Вы здесь

Гражданская и культовая архитектура Александра Базевича

Сегодняшний гость нашей рубрики – член Белорусского союза архитекторов Александр Базевич. В прошлом году он отметил 50-летний юбилей, а это замечательный повод остановиться, оглянуться, оценить «содеянное мною на земле». И наметить планы… ну хотя бы на ближайшие 50 лет.

Александр Францевич Базевич родился в 1962 г. Окончил архитектурный факультет БГПА в 1990 г. Работал ведущим архитектором в БелНИИгипросельстрое. С 1995 г. – руководитель персональной творческой мастерской. Автор более 150 объектов общественного назначения, культовой архитектуры, жилых домов в разных областях Беларуси, России и Германии, автор статей по проблемам белорусской архитектуры в журналах и энциклопедиях. Преподавал на архитектурном факультете БГПА. Лауреат дипломов Союза архитекторов СССР и Белорусского союза архитекторов на международных конкурсах и национальных фестивалях архитектуры за проекты и реализованные объекты.

Творческая биография архитектора началась в 1990 г., но первые шаги на пути к архитектуре, ее познанию Александр сделал значительно раньше.

Его малая родина – небольшой поселок Жодишки Сморгонского района, старинный «виленский край», как его и сейчас называют местные жители. Здесь сохранилось немало памятников историко-архитектурного наследия, и человек неравнодушный много интересного может «прочитать» в этой «летописи жизни». Река Вилия, с берегов которой, если подняться на самое высокое место, вечером видно зарево огней Вильни – бывшей столицы ВКЛ – всего-то около 50 км! Вверх по течению Залесье – имение М.К. Огинского, в великолепном парке которого, кажется, и сегодня звучит мелодия полонеза «Прощание с Родиной». Руины Кревского замка, где была заключена судьбоносная Польско-Литовская уния…

Александр с детства был увлечен преданьями старины, очарован красотой и мощью храмов, своды которых излучают мощнейшую энергию – энергию Духа и Творчества. Образцы народного зодчества, запечатленные в маёнтках, сялібах, броварах, корчмах, усадебной архитектуре и являющие собой примеры уникального мастерства предков, непреодолимо тянули постигнуть их глубинный смысл. Все это в значительной степени повлияло на формирование его мировоззрения, выбор профессии и того направления в ней, которое стало средоточием его творчества.

В послужном списке Александра Базевича нет «больших», знаковых объектов, работающих, как теперь принято говорить, на создание имиджа страны на международной арене. Творчество этого архитектора правильнее было бы назвать камерным – не по объемам построек, а по какой-то их удивительной уместности, органичности, даже интимности. Они не выпячивают себя в окружающей среде, но живут в ней полноценной, естественной жизнью.

Архитектору удаются работы любой направленности и жанра, функционального содержания. Палитра их необычайно многопланова по образам, решению, силе любви, вложенной в них. Это и общественные сооружения, среди которых стоит выделить бизнес-центр «Багира» в Краснодарском крае (1994), общественно-деловые центры в Малорите и г. Новозыбкове Брянской обл., бизнес-центр «Подол» в Гродно (1994–1995), деловой центр фирмы «Грейп» в Солигорске (1996), и реконструкция торгового дома «София» в Бобруйске (2008), гостиница на погранпереходе «Песчатка» Каменецкого р-на (2010), и многие другие. Интересны так называемые этнографические проекты, к которым любит обращаться Александр, например корчма-музей с постоялым двором в Дудутках, запроектированная для второй очереди комплекса. Архитектурно-пространственная композиция построена на принципе замкнутого двора со сквозным проездом и удобной организацией внутреннего дворика.

Рождаются у него коттеджи с гармоничной и практичной планировкой, и он не жалеет ни сил, ни времени, чтобы в реальном воплощении дом получился таким же привлекательным, как в проекте. «Важно не просто удовлетворить запросы заказчика. Главное – поставить творческое начало во главе своего труда и убедить в нем, заразить им заказчика, который на время проектирования и строительства становится соавтором проекта. Чтобы в результате создать качественное, оптимальное для него жилое пространство в соответствии с его пожеланиями» – этим кредо руководствуется архитектор в работе с частными заказчиками, и такой подход всегда себя оправдывает.

Есть еще одна тема, которую Александр раскрывает с особой трепетностью на протяжении многих лет, – восстановление, возрождение объектов материальной культуры. Чтобы жить будущим и для будущего, не надо забывать о прошлом, считает он и никогда не упускает возможности «вживую» соприкоснуться с памятниками архитектуры, вдохнуть в них новую жизнь. Одна из первых работ в этом сегменте – реконструкция общественного центра местечка Жодишки, за которую он был удостоен диплома Всесоюзного конкурса в 1990 г., более локальная – интерьеры молодежного центра (бывший бровар).

Он воплотил в жизнь несколько проектов реконструкции и воссоздания исторического наследия, получивших высокую профессиональную оценку. Среди них – общественный центр поселка Мир Кореличского р-на (диплом БСА Республиканского смотра-конкурса лучших архитектурных произведений в 2002 г., диплом международного конкурса «Леонардо-2005»). Уважительное отношение к историко-культурному наследию, стремление максимально сохранить признаки региональной самобытности, учитывая при этом наслоения последних веков, позволили ему тактично передать стиль и дух той эпохи, в которую объекты были созданы. Следует подчеркнуть, что его проекты на эту тему, где самое главное – найти синтез современной и традиционной архитектуры, олицетворяют собой позицию автора на реконструкцию как культурную преемственность, сохранение национальной самобытности.

Обращение к историческим мотивам и стилям в творчестве Александра Базевича стало выражением его внутреннего, особого восприятия действительности и архитектурной традиции, истоки которой коренятся во взрастившей его земле. И как все дороги ведут в Рим, так и творческие пути Александра Базевича чаще всего устремляются на малую родину – Сморгонщину.

С начала 1990-х и до сего времени Александр неустанно трудится над реконструкцией и строительством новых объектов в Сморгони. В процессе работ по регенерации к 500-летнему юбилею города (2003) им было выполнено сразу несколько проектов: реконструкция зданий РОНО и библиотеки, многофункционального центра «Елена», строительство административного здания ДРСУ, медицинского центра, многофункционального торгового дома «Санит», интерьеры ТД «Проинтекс LTD» и др.

Самый крупный, сложный и ответственный – католический центр костела св. Михаила Архангела, который сегодня выполняет и коммуникативную, и образовательную, и воспитательную функции (диплом БСА Республиканского смотра-конкурса лучших архитектурных произведений в 2001 г.).

«Подлежащее реконструкции здание представляло собой конгломерат объемов, различных по размерам, этажности, конструкциям, времени строительства, – рассказывает Александр Францевич. – Все это необходимо было связать воедино и создать строгую, с элементами официоза четкую композицию, понятную для восприятия. И главное, не вступающую в противоречие с находящимся рядом костелом – известным памятником белорусской архитектуры эпохи Ренессанса. Мы использовали четкое продольно-осевое решение, позволившее именно к нему обратить главный фасад нового здания. В результате оно гармонично дополняет перспективу всего ансамбля исторического центра города».

Основой композиционного и планировочного решения служит «форум» – многофункциональный зал со сценой, галереей по двум сторонам, поддерживаемой колоннадой. В центре соединено много функций: жилая, общественная, учебная, духовная, благодетельствующая, хозяйственная. Благодаря планировочному решению, основанному на использовании разных уровней, наличии нескольких входов и т.д., они рационально разделены и в то же время связаны воедино.

Доктор архитектуры С.А. Сергачев считает, что это новое «старое» сооружение в центре Сморгони «дает повод говорить о проблеме развития традиций в современной архитектуре. Здесь умело использован принцип реконструкции, что характерно для городской архитектуры. Здесь рационально применено многофункциональное решение – характерная особенность городской среды. Активно включены в работу архитектурные детали, что было практически утеряно за последние 30–40 лет…» («АиС», 1999, № 4). А мнение специалиста – наилучшая рекомендация и оценка работы.

Авторству Александра Базевича принадлежит немало объектов, с которыми связан культурный и духовный потенциал Сморгони. В этом году в жизнь вступает досуговый семейный комплекс, призванный восполнить недостающие городу функции. Здание расположено на главной площади, включает в себя многофункциональный универсальный зал, игротеку, детское кафе на 50 мест, молочный и фитобар. На благоустроенной территории запроектированы солнечные часы, что также является притягательным элементом комплекса.

В 2000-е годы начинается «культовый» период в его творчестве, самый насыщенный и ответственный. Он «посягнул» на сакральную архитектуру, и за десятилетие проникновения в эту очень сложную, многогранную тему у него сложился свойственный только ему подход к ее раскрытию. Первые его работы – церкви св. мученика Валентина в Новоспасске (2001) и св. Елены и Константина в Жодишках (2003) Сморгонского р-на. Затем были запроектированы костелы св. Яна Крестителя в Волме Дзержинского р-на (2001) и Клецке (2003), Богоявленская церковь в Борисове (2005), церковь Трех Виленских Мучеников в Сморгони (2007), Быхове (2012), костелы св. Казимира в Столбцах (2006, коррект. 2012), св. Иисуса и Марии в Фаниполе (2005, коррект. 2012), костелы в Минске (Лошица, 2007), Сморгони (2012), г.п. Негорелое (построен).

Что движет архитектором, взявшим на себя ответственность воплотить в современном храме многовековой исторический и духовный опыт? Это ведь непросто – здесь кроме профессионального мастерства необходимо четкое представление о том, где находится грань между допустимым и возможным в проектировании подобного рода сооружений, глубокое знание всех требований, которые нужно соблюсти при проектировании Места духовного вознесения человека, многие другие нюансы.

Неотъемлемой частью храма являются гармоничные пропорции, сочетания обязательных архитектурных элементов, вырабатывавшихся веками, концентрация символики. Создание внутреннего, духовного пространства – это сплав сакральной традиции и творчества. Вернее сотворчества, потому что вместе с архитектором над его истинным отражением, сакральным содержанием неустанно трудится «духовный архитектор» – настоятель храма. О таком сотрудничестве Александр вспоминает как о наиболее интересном и познавательном в его практике.

Храмовые постройки Александра Базевича нельзя определить каким-то одним каноническим стилем. В их архитектуре можно увидеть и классические приемы, и присутствие неоготических элементов, камерный минимализм, и эклектичные «миксы», в обликах его храмов нет-нет да и промелькнет нечто, напоминающее барокко. И все же в форме он больше всего тяготеет к строгим, чистым, ясным очертаниям.

Каждая его работа имеет свою богатую, иногда драматическую предысторию, и архитектор вносит в новые объекты ее частичку, наполняет их историческими метафорами. Например, костел св. Яна Крестителя в Волме восполнил пустующее место варварски уничтоженного в 1962 г. двухсотлетнего деревянного храма в стиле барокко. Но это не было документальным воссозданием объекта, прямым «цитированием» его форм. Творчески переосмыслив традицию, архитектор создал современный, лаконичный и в то же время насыщенный архитектурно-художественный образ, в основу которого положена вечная идея – идея креста. Кстати, этой темой – темой Любви, Искупления, стремления к Совершенству – пронизаны все его культовые сооружения.

У костела св. Яна Крестителя в Клецке, возведенного в 1552 г. и разрушенного в 1950-е гг., тоже есть своя история. О ней рассказывает остаток чудом сохранившейся стены, находящейся на подворье частного дома. Святыня возродилась на новом месте, о чем «возвещает» установленный на звоннице отреставрированный колокол, считавшийся утраченным и лишь несколько лет назад после долгих поисков отрытый из земли, куда его спрятали «ад ліха» местные жители в 1940-е годы.

Костел стал новой архитектурной доминантой города, задав звучание всему этому месту. Торжественный, изящный и одновременно с этим монументальный, красочно насыщенный силуэт, оживленный фронтоном, стрельчатыми окнами, нишами, башней. Грамотное месторасположение храма, просматривающегося с разных точек, его образ и масштаб, как нельзя лучше вписавшиеся в городской рельеф, предопределили его стилевое и градостроительное единство с окружающей средой.

Сейчас в работе находятся сразу несколько объектов. Только что завершилось возведение костела в Негорелом, строятся Фанипольский и Столбцовский, проектируется в Ждановичах. И как верующие по воскресеньям спешат на богослужение, так и архитектор с непрестанной методичностью совершает обход своей «парафии»: раз в неделю, а то и чаще, он посещает строящиеся объекты. И делает это не по обязанности – это его образ жизни, стиль работы: неустанно следить за ростом и развитием своего детища, вовремя замечая и исправляя «уклоны в сторону», ибо, как написано в Библии, «мудростью устрояется дом и разумом утверждается…»

…Биография творческого человека – это по большому счету биография его работ. И в этом плане палитра работ у Александра Базевича богата и разнообразна. Секрет его творческих успехов кроется в огромной работоспособности и неослабевающем интересе к творческому процессу, а главное – к жизни. Он умеет извлекать уроки из неудач, чтобы тут же активизировать усилия для осуществления задуманного.

«Через 20 лет вы будете более сожалеть о том, чего НЕ СДЕЛАЛИ, чем о том, что СДЕЛАЛИ». Эти слова принадлежат Марку Твену, и Александр Базевич подсознательно неуклонно следует им – он всегда ищет, делает и верит. А сожаления о неосуществленном (или осуществленном не совсем так, как задумывалось) посещают каждого творческого человека, стремящегося к совершенству…

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...