Вы здесь

Гараж Автодорожного техникума

В 1932 году в Минске на левой стороне Борисовского тракта (так называлась в то время часть проспекта  Независимости), на дальней окраине города в начале современного квартала от ул. Сурганова до площади Калинина началось строительство здания «автодорожного комбината Главдортранса» (так в то время назывался создаваемый автодорожный техникум ) и специального здания гаража на 20 автомобилей, входящего в состав «комбината». Эскизный проект обоих зданий был разработан инженером – архитектором Г. В. Якушко. (ГАМО. ф.351, оп.2, д.55)

Здание гаража расположено в глубине бывшей территории «комбината», слева от главного корпуса и ориентировано боковым фасадом вдоль современной ул. Сурганова. Сегодня оно находится на дворовой территории за зданием общежития. Это одноэтажное здание оригинального планировочного решения, основанного на сочетании линейной схемы проведения технического обслуживания и диагональной схемы расположения стояночных мест автомобилей. Здание имеет длину 65 метров при наибольшей ширине пролета внутреннего пространства 18 метров и высоте стен всего 3,8 метра. «Плоский» объем здания имеет перекрытия из деревянных стропильных ферм с уклоном двускатной крыши всего 7 (по первоначальному проекту – 5), при этом высота потолка в средней части объема составляет более 4-х метров за счет подшивки потолка по нижней части стропильных ног и ригелям в центральной части при отсутствии балок перекрытия. В расположенной под прямым углом к основному объему части здания, при небольшой высоте внутреннего пространства, находится небольшое помещение мансардного типа с оконным проемом в верхней части торцевого фасада этой части здания.  Со временем в связи с изменениями функционального назначения здания частично менялась планировка его помещений и элементы композиционной структуры фасадов. Видоизменялись или закладывались оконные и входные – въездные проемы, но в целом объемно-пространственное решение здания гаража не изменилось до настоящего времени, хотя оно и находится в аварийном состоянии.

Объемно-пространственная структура здания образована сочетанием простейших по форме двух перпендикулярно расположенных объемов, в которых размещены все службы технического обслуживания автомобилей и «вырастающего» из них объема стоянки автомобилей решенного в виде крупнозубчатой композиционной структуры боковых стен, соответствующей контуру расположения стояночных мест автомобилей «елочкой». Такой функционально-рациональный прием организации структуры и формы обеспечил очень выразительную образную характеристику зданию гаража. Правда, эта форма наиболее «ярко» читается с высоких ракурсов обозрения, а с уровня «земли» воспринимается только «гармошка» стен, но и этого достаточно для восприятия неординарности композиционного построения боковых фасадов здания. Особенно выразителен переход от расположенной под прямым углом плоскости стены бокового объема к зубчатой стене основного объема. По первоначальному проекту здание имело единый размер вертикальных по форме оконных проемов, расположенных с одинаковым шагом, равным ширине проема по всему периметру стен здания. В настоящее время в «длинных» плоскостях зубчатых стен размещено по одному широкому горизонтальному оконному проему, что в определенной степени изменило композиционную структуру этой части фасадов. Вероятно, форма и размеры этих оконных проемов были пересмотрены в процессе строительства здания. Простота и стройность композиционно-пластической организации фасадов подчеркнута узким декоративным поясом-тягой проходящим по всему периметру стен. По технологической схеме гараж имел четверо въездных – выездных ворот: трое в торцевых фасадах, и одни боковые. Основные выездные ворота расположены в торце объема, образованного сходящимися плоскостями «зубчатых» стен. Такое композиционно-пространственное решение поддерживает динамику приема зубчатой формы и логично завершает ее.

Строительство гаража проходило в сложных экономических условиях. В связи с нехваткой финансовых и материальных средств в период с1933 года по  май 1934 года постройка гаража не велась, «…стены простояли уже 2 года под дождем и снегом». (ГАМО ф.351, оп.1, д.90, л.20) Строительство возобновилось только после Постановления Совета Народных Комиссаров БССР от 8 августа 1934 года, в котором указывалось: « У сувязi з павелiчэннем колькасцi машын гаража СНК, якая значна правысiла емкасць гаража апошняга, прапанаваць Галоудортрансу прадставiць у распараджэнне Кiраунiцтва Спрау СНК, будуючыйся з 1932 г.у Менску гараж па Барысаускаму тракту у часовае карыстанне да сканчэння пабудовы Урадавага гаража на Свярдлоускай вул….Абавязаць Менбуд скончыць пабудову гаража Галоудор трансу не пазней 15 верасня 1934г.». Но даже при такой заинтерисованности СНК строительство продвигалось очень медленно, в основном из-за нехватки строительных материалов. Так, в частности, в письме Пожарной охране  города Минска от 25 ноября 1934 года Главный инженер Минстроя, он же автор проекта гаража и зданий «Комбината автодорожного техникума» Г.В.Якушко писал: « Крыша достраиваемого гаража ГДТ в гор. Минске по Борисовскому тракту за домом Печати первоначально запроектирована под толь. Но ввиду невозможности достать толь….решено покрыть гараж гонтом» (ГАМО, ф.351, оп.1, д.90, л.26). Окончание строительных работ по гаражу Главдортранса было внесено в Титульный список 1935 года. Это означало, что строительство его наконец-то будет завершено.

Сведений об эксплуатации гаража в предвоенные годы пока обнаружить не удалось. Во время оккупации Минска, по рассказам, помещение гаража использовалось немцами для ремонта бронетехники. Ко времени освобождения города от здания гаража осталась только коробка стен. В современном « Паспорте объекта…» год постройки здания указан 1946-м, что  связано с послевоенным его восстановлением и перестройкой. В последующий период здание в качестве гаража не использовалось, а было переоборудовано в учебные мастерские Политехникума, организованного в восстановленном здании бывшего автодорожного техникума.  Тогда была перестроена крыша здания – увеличен угол ската кровли до 20  в связи с чем были надстроены стены (выше пояса-тяги на наружных поверхностях стен),при сохранении нижней отметки кромки кровли в пределах 3,8м. Одновременно в здании были произведены частичные планировочные и конструктивные изменения .

В 1969г. после постройки рядом со зданием бывшего гаража корпуса  №2, в настоящее время факультета Дизайна и декоративно-прикладного искусства Белорусской Государственной академии искусств, оно было передано академии и использовалось также как мастерские и учебные помещения.

В настоящее время здание «гаража» находится в аварийном состоянии и не эксплуатируется.

Здание бывшего гаража «Автодорожного комбината» является уникальным примером (одним из небольшого числа сохранившихся) архитектуры промышленного конструктивизма 1930-х годов в Минске и, по существу, является памятником архитектуры и истории, как и здание бывшего автодорожного техникума, современного «УО Минский государственный политехнический колледж», находящегося в «Списке объектов историко–культурных ценностей на территории Первомайского района г. Минска.

Сегодня еще не утеряна возможность восстановления здания с реконструкцией его под новые функции – например выставочный зал.

Гараж автодорожного техникума в Минске. Архитектор Г.В.Якушка.1932 г.




Графическая реконструкция - Кутузов Д.А., Фоменко А.А.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, совсем недавно, в 1983 г., наш институт, тогда еще Белгоспроект, праздновал свой пятидесятилетний юбилей. И вот нам 70! Многое изменилось за...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
 Вехи жизни и творчества Родился в Минске 1 мая 1932 г. Окончил архитектурное отделение Белорусского политехнического института в 1959 г....