Вы здесь

Агрогородок (опыт архитектурной концепции БНТУ)

Социально-политическая идея возрождения и развития белорусского села неизбежно ставит вопрос о разработке архитектурной концепции негородских форм жизни. Исторически разделение на город и село происходило на Беларуси в течение многих веков. Урбанизация являлась процессом, вызванным не только материальной концентрацией промышленного производства и формированием специфически городских форм жилья, но и культурно-интеллектуальной концентрацией людей, связанных идеологически, конфессионально, духовно.

В отличие от консервативно-традиционной сельской культуры город стал вырабатывать новые формы общественных связей и отношений, вызванных прежде всего возможностями информационного разнообразия, а также реального смешения более широкого генетического диапазона населения. Безусловно, эти тенденции вместе с растущими материальными условиями были наиболее привлекательны для молодежи, что вызвало постоянный приток сельского населения в город и как результат — к концу ХХ века демографическое вырождение села.

В советское время этот процесс сдерживался искусственно: с одной стороны, закреплением сельского населения за коллективными хозяйствами, с другой — строительством показательных центральных усадеб колхозов и совхозов, которые должны были стать привлекательной альтернативной и промежуточной формой жизни между городом и деревней.

Архитектурная деятельность нашего Гипросельстроя в 60—80-е годы ХХ века даже породила целый архитектурный стиль, который соединял и индустриальные тенденции советской городской архитектуры, и фольклорные элементы.

Нынешняя ситуация остро поставила вопрос о реальном решении архитектурной проблемы села. Какими же видятся возможности этого решения?

1. Традиции

Сельская архитектура Беларуси всегда являлась наиболее устойчивой и консервативной. Это связано и с относительно медленно изменяющимися материальными условиями жизни деревни, и с тем, что веками были выработаны чрезвычайно рациональные архитектурно-планировочные схемы “жизнь—производство” и “жилье—хозяйство”. Такой устойчивый процесс в том или ином виде проявлялся даже в урбанизированных показательных селах второй половины ХХ века, когда малоэтажные жилые дома на 2—4 семьи обрастали хозяйственными пристройками и огородами.
Стремление к “насильственной” урбанизации выражалось и в том, что в планировочные схемы крупных поселков обязательно включались обширные парадные площади со зданиями партийно-административных органов, домами культуры и памятниками.
В то же время белорусские традиции отмечают весьма интересные альтернативные планировочные схемы, позволяющие пересмотреть многое в опыте ХХ века. Интересно, например, вернуться к опыту застройки белорусских местечек XVI—XVII веков. Именно этот тип поселений во многом вызван ростом рыночных отношений в данный исторический период.
Во-первых, местечки были тесно связаны с тогдашней коммуникационной структурой Белорусского края. Само их появление обусловливалось торгово-транспортными сообщениями, развитием ярмарочной торговли и ремесленного производства. Планировочное ядро местечек образовывалось на перекрестье дорог и включало торговые и ремесленные лавки, корчмы, а также храмы.
Современные тенденции массовой автомобилизации неизбежно ставят вопрос развития местных дорог, реконструкции внутренней сети сельских улиц, создания стоянок и т.д. В то же время наблюдается и реальное развитие торговли. Палатки с массовым “челночным” товаром и заморскими фруктами теперь совсем не редкость в белорусской глубинке. Все эти транспортно-рыночные архитектурно организованные элементы плюс система развлечений (клуб, дискотека) могли бы стать реальными ядрами будущих агрогородков. Не противоречит этим планировочным функциям и включение сюда храмов, ведь, по сути, только в атеистический период храмы отделялись от общественной жизни. Наоборот, реальное соединение светского и церковного начал планировочными средствами может быть формой приобщения молодежи к духовности.

2. Комфорт

Жизнь сельского гражданина в основном проходит в собственном доме. Нынешние технологические возможности (разнообразные источники энергии, эффективные и экономные водонагревательные приборы, насосы, биоканализация и др.) позволяют быть достаточно независимыми от внешних факторов. Копирование городских моделей с централизацией этих бытовых функций, строительством и содержанием протяженных сетей может быть заменено включением данных систем жизнеобеспечения и комфорта именно в объемно-планировочные структуры самого дома или хозблока.
Здесь важным становится не только уровень комфорта, но именно индивидуализация систем жизнеобеспечения, что также “должно работать” на развитие “рыночного человека”, собственника.

3. Природные факторы

Уже в 60-е годы прошлого века наряду с тенденцией “ухода в города” стала развиваться тенденция “бегства из города”. И если практика садово-огородных товариществ вначале была связана с экономическими проблемами снабжения городов сельхозпродуктами, то уже с 1970-х годов начинает проявляться желание городских жителей общаться с природой. Развитие же экологических знаний (осознание загрязненности воздуха и продуктов питания в городах) вызвало вполне осознанное стремление жить на природе (хотя бы временно) и самим выращивать “чистые” сельхозпродукты.
Этот фактор притяжения к селу становится все более выраженным. В строительстве агрогородков именно экологическая составляющая должна стать важной, если не главенствующей. Лучшая жизнь должна теперь ассоциироваться именно с жизнью на селе, ведь опыт строительства “загородных вилл” в 1990-е годы следует признать абсолютно несостоятельным. Прежде всего потому, что места индивидуальной застройки вокруг Минска и других крупных городов, увы, не стали архитектурной средой. Здесь практически нет благоустройства, инфраструктуры, а также выраженных общественных функций, без чего жизнь в таких виллах становится формой комфортного “заключения”.

Природный потенциал агрогородков должен быть раскрыт не только в экологической, но и в ландшафтной составляющей. Инстинктивные или традиционные формы освоения ландшафтов в сельской архитектуре Беларуси могут быть созданы через включение природных особенностей (лес, река, рельеф и др.) в планировочные структуры и в то же время в максимальное раскрытие пейзажных видов и акцентов.

Дополнительным рычагом развития становится также нарастающее движение агротуризма, которое позволяет активизировать не только природные факторы, но и культурно-историческую среду агрогородков.

4. Жилище

Качество жизни человека, в том числе и сельчанина, в основном зависит от жилища. Поэтому программа создания сети агрогородков базируется на строительстве жилых домов, по удобству и качеству не уступающих городскому жилью. Каждый дом в агрогородке должен обеспечиваться водоснабжением, канализацией, современной отопительной установкой, радио- и телекоммуникациями, телефоном и контейнерным мусороудалением. Помимо этого жилище сельчанина должно отвечать специфическим требованиям сельской жизни, возможности ведения хозяйственной работы на подворье. При доме должны быть холодные кладовые для хранения сезонного урожая овощей. Так как работа в сельском хозяйстве связана с пребыванием на открытом воздухе, необходимо предусмотреть помещение для сушки верхней одежды.
Поскольку для реализации важной социальной программы по созданию агрогородков привлекаются большие материальные ресурсы, остро стоит вопрос о снижении затрат на строительство индивидуального жилья. В этой связи подлежат сопоставлению разные строительно-технологические системы домостроения.

1. Традиционная система: несущие и самонесущие наружные стены из мелких газосиликатных блоков на клею. Достоинства системы: сравнительно быстрое возведение здания. Недостатки: приемлемые теплопотери в отопительный сезон достижимы при толщине стен не менее 500 мм, а также высокая стоимость конструкций перекрытий и перемычек.

Пути совершенствования: адаптация стеновых конструкций к использованию системы перекрытия по деревянным балкам; уменьшение суммарной толщины стен за счет применения эффективных утеплителей с переходом на вентилируемые фасады.

2. Каркасно-панельная система на основе использования легких деревянных конструкций, представляющая собой двухпролетную комбинацию часто расставленных стоек. На верхнюю и нижнюю обвязку опираются плоские, вертикально стоящие балки – “джойсты”. Наружные навесные стены выполнены в виде небольших панелей (сэндвичей) размером на этаж. Наружный экран из сайдинга для вентиляции и окончательной отделки фасадов устанавливается после сборки стен. Достоинства: снижение стоимости основных конструкций при одновременном увеличении объема здания; улучшение качества фасадов; строительство без подъемных механизмов и мокрых процессов, без привязки к сезонам года. Недостатки: для возведения требуется команда квалифицированных строителей, оснащенная высококачественными инструментами малой механизации труда; необходимость пропиток антиперенами и антисептиками, защищающими конструкции от древоточцев. Система пользуется большой популярностью в скандинавских странах, США, Канаде, Японии.

3. Контейнерное домостроение из металлодеревянных блоков-кабин. Кабины размером 3,5х5 м имеют периметрально угловую обвязку из металлического профиля, промежуточные деревянные и металлические стойки и раскосы. Каждый контейнер покрыт фальцевой крышей. На внешних сторонах блоков — вентилируемый фасад в сочетании с высокоэффективным утеплителем (суммарная толщина не более 250 мм). В заводских условиях возможно использование высоких изощренных технологий. Возведение жилого дома, состоящего из шести контейнеров, будет занимать не более двух суток.
Принципы удешевления индивидуального жилья при любой технологической и конструктивной системе можно свести к следующим позициям.
Одноэтажное здание без утепленной мансарды.

Отсутствие подвалов под всем домом (надежная гидроизоляция стен подвалов — операция многодельная и дорогостоящая).
Компактная форма плана с простым двускатным покрытием (без ендов с минимальным количеством проходов через кровлю). Желательно одним пакетом стояков.

Для достижения планировочной мобильности, создания различных планировочных ансамблей жилых комплексов любой типовой проект индивидуального дома должен иметь несколько планировочных решений с разной ориентацией входного узла, обеспечивающих оптимальную ориентацию жилых помещений, чтобы от северных румбов отапливаемые помещения отгораживались хозяйственной верандой. В проекте должна присутствовать достаточная палитра фасадных решений с пестрым набором архитектурных деталей, с разными цветовыми решениями, которые бы позволили придать индивидуальные черты каждому жилому комплексу.

При таком подходе, даже опираясь на ограниченные финансовые возможности, можно будет создать запоминающийся сельский архитектурный пейзаж нашей родной Беларуси.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...