Вы здесь

Сохранить и воссоздать

На территории дворцово-паркового ансамбля в г. Гомеле развернуты работы по реставрации уникального памятника архитектуры второй половины XIX в. – часовни-усыпальницы и фамильного склепа семьи князя Паскевича – одного из владельцев Гомельского дворца.

Здания построены в псевдорусском стиле с элементами московской архитектуры XVII в. по проекту архитектора Е.И. Червинского. Для строительства был выбран участок, расположенный на самом красивом месте парка – возле собора Петра и Павла на крутом берегу реки Сож. Часовня небольшая по объему. Однако благодаря своему интересному силуэту, стройным пропорциям и богатой декоративной отделке фасадов и интерьеров она стала украшением дворцово-паркового комплекса. Согласно историческим сведениям, к проектированию, строительству и декоративной отделке фасадов привлекались такие видные мастера, как архитекторы Майблюм (рабочие чертежи), М. Месмахер и Э. Вегенер (руководство строительством и отделкой), петербургский мастер С. Садиков (полихромная роспись и позолота), скульптор Д. Иенсен (художественные изделия из терракоты), инженер-технолог из Киева А. Термен (система вентиляции и предохранения стен от сырости) и др. Для отделки фасадов и интерьеров были использованы изделия и материалы, которые поставлялись из Киева (гранит, мрамор, черный лабрадор, кирпич лицевой и глина), Санкт-Петербурга (изделия из терракота, майоликовые полихромные плитки), Эстонии (особые сланцевые плитки для кровли) и т.д.

Современное состояние памятников и результаты натурных обследований

Поз. Наблюдения Элементы памятников Выводы и предложения 1 Износ кровельного материала и элементов крыши Крыши часовни и входа в усыпальницу, выступающие элементы ризалитов, сандриков и аттиков Полная замена кровельного материала, замена стропильной системы над входом в усыпальницу и усиление стропильной системы шатра часовни 2 Износ облицовочного материала и декора с фрагментами разрушения поверхностей Фасады, стены интерьеров Очистка, реставрация с заменой отдельных фрагментов облицовки и декора 3 Загрязнение и замокание облицовочного материала Фасады, элементы декора Очистка, обеззараживание, реставрация, консервация 4 Полный износ или некачественное изготовление конструктивных элементов и изделий Оконные и дверные блоки, ограждающие решетки Замена на новые 5 Частичный износ конструктивных элементов, деталей и изделий Оконные и дверные решетки, металлические консоли Реставрация и консервация 6 Потеря отдельных элементов, фрагментов или деталей Купольное завершение входа в усыпальницу, надгробные плиты, светильники, решетки, профили обрамлений и другие детали Восстановление при соответствующем обосновании 7 Потеря фрагментов живописи, мозаики, майолики и других художественных деталей Фасады и интерьеры Реставрация и восстановление при соответствующем обосновании 8 Износ и неэффективная работа систем инженерного обеспечения Вентиляция, освещение Восстановление старой системы с мероприятиями при дополнительной вентиляции и подсветке экспонатов

К сожалению, в годы Великой Отечественной войны памятники значительно пострадали, особенно шатрово-купольная часть часовни. Для их восстановления в 1969 г. Республиканскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Министерства культуры БССР была разработана соответствующая проектная документация, по которой в 1970–1975 гг. проведен весь комплекс реставрационных работ на фасадах и частично в подземной части склепов. Отреставрированные здания снова украсили Гомельский парк. Однако следует отметить, что в тот период, по всей видимости, не ставилась задача максимального восстановления утраченных элементов. Многие фрагменты в отделке фасадов и интерьеров остались незатронутыми. Ряд отделочных и художественных работ выполнены некачественно. Участки потерь не обследовались, не фиксировались и были просто закрыты слоем штукатурки.

К настоящему времени из-за значительного износа материалов, особенно кровельного, отдельные элементы декора на фасадах начали разрушаться. Сырость проникла и внутрь помещений, из-за чего на поверхности стен и сводов часовни стал интенсивно повреждаться штукатурный слой, а вместе с ним и уникальная роспись. Износились деревянные конструкции оконных и дверных блоков, частично разрушилось мраморное покрытие полов, вышла из строя система вентиляции и освещения.

Вот почему возникла необходимость в срочной разработке проектно-сметной документации и проведении реставрационно-укрепительных работ. Генеральным проектировщиком выступил институт “Гомельгражданпроект”, который к комплексным научным исследованиям по данному уникальному объекту привлек специалистов института “Проектреставрация” (г. Минск), УП “Искусство-БСХ” (г. Гомель) областного краеведческого музея и др. Проектные предложения по реставрации были рассмотрены и одобрены на заседании Рады при Министерстве культуры Республики Беларусь. Разработанным и утвержденным проектом предусматривается комплекс работ по замене кровельного материала с укреплением стропильной системы, замене оконных и дверных блоков, восстановлению участков разрушения декора, очистке, обеззараживанию и консервации кирпичных поверхностей фасадов. Предусматриваются также мероприятия по восстановлению отдельных деталей и фрагментов на фасадах и в интерьерах, которые не были выполнены на последнем этапе реставрационных работ: это купольное завершение над входом в усыпальницу, установка надгробных плит из черного мрамора “лабрадор” над местами захоронения в склепах, замена лестничных ограждений, устройство декоративных светильников-люстр и декоративных вентрешеток. Предусматривается восстановление системы вентиляции, проведение работ по укреплению и дополнительной гидроизоляции наружных кирпичных сводов над подземной частью усыпальницы и т.д.

Особое внимание уделено реставрации и восстановлению художественных росписей и мозаики, керамических деталей и декора из мрамора. Однако для окончательного резюме о целесообразности и способах реставрации утраченных художественных элементов принято решение о дополнительном исследовании памятников непосредственно при проведении реставрационных работ, ибо только на данном этапе возможно наиболее полное раскрытие фрагментов и узлов, обеспечение безопасного доступа ко всем исследуемым участкам. И это принесло определенные результаты. Так, при обследовании сохранившейся мозаики академиком Российской Академии художником А.К. Быстровым было дано заключение, что мозаичные панно на фасадах и интерьерах памятников выполнены в конце XIX в. императорскими мозаичными мастерскими под руководством академика В. Фролова по эскизам В. Васнецова, на что указывает характер мозаичного набора, цвета смальты и рисунков сохранившихся фрагментов мозаики на торцовой стене склепа (изображение шести серафимов, золотые звезды на голубом фоне). Дано подтверждение, что утраченные фрагменты мозаики на фасадах выполнялись из того же материала одновременно, при этом над западным порталом находился образ “Иоанна Богослова в молчании”, а в центральной нише – мозаичное изображение “Креста Византийского Протцвейшего”. При раскрытии узлов крепления керамического декора кокошников выявлено много фрагментов, характер разрушения которых диктует их полную замену или реставрацию в условиях мастерских.

Получены и другие дополнительные сведения для обоснования принятых решений по реставрации памятников.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...