Вы здесь

О программе индустриального индивидуального жилищного строительства Республики Беларусь до 2016 года

От редакции
Размещаем цикл статей (докладов), прозвучавших на конференции, посвященной индивидуальному и энергоэффективному строительству.
Организатор конференции – ГП «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.».

Активное развитие малоэтажной жилой застройки в Республике Беларусь в 2013–2016 годах, предусмат­ривающее широкое внедрение прогрессивных технологий возведения индивидуальных жилых домов и прежде всего индустриальным способом, является важным направлением в жилищном строительстве.

В Республике Беларусь за последнюю пятилетку доля ввода индивидуальных жилых домов (по показателю кв. м общей площади) составила около одной трети в общем объеме ввода жилья. Руководством страны поставлена задача повысить долю ввода индивидуального жилого фонда до среднеевропейской величины (50% и выше) с целью наиболее полного удовлетворения потребностей людей в комфортном проживании в населенных пунктах и за их пределами.

Динамика изменения объемов строительства индивидуальных жилых домов в стране в 2001–2012 годах представлена в табл. 1.

Таблица 1

Объемы ввода жилых домов в Республике Беларусь с 2001 по 2012 годы

ГодыВвод жилых домов, тыс. м2 общей площадиВвод индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода, %Ввод жилых домов на 1000 жителей, м2 общей площадивсегоиндивидуальныхвсегоиндивидуальных2001 3009 1425 47 303 143 2002 2811 1452 52 285 147 2003 3019 1457 48 308 148 2004 3501 1214 35 360 124 2005 3785 1401 37 392 144 2006 4087 1532 37 426 159 2007 4661 1707 37 487 178 2008 5083 1731 34 533 181 2009 5710 1921 34 601 202 2010 6630 1869 28 699 197 2011 5480 1690 31 578 178 2012 4485 1414 32 474 149

Анализ зарубежной практики и данных международной статистики показал, что во многих странах с развитой рыночной экономикой объемы индивидуального жилищного строительства составляют более 50% от общего ввода жилья.

В республике, с ростом благосостояния населения и повышением интереса к рыночным формам владения жильем, также наблюдается устойчивая тенденция повышения интереса граждан к проживанию в индивидуальных жилых домах.

Индивидуальный жилой дом обладает определенными преимуществами перед многоэтажной жилой застройкой. Главное из них – возможность построить дом с максимальным учетом индивидуальных требований к количеству, площадям и планировке жилых и подсобных помещений, осуществлять строительство дома очередями, увеличивая площадь дома постепенно при появлении финансовых возможностей и изменении требований к условиям проживания. Размещение жилого дома в пригородной зоне больших и крупных городов дает дополнительные преимущества, связанные в первую очередь с более благоприятной экологической обстановкой в этих зонах.

В соответствии с Концепцией государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года в стране планируется построить 24,5 млн кв. м жилья, в 2015 году доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилищного строительства должна достичь 40% (табл. 2, рис. 1, 2).

Таблица 2

Планируемые объемы ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов в Республике Беларусь в 2013–2015 годах

Регион2013 год2014 год2015 годВсегоВ т.ч. с гос­поддержкойВсегоВ т.ч. с гос­поддержкойВсегоВ т.ч. с гос­поддержкойВвод жилых домов в Республике Беларусь, всего: 6500 2500 8500 3000 9500 3500 в том числе индивидуальных жилых домов 2090 560 2980 1050 3800 1400 из них: Брестская область 400 120 570 200 730 270 Витебская область 140 50 200 70 255 95 Гомельская область 420 70 600 210 760 280 Гродненская область 330 65 470 170 600 220 Минская область 600 230 870 305 1125 415 Могилевская область 160 10 230 80 290 105 Город Минск 40 15 40 15 40 15

 

Рис. 1. Объемы ввода индивидуальных жилых домов с 2010 по 2015 в Республике Беларусь

Рис. 2. Планируемые объемы ввода индивидуальных жилых домов по областям и г. Минску в 2013–2015 гг.

 

Для реализации Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года в сфере индивидуального жилищного строительства потребуется:

  • „увеличение площади земель, отведенных под индивидуальное жилищное строительство;
  • „обеспечение территорий индивидуальной застройки инженерной и транспортной инфраструктурой;
  • „расширение объема производства индустриальным способом разнообразных типов домов, отвечающих потребностям населения, материалов и изделий для индивидуального строительства.

Для увеличения объемов индивидуального жилищного строительства необходимо повысить индустриализацию строительства домов – превращение строительного производства в механизированный поточный процесс изготовления в заводских условиях конструкций, укрупненных элементов и блоков дома с последующей сборкой дома на строительной площадке. Передовые технологии индустриального домостроения, максимальная заводская готовность и минимально необходимый механизированный монтаж на стройплощадке позволяют уменьшить затраты труда, расход материалов, повысить качество строительства, сократить его сроки и снизить стоимость дома.

Целью программы является развитие индивидуального жилищного строительства методом «под ключ», расширение производства необходимого количества индустриальных индивидуальных жилых домов различных типов и архитектурно-планировочных решений, отвечающих потребностям населения, возведение индивидуальной жилой застройки на территориях, обеспеченных минимально необходимой социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Выбор территорий для районов и кварталов индивидуального жилищного строительства осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами на основании действующей градостроительной документации, а при ее отсутствии – на основании схем районного планирования из земель, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и лесным угодьям.

По состоянию на 1 января 2013 года для предоставления гражданам в целях индивидуального жилищного строительства в республике отведено 34 129 участка. На учете состоят 57 948 гражданина, желающие получить земельный участок, в том числе 53 237 – граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В Витебской и Гомельской областях количество отведенных участков соответствует количеству граждан, желающих получить земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома. В остальных областях количество граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов, значительно превышает количество отведенных земельных участков, примерно:

  • „на 22 тыс. участков в Минской области;
  • „на 6 тыс. в Брестской;
  • „на 4,5 тыс. в Гродненской;
  • „на 500 в Могилевской области.

Для устранения дефицита участков в указанных областях необходимо ежегодно до 2016 года предоставлять:

  • „в Минской области – около тыс. участков;
  • „в Брестской – 1,9 тыс.;
  • „в Гродненской – около 1,5 тыс.;
  • „в Могилевской области – около 200 участков.

В 2013 году предстоит осуществить выбор и предоставление территорий для реализации индивидуального жилищного строительства в 2013–2015 годах в заявленных гражданами объемах.

Территории для районов индивидуальной застройки должны максимально примыкать к землям существующих населенных пунктов для минимизации расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры. Размещение районов (кварталов) индивидуального жилищного строительства с занятием земель сельскохозяйственного назначения или лесных угодий может производиться только при условии согласования в установленном порядке с Президентом Республики Беларусь места размещения таких земельных участков.

Использовать бюджетные средства на обеспечение территорий инженерной и транспортной инфраструктурой целесообразно в случае, если расчетная стоимость обеспечения данного района инженерной и транспортной инфраструктурой не превышает предельную нормативную для данного региона.

Организация индивидуального жилищного строительства в Республике Беларусь осуществляется на выбранных для этих целей земельных участках. На основании разработанной и утвержденной градостроительной документации решениями облисполкомов выбранные земельные участки изымаются из земель землепользователей и предоставляются в установленном порядке местным исполнительным и распорядительным органам для размещения районов индивидуального жилищного строительства, а также строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

До ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов каждый район и квартал индивидуальной застройки должен быть обеспечен минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. К инженерной и транспортной инфраструктуре, обеспечивающей минимально необходимый уровень инженерного оборудования земельных участков, относятся сооружения и инженерные сети электроснабжения, сети водоснабжения, улично-дорожная сеть (улицы с проезжей частью, обеспеченной покрытием песчано-гравийной смесью).

Предельная нормативная стоимость строительства минимально необходимой инфраструктуры, рассчитанная на основе анализа проектов застройки районов индивидуального жилищного строительства, представленных региональными проектными организациями, составляет 140 млн рублей на участок в текущих ценах в 2013 году и в последующем ежегодно будет определяться Советом Министров Республики Беларусь.

Средства, направляемые на строительство минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктур, должны обеспечивать ее строительство как в новых районах, так и на территориях, ранее предоставленных для застройки, но своевременно не обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.

Индустриальное индивидуальное домостроение предполагает выпуск комплектов изделий и иных элементов для строительства как отдельно стоящих, так и блокированных индивидуальных жилых домов, включая либо не включая услуги по монтажу данных комплектов. В проектной документации на жилые дома, строящиеся по государственному заказу, по решению городского, районного исполнительного комитета могут предусматриваться работы по внутренней отделке помещений. В иных случаях работы по отделке помещения производятся по желанию гражданина. При этом наиболее перспективными представляются конструкции индивидуальных жилых домов в крупнопанельном, каркасном деревянном исполнении и по технологии VST, а также модульные системы.

На рис. 3–5 представлены примеры конструкций индустриальных индивидуальных жилых домов.

Объем индустриального индивидуального домостроения должен составлять в 2013 году – 7,9%, в 2014-м – 31,2%, в 2015-м – 39,5% от общего ввода индивидуальных жилых домов (табл. 3).

 

Рис. 3. Индивидуальный жилой дом из конструкций крупнопанельного домостроения

 

Рис. 4. Индивидуальный каркасный деревянный жилой дом с мансардным этажом

Рис. 5. Индивидуальный жилой дом, построенный по технологии несъемной опалубки VST

 

Таблица 3

Планы ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов индустриальным способом в 2013–2015 годах

Ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов индустриальным способомГоды201320142015В крупнопанельном исполнении, тыс. кв. м 36,8 270 300 в % от общего ввода индивидуальных жилых домов индустриальным способом 22,2 29,0 20,0 Каркасных деревянных, модульных, тыс. кв. м 88,5 330 600 в % от общего ввода индивидуальных жилых домов индустриальным способом 53,4 35,5 40,0 В несъемной опалубке по технологии VST 40,5 330 600 в % от общего ввода индивидуальных жилых домов индустриальным способом 24,4 35,5 40,0 Всего, тыс. кв. м 165,8 930 1500 в % от общего ввода индивидуальных жилых домов 7,9 31,2 39,5 Может быть направлено на строительство жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку, тыс. кв. м 66,3 623 1035 в % от общего ввода индивидуальных жилых домов индустриальным способом 40,0 67,0 69,0

Как свидетельствуют данные табл. 3, до окончания 2015 года должен произойти значительный прирост производства индивидуальных жилых домов индустриальным способом. Объем строительства индивидуальных жилых домов КПД к 2016 году увеличится до 300 тыс. кв. метров. Рост ввода индивидуальных жилых домов в несъемной опалубке предполагается обеспечить тремя организациями: ОАО «Лавсанстрой» (г. Могилев), ОАО «Стройтрест № 8» (г. Брест) и ОАО «Стройтрест № 13» (г. Бобруйск), объем производства этими организациями составит в 2015 году 40% от общего ввода индивидуальных жилых домов индустриальным способом. При этом в 2015 году сравняются доли производства жилых домов VST и в каркасном исполнении и составят по 40% от общего ввода индивидуальных жилых домов индустриальным способом.

Для повышения эффективности строительства индивидуальных жилых домов в крупнопанельном исполнении предполагается с 2014 года концентрировать мощности и развивать производства с государственной поддержкой в виде госзаказа на тех функционирующих в республике домостроительных комбинатах и организациях индустриального домостроения, которые в течение 2013 года докажут, что они обеспечивают лучшие решения по проектам и построенным по ним жилым домам по эксплуатационным (энергоэффективность), потребительским качествам (архитектурные решения, сроки строительства, привлекательность для потребителей), рентабельности производства, возможности продажи построенных жилых домов на экспорт (не менее 15–20% от их производства).

Проектными организациями подготовлено около 30 проектных предложений по индивидуальным жилым домам индустриального домостроения. Данные предложения включают различные типы жилых домов с количеством комнат от 3 до 6 общей площадью от 70 до 220 кв. м, стоимостью одного кв. м от 5,3 до 10,9 млн руб. Для расчета основных показателей индустриального индивидуального домостроения приняты следующие параметры: средний размер дома – 130 кв. м, стоимость кв. м – 6,5 млн рублей. Продолжается разработка новых проектов индустриальных индивидуальных жилых домов.

Мощность отечественных организаций по выпуску индивидуальных жилых домов индустриальным способом и их расположение в пределах республики представлены на рис. 6.

 

Рис. 6. Карта размещения предприятий, изготавливающих комплекты индивидуальных жилых домов для строительства индустриальным способом

Для совершенствования управления объемами ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов индустриальным способом предполагается внедрить следующие механизмы финансирования:

  • „государственный заказ – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
  • „собственные и заемные средства инвесторов – для собственного потребления либо коммерческой реализации. При этом сохранится система государственной поддержки для определенных законодательством групп населения при индивидуальном жилищном строительстве.

Реализация Программы обеспечит активное развитие малоэтажного индивидуального жилищного строительства в Республике Беларусь, последовательное увеличение его объемов, в том числе на индустриальной основе в крупнопанельном, каркасном и модульном исполнениях, комплексное развитие территорий с минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.

Это даст возможность построить дома с максимальным учетом индивидуальных требований к количеству, площадям и планировке жилых и подсобных помещений на основе активного использования существующих и новых механизмов строительства индивидуального жилья, улучшить условия проживания в индивидуальном жилье, повысить его эстетическую и экологическую привлекательность.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...