная организация малых ландшафтно-архитектурных форм заключается в выявлении композиционных доминант, нахождении масштабных соотношений и соразмерности целого и его частей.



Средствами гармонизации взаимосвязей и соотношений элементов формируемой пространственной композиции служат пропорциональность и масштабность, метрические и ритмические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения пространственных форм.



Пропорциональность выражается соразмерностью элементов, благодаря чему создается целостное восприятие пространственной формы.


выражается соразмерностью элементов, благодаря чему создается целостное восприятиепространственной формы.

Масштабность характеризуется соизмеримостью размеров пространства по отношению к человеку. Важна также соразмерность пространства окружению. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов.



С территориальным и высотным ростом города начали терять “человеческий” масштаб. Максимальные расстояния, при которых различаются особенности формы, структуры и цвета застройки, составляют 135–165 м, а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150–300 м. Однако следует отметить, что приведенные пространственные параметры не являются универсальными. Люди, принадлежащие к различным культурам и даже к разным социальным группам, воспринимают пространство неодинаково [3].



Метрические построения пространственной композиции основаны на повторении форм и интервалов между ними. Метрические ряды, в которых повторяется одна и та же форма, называются простыми. При формировании пространств поселений используются как простые, так и сложные метрические ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным метрическим рядам относятся, например, такие, в которых чередуются неравные объемные элементы и неравные интервалы между ними (рис. 9).


пространственной композиции основаны на повторении форм и интервалов между ними. Метрические ряды, в которых повторяется одна и та же форма, называются простыми. При формировании пространств поселений используются как простые, так и сложные метрические ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным метрическим рядам относятся, например, такие, в которых чередуются неравные объемные элементы и неравные интервалы между ними (рис. 9).

Ритмические построения пространственной композиции создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т.д.). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов метрических рядов; изменение величины элементов и интервалов между ними; изменение величины элементов, интервалов между ними и числа элементов метрических рядов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов (рис. 10).


пространственной композиции создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т.д.). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов метрических рядов; изменение величины элементов и интервалов между ними; изменение величины элементов, интервалов между ними и числа элементов метрических рядов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов (рис. 10).

В простых ритмических рядах сохраняется постоянное соотношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда. Сочетание нескольких метрических и ритмических рядов приводит к образованию сложных ритмических рядов  [4].


В зависимости от архитектурно-художественного замысла применяются контрастные и нюансные соотношения элементов пространственной композиции.



Контрастные соотношения используются для выделения главного элемента пространственной композиции.



Нюансные соотношения используются для организации постепенного перехода от одного типа пространства к другому.


используются для организации постепенного перехода от одного типа пространства к другому.

Пластические средства включают способы членения пространственной формы на визуально различимые элементы, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации пространственных форм.



Светоцветовые средства включают соотношения цветов, света и тени. Применение разных цветов окраски фасадов зданий, оборудования, элементов благоустройства, озеленения и цветочного оформления позволяет менять восприятие пространственных отношений – зрительно увеличивать или сокращать расстояния.



При разработке колористического решения пространства необходимо учитывать сочетаемость цветов архитектурных объектов и зеленых насаждений, динамику изменения цветовой гаммы древесно-кустарниковых насаждений в разные периоды года.


Вечерняя подсветка архитектурных сооружений и малых ландшафтно-архитектурных форм позволяет по-новому раскрыть пространственную композицию, выделить композиционные акценты.


Немаловажное значение имеет праздничное светоцветовое оформление с использованием таких приемов, как вывешивание в дневное время флагов, гирлянд разноцветных флажков, надувных шаров; вечером – цветных ламп освещения, других дополнительных элементов наружного оформления  [4].



Информативность пространства. При формировании пространств выделяются визуальные акценты – пространственные ориентиры и фон, на котором они воспринимаются. Человек фиксирует внимание на ярких, нестандартных объектах и мало внимания обращает на фон. Композиционные акценты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом.


При формировании пространств выделяются визуальные акценты – пространственные ориентиры и фон, на котором они воспринимаются. Человек фиксирует внимание на ярких, нестандартных объектахи мало внимания обращает на фон. Композиционные акценты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом.

Важное значение имеют “знаки места” (рис. 11). Существует целая система “знаков”, которые помогают ориентироваться в пространстве. Это совокупность архитектурных, ландшафтных особенностей участка, оборудования, элементов благоустройства, озеленения, цветочного оформления, произведений монументального искусства.



Социальный аспект проектирования. Создавая любой объект предметно-пространственной среды, необходимо исходить из потребностей людей. При разработке проектов малых ландшафтно-архитектурных форм используется эргономический подход. Он предусматривает учет антропометрических, санитарно-гигиенических, эмоционально-психологических требований.



Антропометрические требования, основанные на размерах и пропорциях человеческого тела, учитываются при определении высоты ступеней и поручней лестниц, высоты и габаритов столов и скамеек, наклонов сидений и спинок, расположения подлокотников, габаритов детского игрового оборудования и т.д. Так, на данных антропометрии основан расчет размеров ступеней лестниц по формуле: b + 2h = 64 см, где b – ширина ступени, которая в условиях внешней среды принимается в пределах от 34 до 40 см и более, h – высота ступени.


, основанные на размерах и пропорциях человеческого тела, учитываются при определении высоты ступеней и поручней лестниц, высоты и габаритов столов и скамеек, наклонов сидений и спинок, расположения подлокотников, габаритов детского игрового оборудования и т.д. Так, на данных антропометрии основан расчет размеров ступеней лестниц по формуле: + 2 = 64 см, где – ширина ступени, которая в условиях внешней среды принимается в пределах от 34 до 40 см и более, – высота ступени.

Антропометрические данные лежат в основе определения ширины пешеходных аллей и дорожек – их ширина принимается кратной условной полосе движения одного пешехода (75 см) [5].



Санитарно-гигиенические требования регулируют такие параметры, как температура, физико-химический состав воздуха, освещенность, шум. Они определяют требования к комфортности и безопасности формируемой предметно-пространственной среды.



Учет санитарно-гигиенических требований важен при выборе материалов, из которых изготавливаются малые ландшафтно-архитектурные формы, подборе ассортимента растений, определении густоты посадок, установке шумозащитных экранов, увлажнителей-ионизаторов и т.п.


Санитарно-гигиенические требования учитываются при регулировании микроклимата. Регулирование направления и скорости ветра осуществляется за счет моделирования рельефа, создания экранов из зеленых насаждений, декоративных стен. Регулирование условий освещенности и температуры поверхности земли?– за счет ориентации склонов. Создание водных объектов и устройств способствует понижению температуры воздуха.



Эмоционально-психологические требования связаны с особенностями восприятия и переработки информации человеком. Они учитываются при определении цветовых решений малых ландшафтно-архитектурных форм исходя из особенностей воздействия разных цветов и их сочетаний на людей, при выборе шрифтов на указателях, их “читаемости”, при выборе графики информационных схем, помогающей легко ориентироваться в пространстве, и т.п.



Экологический аспект проектирования. При проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм, организации пространства важно использование экологического и ландшафтного подходов.



Экологический подход направлен на обеспечение устойчивого развития поселений и территорий, оптимизацию экосистем. Ландшафтный подход заключается в учете структуры, устойчивости, особенностей функционирования природных и антропогенных ландшафтов, что позволяет формировать новые культурные ландшафты, отличающиеся высокими эстетическими и экологическими достоинствами.



Экономический аспект проектирования. Проектные решения должны быть экономически эффективными, т.е. обеспечивать рациональное использование затрат ресурсов, труда, необходимых для достижения полезного результата.



Экономическая эффективность проекта определяется в процессе оценки и выбора вариантов проектных решений, при расчете технико-экономических показателей, характеризующих принятое решение. Наряду с затратами материальных ресурсов, трудозатратами на изготовление и эксплуатацию малых ландшафтно-архитектурных форм учитываются затраты на освоение территории – отвод участка, инженерную подготовку территории, включая вертикальную планировку, прокладку и перенос инженерных сетей, выплату компенсаций за снос построек, сельскохозяйственных культур, другие расходы.



Технологический аспект проектирования. Потребность в большом количестве малых ландшафтно-архитектурных форм вызывает необходимость массового их изготовления. Особенностью массового производства является модульность элементов, простота и индустриальность изготовления, стремление к стилевому единству, рациональное использование строительных материалов.



Соотношение типового и индивидуального при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм. Исходя из особенностей массового производства, необходимы унификация и типизация повторяющихся элементов, в то же время задачей архитектурного проектирования является придание каждой конкретной территории индивидуального облика. Поэтому при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм требуется рациональное сочетание типовых, массовых и единичных, уникальных элементов. При производстве же типовых, повторяющихся элементов должны предусматриваться возможности их применения в разнообразных композиционно-пространственных сочетаниях.


при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм.Исходя из особенностей массового производства, необходимы унификация и типизация повторяющихся элементов, в то же время задачей архитектурного проектирования является придание каждой конкретной территории индивидуального облика. Поэтому при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм требуется рациональное сочетание типовых, массовых и единичных, уникальных элементов. При производстве же типовых, повторяющихся элементов должны предусматриваться возможности их применения в разнообразных композиционно-пространственных сочетаниях.

Современные технологии позволяют не только повысить эффективность производства элементов оборудования и благоустройства, но и наделять их принципиально новыми свойствами. Например, в мировой практике все большее распространение получают фонтаны с меняющимися режимами работы: применение компьютеров позволило создавать бесконечное разнообразие композиций с движущейся водой, в соответствии с заданной программой изменять интенсивность и направление водных потоков, высоту струй.



Особенности применения разных материалов. Материалы, используемые при изготовлении малых ландшафтно-архитектурных форм, существенно различаются по прочности, долговечности, пожароустойчивости, безопасности для здоровья людей, трудоемкости при изготовлении и эксплуатации, другим характеристикам (см. таблицу) [1, 5].


Материалы, используемые при изготовлении малых ландшафтно-архитектурных форм, существенно различаются по прочности, долговечности, пожароустойчивости, безопасности для здоровья людей, трудоемкости при изготовлении и эксплуатации, другим характеристикам (см. таблицу) [1, 5].

Литература


1. Проектирование и создание малых ландшафтно-архитектурных форм (комплексов): пособие проектировщику / под общ. ред. Г.А. Потаева. – Мн.: Минсктиппроект, 2006. – 256 с.: ил.


2. Маказнак, Н.А. Садова-паркавыя збудаваннi: агульныя пытаннi праектавання: Вучэбны дапаможнiк. – Мн.: БДТУ, 2002. – 46 с.


3. Иодо, И.А., Потаев, Г.А. Основы градостроительства и территориальной планировки: Учебн. для вузов. – Мн.: УниверсалПресс, 2003.


4. Кринский, В.Ф., Ламцов, И.В., Туркус, М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. – М.: Стройиздат, 1968. – 168 с.


5. Маказнак, Н.А. Садова-паркавыя збудаваннi: асаблiвасцi архiтэктурна-канструкцыйнага вырашэння: Вучэбны дапаможнiк. – Мн.: БДТУ, 2003. – 81 с.


Среда городов, сельских поселений, загородных ландшафтно-рекреационных территорий во многом формируется малыми ландшафтно-архитектурными формами, к которым относятся: художественно обработанный рельеф (геопластика), мощения, водные устройства, древесно-кустарниковые и цветочные композиции, оборудование мест отдыха, детских игровых и спортивных площадок, информационное оборудование, пленэрная скульптура, элементы праздничного оформления населенных мест.



Типология малых ландшафтно-архитектурных форм. Малые ландшафтно-архитектурные формы создаются с использованием как природных, так и искусственно преобразованных человеком (антропогенных) элементов предметно-пространственной среды. По соотношению природных и искусственных компонентов можно выделить следующие их формы:



с преобладанием природных компонентов – древесно-кустарниковые и цветочные композиции, газоны, живые изгороди (рис. 1);


в равной мере включающие природные и искусственные компоненты – декоративно оформленные водные источники, пруды, подпорные стенки, укрепленные откосы (рис. 2);


с преобладанием искусственных компонентов – оборудование детских, спортивных площадок, беседки, киоски, пленэрная скульптура (рис. 3).


Обычно малые ландшафтно-архитектурные формы одновременно выполняют утилитарную (парковая мебель, ограждения, указатели, рис. 4) и декоративную (пленэрная скульптура, цветочные композиции, памятные знаки, рис. 5) функции.


В зависимости от массовости и способа производства существуют малые ландшафтно-архитектурные формы:


типовые, изготавливаемые индустриальными способами и массовыми тиражами – скамьи, урны для мусора, фонари освещения и др. (рис. 6, 7);


индивидуальные, изготавливаемые для конкретного места в одном экземпляре – художественные композиции из естественных и искусственных материалов, скульптура и др. (рис. 8) [1].



Принципы проектирования. Проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм должно осуществляться в соответствии с общим функционально-планировочным и композиционно-пространственным замыслом объектов, в состав которых они входят.



Основными принципами, т.е. руководящими идеями проектирования, являются:



принцип комплексности, предусматривающий проектирование не отдельных малых ландшафтно-архитектурных форм, а их комплексов, включающих функционально и композиционно взаимосвязанные элементы предметно-пространственной среды;



принцип масштабности и соразмерности, предусматривающий гармоничное сочетание частей и целого, соотнесение масштаба проектируемых малых ландшафтно-архитектурных форм с масштабом человека и окружающего пространства;



принцип стилевого единства, предусматривающий проектирование комплексов малых ландшафтно-архитектурных форм в едином стиле, с учетом стилевых особенностей окружающей застройки и ландшафта;



принцип преемственности, предусматривающий учет культурных традиций;



принцип эффективности, предусматривающий рациональное использование материалов и конструкций, учет эргономических требований;



принцип сочетания пользы и красоты, предусматривающий проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм, которые одновременно выполняют утилитарную и декоративную функции.



Проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм направлено на совершенствование архитектурно-ландшафтной среды с учетом обеспечения социально-функциональных потребностей населения.



Общие требования к проектированию. Основными требованиями к проектированию малых ландшафтно-архитектурных форм являются:



социальные – учет потребностей разных социально-демографических групп населения (например, определение габаритов, тематики, цветового решения детского игрового оборудования с учетом возрастных групп детей; проектирование уклонов пандусов, высоты поручней с учетом особенностей строения тела человека), учет культурных традиций, особенностей проведения населением свободного времени при подборе оборудования и элементов благоустройства;



экологические – обеспечение охраны природы, учет условий произрастания растений, учет уровней загрязнения воздуха, воды, почв при размещении малых ландшафтно-архитектурных форм;



экономические – рациональное использование материальных ресурсов, трудозатрат при изготовлении и эксплуатации малых ландшафтно-архитектурных форм;



требования безопасности – предотвращение возможностей получения травм (например, установление безопасной высоты, учет особенностей формы, фактуры поверхности детского игрового оборудования), обеспечение противопожарных требований, соблюдение санитарно-гигиенических норм (например, неиспользование токсичных материалов);


– предотвращение возможностей получения травм (например, установление безопаснойвысоты, учет особенностей формы, фактуры поверхности детского игрового оборудования), обеспечение противопожарных требований, соблюдение санитарно-гигиенических норм (например, неиспользование токсичных материалов);

функционально-конструктивные – определение габаритов, подбор материалов, конструктивных решений с учетом назначения и особенностей использования малых ландшафтно-архитектурных форм;



технологические – учет особенностей и возможностей материалов, технологических приемов изготовления малых ландшафтно-архитектурных форм;



эстетические – учет архитектурных, композиционных, художественных закономерностей формообразования, организации пространства;



градостроительные – учет градостроительной и ландшафтной ситуации, органичное включение малых ландшафтно-архитектурных форм в окружающую среду [2].



Функционально-планировочный аспект проектирования. Состав и размещение малых ландшафтно-архитектурных форм должны соответствовать назначению проектируемых территорий и учитывать особенности проходящих на ней функциональных процессов. Комфортность проектируемой среды обеспечивается наличием и удобной доступностью оборудования, элементов благоустройства, приемами озеленения и цветочного оформления.



Композиционно-пространственный аспект проектирования. Важна композиционная согласованность малых ландшафтно-архитектурных форм с окружающей застройкой, ландшафтом, их сомасштабность человеку и окружающему пространству. Композиционно-пространственная организация малых ландшафтно-архитектурных форм заключается в выявлении композиционных доминант, нахождении масштабных соотношений и соразмерности целого и его частей.



Средствами гармонизации взаимосвязей и соотношений элементов формируемой пространственной композиции служат пропорциональность и масштабность, метрические и ритмические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения пространственных форм.



Пропорциональность выражается соразмерностью элементов, благодаря чему создается целостное восприятие пространственной формы.


выражается соразмерностью элементов, благодаря чему создается целостное восприятиепространственной формы.

Масштабность характеризуется соизмеримостью размеров пространства по отношению к человеку. Важна также соразмерность пространства окружению. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов.



С территориальным и высотным ростом города начали терять “человеческий” масштаб. Максимальные расстояния, при которых различаются особенности формы, структуры и цвета застройки, составляют 135–165 м, а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150–300 м. Однако следует отметить, что приведенные пространственные параметры не являются универсальными. Люди, принадлежащие к различным культурам и даже к разным социальным группам, воспринимают пространство неодинаково [3].



Метрические построения пространственной композиции основаны на повторении форм и интервалов между ними. Метрические ряды, в которых повторяется одна и та же форма, называются простыми. При формировании пространств поселений используются как простые, так и сложные метрические ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным метрическим рядам относятся, например, такие, в которых чередуются неравные объемные элементы и неравные интервалы между ними (рис. 9).


пространственной композиции основаны на повторении форм и интервалов между ними. Метрические ряды, в которых повторяется одна и та же форма, называются простыми. При формировании пространств поселений используются как простые, так и сложные метрические ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным метрическим рядам относятся, например, такие, в которых чередуются неравные объемные элементы и неравные интервалы между ними (рис. 9).

Ритмические построения пространственной композиции создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т.д.). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов метрических рядов; изменение величины элементов и интервалов между ними; изменение величины элементов, интервалов между ними и числа элементов метрических рядов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов (рис. 10).


пространственной композиции создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т.д.). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов метрических рядов; изменение величины элементов и интервалов между ними; изменение величины элементов, интервалов между ними и числа элементов метрических рядов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов (рис. 10).

В простых ритмических рядах сохраняется постоянное соотношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда. Сочетание нескольких метрических и ритмических рядов приводит к образованию сложных ритмических рядов  [4].


В зависимости от архитектурно-художественного замысла применяются контрастные и нюансные соотношения элементов пространственной композиции.



Контрастные соотношения используются для выделения главного элемента пространственной композиции.



Нюансные соотношения используются для организации постепенного перехода от одного типа пространства к другому.


используются для организации постепенного перехода от одного типа пространства к другому.

Пластические средства включают способы членения пространственной формы на визуально различимые элементы, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации пространственных форм.



Светоцветовые средства включают соотношения цветов, света и тени. Применение разных цветов окраски фасадов зданий, оборудования, элементов благоустройства, озеленения и цветочного оформления позволяет менять восприятие пространственных отношений – зрительно увеличивать или сокращать расстояния.



При разработке колористического решения пространства необходимо учитывать сочетаемость цветов архитектурных объектов и зеленых насаждений, динамику изменения цветовой гаммы древесно-кустарниковых насаждений в разные периоды года.


Вечерняя подсветка архитектурных сооружений и малых ландшафтно-архитектурных форм позволяет по-новому раскрыть пространственную композицию, выделить композиционные акценты.


Немаловажное значение имеет праздничное светоцветовое оформление с использованием таких приемов, как вывешивание в дневное время флагов, гирлянд разноцветных флажков, надувных шаров; вечером – цветных ламп освещения, других дополнительных элементов наружного оформления  [4].



Информативность пространства. При формировании пространств выделяются визуальные акценты – пространственные ориентиры и фон, на котором они воспринимаются. Человек фиксирует внимание на ярких, нестандартных объектах и мало внимания обращает на фон. Композиционные акценты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом.


При формировании пространств выделяются визуальные акценты – пространственные ориентиры и фон, на котором они воспринимаются. Человек фиксирует внимание на ярких, нестандартных объектахи мало внимания обращает на фон. Композиционные акценты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом.

Важное значение имеют “знаки места” (рис. 11). Существует целая система “знаков”, которые помогают ориентироваться в пространстве. Это совокупность архитектурных, ландшафтных особенностей участка, оборудования, элементов благоустройства, озеленения, цветочного оформления, произведений монументального искусства.



Социальный аспект проектирования. Создавая любой объект предметно-пространственной среды, необходимо исходить из потребностей людей. При разработке проектов малых ландшафтно-архитектурных форм используется эргономический подход. Он предусматривает учет антропометрических, санитарно-гигиенических, эмоционально-психологических требований.



Антропометрические требования, основанные на размерах и пропорциях человеческого тела, учитываются при определении высоты ступеней и поручней лестниц, высоты и габаритов столов и скамеек, наклонов сидений и спинок, расположения подлокотников, габаритов детского игрового оборудования и т.д. Так, на данных антропометрии основан расчет размеров ступеней лестниц по формуле: b + 2h = 64 см, где b – ширина ступени, которая в условиях внешней среды принимается в пределах от 34 до 40 см и более, h – высота ступени.


, основанные на размерах и пропорциях человеческого тела, учитываются при определении высоты ступеней и поручней лестниц, высоты и габаритов столов и скамеек, наклонов сидений и спинок, расположения подлокотников, габаритов детского игрового оборудования и т.д. Так, на данных антропометрии основан расчет размеров ступеней лестниц по формуле: + 2 = 64 см, где – ширина ступени, которая в условиях внешней среды принимается в пределах от 34 до 40 см и более, – высота ступени.

Антропометрические данные лежат в основе определения ширины пешеходных аллей и дорожек – их ширина принимается кратной условной полосе движения одного пешехода (75 см) [5].



Санитарно-гигиенические требования регулируют такие параметры, как температура, физико-химический состав воздуха, освещенность, шум. Они определяют требования к комфортности и безопасности формируемой предметно-пространственной среды.



Учет санитарно-гигиенических требований важен при выборе материалов, из которых изготавливаются малые ландшафтно-архитектурные формы, подборе ассортимента растений, определении густоты посадок, установке шумозащитных экранов, увлажнителей-ионизаторов и т.п.


Санитарно-гигиенические требования учитываются при регулировании микроклимата. Регулирование направления и скорости ветра осуществляется за счет моделирования рельефа, создания экранов из зеленых насаждений, декоративных стен. Регулирование условий освещенности и температуры поверхности земли?– за счет ориентации склонов. Создание водных объектов и устройств способствует понижению температуры воздуха.



Эмоционально-психологические требования связаны с особенностями восприятия и переработки информации человеком. Они учитываются при определении цветовых решений малых ландшафтно-архитектурных форм исходя из особенностей воздействия разных цветов и их сочетаний на людей, при выборе шрифтов на указателях, их “читаемости”, при выборе графики информационных схем, помогающей легко ориентироваться в пространстве, и т.п.



Экологический аспект проектирования. При проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм, организации пространства важно использование экологического и ландшафтного подходов.



Экологический подход направлен на обеспечение устойчивого развития поселений и территорий, оптимизацию экосистем. Ландшафтный подход заключается в учете структуры, устойчивости, особенностей функционирования природных и антропогенных ландшафтов, что позволяет формировать новые культурные ландшафты, отличающиеся высокими эстетическими и экологическими достоинствами.



Экономический аспект проектирования. Проектные решения должны быть экономически эффективными, т.е. обеспечивать рациональное использование затрат ресурсов, труда, необходимых для достижения полезного результата.



Экономическая эффективность проекта определяется в процессе оценки и выбора вариантов проектных решений, при расчете технико-экономических показателей, характеризующих принятое решение. Наряду с затратами материальных ресурсов, трудозатратами на изготовление и эксплуатацию малых ландшафтно-архитектурных форм учитываются затраты на освоение территории – отвод участка, инженерную подготовку территории, включая вертикальную планировку, прокладку и перенос инженерных сетей, выплату компенсаций за снос построек, сельскохозяйственных культур, другие расходы.



Технологический аспект проектирования. Потребность в большом количестве малых ландшафтно-архитектурных форм вызывает необходимость массового их изготовления. Особенностью массового производства является модульность элементов, простота и индустриальность изготовления, стремление к стилевому единству, рациональное использование строительных материалов.



Соотношение типового и индивидуального при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм. Исходя из особенностей массового производства, необходимы унификация и типизация повторяющихся элементов, в то же время задачей архитектурного проектирования является придание каждой конкретной территории индивидуального облика. Поэтому при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм требуется рациональное сочетание типовых, массовых и единичных, уникальных элементов. При производстве же типовых, повторяющихся элементов должны предусматриваться возможности их применения в разнообразных композиционно-пространственных сочетаниях.


при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм.Исходя из особенностей массового производства, необходимы унификация и типизация повторяющихся элементов, в то же время задачей архитектурного проектирования является придание каждой конкретной территории индивидуального облика. Поэтому при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм требуется рациональное сочетание типовых, массовых и единичных, уникальных элементов. При производстве же типовых, повторяющихся элементов должны предусматриваться возможности их применения в разнообразных композиционно-пространственных сочетаниях.

Современные технологии позволяют не только повысить эффективность производства элементов оборудования и благоустройства, но и наделять их принципиально новыми свойствами. Например, в мировой практике все большее распространение получают фонтаны с меняющимися режимами работы: применение компьютеров позволило создавать бесконечное разнообразие композиций с движущейся водой, в соответствии с заданной программой изменять интенсивность и направление водных потоков, высоту струй.



Особенности применения разных материалов. Материалы, используемые при изготовлении малых ландшафтно-архитектурных форм, существенно различаются по прочности, долговечности, пожароустойчивости, безопасности для здоровья людей, трудоемкости при изготовлении и эксплуатации, другим характеристикам (см. таблицу) [1, 5].


Материалы, используемые при изготовлении малых ландшафтно-архитектурных форм, существенно различаются по прочности, долговечности, пожароустойчивости, безопасности для здоровья людей, трудоемкости при изготовлении и эксплуатации, другим характеристикам (см. таблицу) [1, 5].

Литература


1. Проектирование и создание малых ландшафтно-архитектурных форм (комплексов): пособие проектировщику / под общ. ред. Г.А. Потаева. – Мн.: Минсктиппроект, 2006. – 256 с.: ил.


2. Маказнак, Н.А. Садова-паркавыя збудаваннi: агульныя пытаннi праектавання: Вучэбны дапаможнiк. – Мн.: БДТУ, 2002. – 46 с.


3. Иодо, И.А., Потаев, Г.А. Основы градостроительства и территориальной планировки: Учебн. для вузов. – Мн.: УниверсалПресс, 2003.


4. Кринский, В.Ф., Ламцов, И.В., Туркус, М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. – М.: Стройиздат, 1968. – 168 с.


5. Маказнак, Н.А. Садова-паркавыя збудаваннi: асаблiвасцi архiтэктурна-канструкцыйнага вырашэння: Вучэбны дапаможнiк. – Мн.: БДТУ, 2003. – 81 с.



 

 

 

 

Читайте также
27.02.2004 / просмотров: [totalcount]
За последние несколько лет вечерний Минск волшебно преобразился, стал светлым, праздничным, нескучным. Проделана большая работа по подсветке города,...
01.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Современный город. Его жизненное пространство перенасыщено знаками и значениями, связанными воедино, отсылающими друг к другу и одновременно ни к...
20.04.2005 / просмотров: [totalcount]
Несмотря на острую потребность предприятий строительной отрасли в обновлении производственных фондов, лизинг строительных машин и механизмов в...