Вы здесь

Талантливо о ярком таланте

Время постепенно сглаживает в памяти дела былых кумиров и талантов. И если сегодня попросить вспомнить имена известных белорусских зодчих XX столетия, то в ответ услышим не более десятка фамилий. А если задание усложнить – назвать зодчих, имеющих национальные, белорусские корни?..

Так что для многих будет своеобразным открытием книга Вячеслава Чернатова “Станислав Шабуневский” (Минск: Беларусь, 2005 г.). Это уже третья монография автора серии “Майстры каменнага летапiсу”.

Она о яркой творческой индивидуальности славного сына белорусского народа, гражданского инженера, зодчего Станислава Даниловича Шабуневского (1868– 1937). Творения мастера, а это архитектурные жемчужины, украшающие ныне центральную часть Гомеля, по праву вошли в золотой фонд белорусской архитектуры. Его произведения (мужская гимназия, Орловский банк, Виленский банк, комплекс зданий гинекологической больницы, Дом коммуны и многие другие) не только объективно отражают историческую действительность национальной белорусской культуры конца XIX – начала XX в., но вводят нас в атмосферу острых, во многом противоречивых социально-политических событий, передают аромат эпохи. Автору книги удалось донести до читателя дух времени и сполна передать влюбленность Станислава Шабуневского в свой труд, в архитектуру, любимый город над Сожем, которому он посвятил все свое творчество.

Узнаем, что своим художественно-стилистическим почерком мастер никогда не отставал от времени. Вместе с тем он не шел на поводу у “крайних” авангардных новаторов, а держался за идеалы своего времени.
Любопытны творческая эволюция зодчего, его поиски новых путей — от эклектики и стилизаторства к модерну, затем функционализму и конструктивизму, и снова к освоению классического наследия. Причем, как выявлено в книге, это происходило в соответствии с логикой художественного мышления зодчего, а также по особой художественной программе автора.

Как в дебютных работах, так и в последних произведениях наглядно отражаются художественно-этические пристрастия, базировавшиеся на добротной “классичности” петербургской архитектурной школы. Архитектурные творения послереволюционного периода самобытно отображают успехи в области советского градостроительства и архитектуры. Конструктивизм в редакции Станислава Шабуневского (Дом коммуны) — настоящее большое искусство.

На протяжении всей творческой жизни Станислав Шабуневский помнил о том, что его путь в большую архитектуру был связан с успехом на Всероссийском конкурсе. Он стремился всегда поддержать “творческую форму”, свой высокий профессиональный уровень, с юношеской страстью следил за всеми новациями в области архитектуры.

Архитектуру, как известно, можно рассматривать во многих аспектах: градостроительном, объемно-планировочном, художественно-композиционном, эстетическом, стилистическом, инженерно-техническом… Можно, даже нужно проводить исследование сквозь призму творческого портрета-натуры зодчего. Тогда станет понятным, какое значение имели личностные, индивидуальные особенности творца: характер, темперамент, пристрастия, мировосприятие… Правда, для подобного исследования необходимы хорошие знания о творце, его биографии, особенности творчества. Все это сполна можно найти в новой книге, где Станислав Шабуневский – живой человек со своими наклонностями и пристрастиями, имевший свои, удивительно цельные представления о законах пользы и красоты в архитектуре. Он горел в искусстве и умел зажигать других своим творческим порывом, своими духовными искрами, своей духовностью.

Через творческую биографию зодчего раскрываются многие актуальные проблемы застройки исторической части Гомеля. Ведь более тридцати лет герой книги исполнял обязанности городского архитектора. По сути, читателю открывается любопытный фрагмент истории города, вспоминаются имена-фамилии многочисленных заказчиков, подрядчиков, инженеров-строителей, строительных рабочих — всех тех, с кем мастер сотрудничал. Еще книгу можно назвать “коллективным портретом” творческой интеллигенции Гомеля первой трети XX столетия, в котором заметное место занимает неповторимая индивидуальность архитектурного лидера. Подобный подход позволил Вячеславу Чернатову по-новому взглянуть на события истории белорусской архитектуры, найти в них ускользавшие до сих пор черты и нюансы, те “мелкие детали”, которые зачастую и отличают Архитектуру.

Хотелось бы, чтобы книга о ярком таланте взволновала молодые сердца, вдохновила на высокие творческие свершения в архитектуре, как в свое время это удавалось Станиславу Даниловичу Шабуневскому.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...