Вы здесь

Витебск: Северная Пальмира Беларуси

Генеральный план г. Витебска
Опорный план г. Витебска
Транспортная инфраструктура г. Витебска

Прошлое
По роли в структуре расселения Витебск относится к типу городов национального значения, является важнейшим центром северо-западного региона республики. Это город с богатейшими историко-культурными традициями.
Первое упоминание о Витебске относится к Х в.
Его формирование началось на возвышенности в устье р. Витьбы, впадающей в Западную Двину. В “Витебской летописи” говорится об одной из версий создания города: “В лето 974 Ольга, разбив ятвягов и печенегов, пере-правилась через реку Двину и с войском заночевала. Облюбовавши гору, заложила деревянный замок, назвала его от реки Витьбы — Витьбеском, выстроила в Верхнем замке каменную церковь св. Михаила, а в Нижнем — Благовещения. Два года прожив, уехала в Киев”.
В IX — начале Х в. городище на Замковой горе стало укрепленным центром Витебска. В XII в. оно уже занимает всю территорию Замковой горы.
Витебск формировался по принципу древних городов. Центром его планировочной структуры являлся укрепленный замок (детинец), расположенный на высокой горе у слияния рек. К нему примыкал посад — окольный город, который занимал территорию около Замковой горы вдоль Ручья.
Уже в те годы было понимание о необходимости территориального планирования  поселений.


“Чертеж” Витебска 1664 г. показывает архитектурно-художественный образ города в середине XVII в. Формировался он оборонительными сооружениями, церквами, жилыми домами и немногими административными зданиями. Главенствующую роль играли башни и стены замков, которые определяли панораму со стороны реки и посадов, а также формировали силуэт Витебска. Дополняли этот силуэт, делали его более разнообразным культовые сооружения. Жилые одноэтажные дома служили фоном для культовых и крепостных построек.
В 1773 г., после первого раздела Речи Посполитой и образования Могилевской и Полоцкой (впоследствии переименованной в Витебскую) губерний, начались съемочные и планировочные работы по городам, в том числе и по Витебску. Утвержденный в 1778 г. план города в начале XIX в. был пересмотрен и составлен новый.
Главная задача планировки Витебска состояла в том, чтобы развить исторически сложившийся центр города в определенную пространственную систему, учитывающую природные условия. Проект предусматривал пробивку через гущу жилых кварталов новой главной улицы, которая, начинаясь у центральной площади, должна идти к северу от нее и затем завершаться новой торговой площадью.
Учет и использование городского пейзажа Витебска сказались не только в создании протяженного центра, параллельного реке, но и в качестве застройки набережной высокого берега Двины. Проект предусматривал организацию ряда новых городских площадей в различных районах города. Ядро структурно-планировочного каркаса формируется на месте Верхнего замка с включением территории Нижнего замка.
Планировочная структура города закладывается к концу XVIII в. В это время были освоены четыре слободы: на севере — Узгорская, на востоке — Задунайская, на юге — Заручайная, на западе — Задвинская.
Современная система центральных площадей Витебска является результатом осуществления проекта планировки начала ХIХ в.
Более активно город стал развиваться после строительства в 1866 г. железной дороги Рига — Орел. Происходит экономический подъем города, развивается промышленность, расширяется новое строительство.
В генеральных планах Витебска первой половины ХХ в. (1937–1938 гг.) планировочная структура исторической части города сохранялась и получала дальнейшее развитие. Новая застройка, несмотря на укрупненный по сравнению с сохранившейся исторической застройкой масштаб, не нарушила сложившуюся пространственную организацию.
В годы войны до 70–90% промышленных объектов Витебска были разрушены. Из жилых домов уцелело порядка 10%. В 1946 г. был создан генеральный план, согласно которому и велось восстановление города. Он предполагал сохранение преемственности сложившейся градостроительной композиции.
 

Настоящее
История градостроительного проектирования свидетельствует, что сохранению уникальности и своеобразия города всегда уделялось должное внимание. Однако застройка 60–70 гг. ХХ в. характеризуется отсутствием преемственности сложившейся градостроительной композиции. На левом берегу Двины по ул. Ленина, Фрунзе, Пушкина, на площади 1000-летия построены жилые и общественные здания, размещение, объемно-пространственное решение и архитектура фасадов которых не соответствуют эстетическим традициям формирования застройки в историческом центре.
Если исторический центр — это мелкоквартальная планировочная структура, где преобладают 2–4-этажные жилые и общественные здания и сооружения, а примыкающие к нему кварталы представлены преимущественно плотной усадебной застройкой, то переходная и периферийная зоны характеризуются совершенно иным масштабом. Это крупные микрорайоны с характерными зданиями индустриального домостроения в 5–12 этажей, большие промышленные и коммунально-складские зоны, дачные массивы, практически слившиеся с городом, новые незавершенные районы усадебной застройки.
Большое сожаление вызывает утрата основных композиционных доминант исторической части города, что привело к потере уникальной пространственно-композиционной системы, создававшей характерный только для Витебска силуэт.
Тем не менее у города есть возможность создать “свое лицо”. Это природные ресурсы — реки Западная Двина, Лучеса, Витьба с их поймами и долинами; лесные массивы; характерный для города рельеф — глубокие зеленые овраги; сохранившиеся историческая планировка центра и объекты ценной материальной недвижимости и, главное, богатейшие историко-культурные традиции.
Генеральным планом 1980 г. предусматривалась активная реконструкция городских территорий, снос малоценной застройки, восстановление исторического центра. Много было сделано. Однако социально-экономические изменения последующего десятилетия существенно повлияли на возможности решать большие градостроительные задачи.
Современное развитие Витебска как центра расселения национального значения в территориальном аспекте обусловлено его положением по отношению к международной и национальной транспортной сети (“каркасу“ республики) — А, и национальной экологической сети — Б.
А. Город находится в зоне влияния трансъевропейского транспортного коридора № 2 (Париж–Берлин–Варшава–Минск–Москва), на направлении перспективного трансъевропейского коридора № 9 (Хельсинки–С.-Петербург–Витебск–Гомель–Киев–Кишинев–Бухарест и далее на Грецию) и международной транспортной связи (Москва–Смоленск–Витебск–Даугавпилс–Рига), что позволяет рассматривать его как опорный город системы расселения республики.
Б. Экологическая система Витебщины включает элементы экологической сети межнационального уровня — долина р. Западная Двина, Суражский лесной массив, Полоцкая низина, Россонская и Освейская группы озер, Браславская гряда, что обусловливает определенные требования к дальнейшему функционированию Витебска в качестве крупного промышленного центра. Поэтому представляется важным, чтобы дальнейшее развитие региона и города происходило в режиме поддержания равновесия между развивающейся урбанизированной и природно-экологической системами.
В связи с активным развитием областного центра за счет миграционного прироста населения за последние два десятилетия произошло снижение демографического потенциала прилегающих к городу территорий. В условиях, когда приток трудовых ресурсов если не исключен, то крайне ограничен, дальнейшее развитие города как опорного центра расселения национального значения должно идти по пути научно-технологического совершенствования производства и развития обслуживающих функций (непроизводственной сферы).
Градостроительные и социально-экономические проблемы города на современном этапе развития:
Сложная демографическая ситуация — ослабевает трудоресурсный потенциал.
Достаточно высокий уровень безработицы, все еще высокая занятость в промышленном производстве и, как следствие, отставание в развитии сферы обслуживания.
Техническая и технологическая отсталость многих предприятий промышленности (при том, что Витебск является одним из крупнейших индустриальных центров республики).
Неразвитость малого и среднего бизнеса и предпринимательской деятельности.
Сосредоточение на территории города большого количества крупных производств, энергетических объектов и крупных промышленных зон.
Высокий уровень загрязнения воздушного бассейна, подземных вод, а также рек города.
Частичная утрата исторического на-следия, потеря “образа“ города.
Отставание развития магистрально-уличной сети от темпов роста города и автомобилизации населения.
Перегрузка центра транзитным движением и, как следствие, усугубление экологических проблем.
Отставание темпов жилищного строительства от развития уличной дорожной сети и инженерного обеспечения (особенно в новых микрорайонах и районах усадебной зас-тройки: Тулово, Сокольники).
Тем не менее город обладает достаточными ресурсами, обеспечивающими возможность его развития:
Богатейшие природные ресурсы: реки, лесные массивы, озера в пригородной зоне.
Высокий промышленно-производственный потенциал: разнообразная отраслевая структура включает наукоемкое производство, а также машиностроение, пищевую и легкую промышленность.
Высокий образовательный уровень населения, наличие квалифицированных кадров.
Научный и учебный потенциал (значительное количество высших и специальных учебных заведений).
Высокий уровень медицинского обслуживания.
Отсутствие особо вредных производств.
Наличие территориальных ресурсов.
Пространственная устойчивость — результат компактного пространственно-планировочного развития города.
Богатое историко-культурное наследие.
Известность города как культурного центра на международном уровне.
 Градостроительное развитие Витебска должно:
стимулировать его развитие как опорного центра национального значения в системе расселения Республики Беларусь;
способствовать его статусу культурного центра международного уровня и сделать привлекательным для туризма;
создать равные условия для реализации прав человека в жилище, работе, отдыхе, социальной защите и безопасности;
способствовать дальнейшему пространственному росту города, развитию его инвестиционной привлекательности независимо от возможных социально-экономических изменений, концептуальных подходов к ведению жилищного и других видов городского строительства.
 

Будущее
Разработке настоящего генерального плана предшествовала “Концепция генерального плана г. Витебска“, выполненная в 1992–1998 гг. В ней были определены основные направления территориального развития города и его транспортно-инженерной инфра-структуры.
Однако, как оказалось, во временном отрезке жизни города пять лет, прошедшие после разработки концепции, — значительный срок.
Ухудшение демографической ситуации, снижение наблюдавшегося в начале 1990-х гг. спроса на усадебное строительство, другие социально-экономические перемены вызвали необходимость пересмотра параметров развития города и ряда градостроительных решений. В процессе разработки генплан неоднократно рассматривался на всех уровнях. Проходили заинтересованные дискуссии. Можно сказать, что настоящий генеральный план является совместным плодом творчества как авторского коллектива института, так архитектурных и других служб города и области.
За основу нового генерального плана Витебска приняты такие известные, но так часто игнорируемые и нарушаемые принципы: создание безопасной, комфортной и разнообразной для жизнедеятельности городской среды; рациональное взаимодействие с агротехническим комплексом прилегающих территорий; сохранение и приумножение историко-культурного, ландшафтного и материально-пространственного своеобразия; создание “безбарьерной“ среды для инвалидов.
Социально-экономическая основа развития города. Это прежде всего достаточно благоприятная возрастная структура населения (64,1 % трудоспособного населения, 18,4 % — пенсионеров) и развитая многоотраслевая структура промышленности.
Стратегическими задачами промышленной политики в прогнозном периоде должны стать: повышение занятости населения, расширение обслуживающей сферы производства, структурная перестройка, повышение конкурентоспособности предприятий, модернизация и реконструкция производственного потенциала, сокращение потребления энергоресурсов, расширение рынков сбыта.
Приоритетными направлениями развития малого и среднего бизнеса будут: инновационная деятельность, выпуск экспортной и импортозамещающей продукции, товаров народного потребления, расширение социально значимых услуг, организация рабочих мест для полной занятости населения.
Развитие СЭЗ “Витебск“ и “точечных“ СЭЗ позволит создать новые производства, привлечь иностранные инвестиции, увеличить занятость населения.
Население города и жилищное строительство. В связи с наблюдаемой в последние годы тенденцией снижения прироста населения предусматривается не значительное увеличение его численности: с 342,2 тыс. чел. на 1.01.2002 г. до 353,0 тыс. чел. к 2020 г. При расчете перспективной потребности в квартирах (домах) в генплане учитывался не только прирост населения, но и структура новой застройки, необходимость выделения земельных участков для индивидуального строительства, состояние существующего жилого фонда и необходимость его реконструкции, обеспеченность населения жильем, а также убыль жилого фонда при реконструкции городских территорий.
Так, к 2020 г. обеспеченность населения общей площадью должна составить 22,4 м2/чел. при существующей 19,0 м2/чел. Причем 15–20 % нового жилищного строительства — усадебный дом.
Это минимально прогнозируемые параметры. При благоприятной экономической ситуации заложенная генеральным планом планировочная структура города позволяет наращивать объемы жилищного и других видов строительства и удовлетворить любой социальный спрос.
Новые жилые районы многоквартирной застройки предусматриваются в экологически чистых зонах. Они будут приближены к городу и его основным транспортным магистралям. Это позволит организовать новые качественные въезды в город и более эффективно развивать общественный транспорт и инженерную инфраструктуру. Основными районами многоквартирной застройки должны стать “Билево“ по Московскому проспекту и “Лучеса“ по улице Зеленогурская.
Наряду с 9-этажной застройкой предполагается вводить дома повышенной этажности для формирования архитектурных ансамблей на важных композиционных осях. Тем не менее представляется более масштабной для Витебска жилая застройка в 2–4 этажа, которая является более комфортной для жилья и к тому же обогатит облик города.
Предусматривается завершение микрорайонов “Юг“, по ул. Лазо и Правды.
Районы усадебной застройки разместятся в зонах, удаленных от существующей застройки города, как территории с низкой плотностью населения, не требующие массового развития пассажирского транспорта, тепловых сетей, и возможностью локального решения других систем инженерной инфраструктуры. Основными районами усадебной застройки станут Тулово, Ольгово, Боронники, Шпили, район дер. Васюты — въезд со стороны аэропорта “Витебск“.
Район усадебной застройки в Боронниках, учитывая его близость к центру и ценность природной среды, должен стать престижным. Его освоение начнется со строительства инженерных сетей и улично-дорожной сети, а затем — возведения высококачественной коттеджной застройки.
Промышленные зоны. Сложившиеся производственные и коммунально-складские зоны не получат значительного развития. Некоторое их территориальное расширение определялось лишь необходимостью упорядочения планировочной структуры. Основой развития промзон станет их внутреннее преобразование: упорядочение, благоустройство, озеленение, деление на более масштабные структурные элементы с размещением на их территориях деловых функций, объектов малого бизнеса.
В особом ряду стоит СЭЗ “Витебск“, закрепленная на территории бывшего военного аэродрома. Предусматривается развивать ее как многофункциональную зону с размещением производств не выше III класса вредности и резервированием территорий для перспективного жилищного строительства.
Специализированные центры — учебные, медицинские — расположены в основном в застроенной части города, ввиду чего их территориальное развитие не представляется возможным, а только за счет использования внутренних ресурсов.
Кроме того, генеральным планом определены территории перспективного развития города. На этих территориях должен действовать режим ограничения по их использованию (капитальное строительство объектов, не связанных с функцией этой территории, приватизация, передача в длительную аренду и др.).
Планировочная структура. Формирование планировочной структуры, обеспечивающей оптимальную взаимосвязь всех районов города, — одна из важнейших задач генерального плана.
При ее решении учитываются исторически сложившиеся природный и планировочный каркас.
Планировочный каркас дополняется системой новых планировочных осей на основе исторической преемственности планировки, обеспечивающих пространственное развитие города и оптимальную связность всех функциональных зон города.
В целях регулирования использования городских земель, формирования ценовой политики, развития функциональных зон, а также повышения эстетического облика города в соответствии с планировочной моделью выделены зоны градостроительной ценности:
центральная — зона преимущественного размещения общественных функций, активной реконструкции и благоустройства;
сединная — зона интенсивного использования — преимущественное размещение высокоплотной смешанной жилой застройки, модернизация существующей усадебной застройки и многоквартирной застройки 1950– 1970-х гг., размещение общественно-деловых центров (бизнес-центров), трансформация существующих предприятий;
периферийная — зона преимущественно нового массового жилищного строительства, формирования зеленых зон, обустройства существующих жилых и производственных зон.
В планировочном каркасе выделены зоны вдоль основных планировочных осей для:
преимущественного размещения общественных и деловых функций в центральной зоне;
преимущественного размещения общественных, общественно-жилых, производственно-деловых функций в срединной зоне;
модернизации существующей усадебной застройки с введением общественных функций;
размещения новой усадебной застройки с улучшенными архитектурными характеристиками.
В природном каркасе выделены зоны устойчивости природного каркаса — рек Западная Двина, Лучеса, Витьба и других водотоков, где обеспечиваются необходимые условия сохранения ландшафтного и биологического разнообразия среды.
Можно ожидать, что современная строительная индустрия и мастерство зодчих позволят сформировать новые жилые районы, которые будут отвечать образу современного большого города.
Генеральным планом определены зоны реконструкции и модернизации застроенных территорий города в целях улучшения потребительских и эксплуатационных характеристик жилищного фонда и приведения его к среднеевропейскому стандарту, улучшения архитектурно-художественного облика города, совершенствования планировочной структуры и повышения устойчивости природного и экологического каркаса.
Параметры и виды реконструктивных мероприятий также увязаны с градо-строительной ценностью территории.
В центральной зоне предусматривается осуществлять модернизацию и тепловую реабилитацию существующих зданий и сооружений, не отвечающих современным требованиям, снос ветхого фонда, максимальное насыщение общественными функциями общегородского значения, вынос ряда промышленных предприятий как дестабилизирующих среду и использовать их территории для развития общественно-деловых функций (особенно в районе “Задвинье“).
Предусматривается также реконструкция квартала между проспектом Черняховского и р. Западная Двина, района “Задвинье“, квартала от ул. Чехова до северного мостового перехода и его продолжения — ул. 1-я Володарская.
В срединной зоне будут осуществлены следующие мероприятия: модернизация и тепловая реабилитация жилищного фонда микрорайонов первых лет индустриального домостроения (по ул. Фрунзе); повышение плотности усадебной застройки за счет сокращения величины участков, превышающих установленные параметры, и ввода малоэтажной квартирной застройки; введение общественных функций вдоль основных магистралей города за счет строительства отдельных объектов или преобразования первых этажей в районах многоквартирной застройки. Особенно это важно на проспектах Московском, Фрунзе, Строителей, улицах Зеленогурской, Титова, Ленинградской.
В периферийной зоне должно произойти уплотнение, модернизация и инженерное обустройство существующей городской усадебной застройки и присоединяемых деревень с введением общественных функций в пределах 50–100 м по основным магистралям.
Развитие улично-дорожной сети. В генеральном плане предусмотрено решение комплекса транспортных проблем города:
ликвидация транзитных транспортных потоков через город;
разгрузка центральной части и основных жилых районов от транспорта, не связанного с их обслуживанием;
увеличение пропускной способности и надежности существующей транспортной сети путем ее реконструкции и формирования альтернативных путей;
снижение топливно-энергетических и временных затрат за счет ликвидации простоя автотранспорта у железнодорожных переездов и на основных транспортных узлах, повышение скорости движения и снижение перепробегов;
совершенствование системы пассажирского транспорта;
обеспечение местами для постоянного и временного хранения легковых автомобилей.
Для этого предусматривается:
завершение формирования кольцевой автодороги c юго-западной и западной стороны, резервирование железнодорожного обхода;
совершенствование радиально- полукольцевой схемы магистральной сети города;
строительство новых городских магистралей;
закрепление створов мостовых переходов через реки города, путепроводов через железные дороги;
реконструкция существующих городских улиц;
организация дополнительных остановочных пунктов пригородных поездов;
резервирование территории для новой сортировочной станции;
реконструкция существующего автовокзала и строительство новой автостанции в западной части города с Полоцкого направления.
Важнейшей проблемой является снятие транзитного движения в центре, разгрузка Кировского моста, ул. Гагарина и реконструкция Полоцкого путепровода. Реализация предложений генерального плана по строительству Северного мостового перехода, реконструкция ул. Володарского позволит решить эту задачу. Закреплены еще три створа мостовых переходов через р. Западная Двина, два — через р. Лучеса и два — через р. Витьба.
В перспективе при реализации этих решений Витебск получит удобные кратчайшие связи со всеми жилыми и промышленными районами и центром, а также выходы на внешние направления.
Инженерная инфраструктура. Сложность освоения новых районов заключается в необходимости создания дополнительных систем тепло-снабжения, водоснабжения, хозбытовой и дождевой канализации, газо-снабжения. Так, время освоения района “Лучеса“ напрямую связано со строительством нового источника тепло-снабжения — котельной, а для освоения района “Билево“ необходимо решение большого комплекса вопросов по водообеспечению.
Кроме того, требуется проведение мероприятий по реконструкции суще-ствующих инженерных систем, изношенность которых в ряде случаев доходит до 80%, водозаборов, очистных сооружений, полигона ТКО.
Решение экологических проблем. Одним из важнейших направлений градостроительного развития является максимальное сохранение природного комплекса Витебска и прилегающих территорий. Генеральным планом предусматривается доведение обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования до 19 м2/чел. (на сегодня — 7,4 м2).
Формируется единая система ландшафтно-рекреационных территорий вдоль уникальных природных ландшафтов рек Западная Двина, Витьба и Лучеса с включением прилегающих лесных массивов. Выделены общегородской парк Мазурино, парки жилых районов, специализированные и тематические парки, спортивные зоны, лесопарки, питомник, охраняемые природные комплексы и загородная рекреация.
Предусматривается формирование террасных набережных в центральной зоне на р. Западная Двина, максимально возможное расширение зеленой зоны вдоль ее берега со сносом малоценной застройки и сокращением территорий промпредприятий.
Все проектные решения генерального плана принимались, в первую очередь, с позиций влияния их на оптимизацию окружающей среды. Реализация принятых градостроительных решений, и в первую очередь таких, как формирование транспортных обходов, создание дублеров наиболее перегруженным магистралям, снятие транзита, расширение уличной сети, вынос ряда предприятий и вредных производств из центральной зоны, повышение озелененности города, формирование ландшафтно-рекреационных территорий, выделение санитарно-защитных  и охранных зон позволит решить многие экологические проблемы города.
Рост города предполагает его территориальное расширение, что потребует отчуждения от прежних землепользователей прилегающих к городу земель. Этот процесс будет проходить постепенно, по мере необходимости освоения тех или иных районов. До изъятия же все земли будут находиться в пользовании прежних владельцев при условии недопустимости строительства капитальных объектов, противоречащих функциональному назначению данной территории, определенной генеральным планом.
Работа над генеральным планом городов такого уровня, как Витебск, не должна прекращаться. Город — это живой организм, который очень тонко реагирует на происходящие изменения. Кроме того, генеральный план должен стать основой разработки многих других, более детальных планировочных проектов и отраслевых схем, где будут уточняться, детализироваться и совершенствоваться его предложения.
Хочется надеяться, что предложенная программа градостроительного развития Витебска будет работать на его настоящее и будущее.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...