По проекту архитекторов Владимира Плоткина и Ольги Головиной на территории Завидкина мыса построен «Дом яхтсмена». Элегантный трехчастный объем, органично развивающий принципы застройки «Пирогово», стал достойным украшением архитектурной коллекции этого курорта.
Объект: Дом яхтсмена
Адрес: Россия, Московская область, пос. "Клязьминское водохранилище"
Авторский коллектив: Владимир Плоткин, Ольга Головина
Сам этот жанр – домик яхтсмена (boathouses) – придумал Евгений Асс, автор генерального плана застройки «Пирогово». По первоначальному замыслу архитектора, домики должны были сформировать улицу на сваях вдоль берега, но заказчик отклонил этот вариант по причине сложности эксплуатации. Тогда дома «переехали» на сушу, но разработанный для них жесткий регламент остался в силе: каждый дом должен был быть приподнят над землей на 60 см, его размер в плане не должен был превышать 5х8 метров, а высота – 6 метров. Используя эти «лекала», проекты жилища яхтсменов разработали сразу несколько ведущих российских архитекторов, среди которых был и Владимир Плоткин, а придуманные ими концепции сформировали своего рода «банк предложений» для покупателей участков на Завидкином мысу.
В качестве удачной реализации «Дом яхтсмена» уже многим знаком, в том числе и по фестивалю «Под крышей дома», экспозицию которого он в этом году открывал и лауреатом которого стал («серебро» в номинации «Реализованный загородный жилой дом»). Это очень эффектный и самодостаточный трехчастный объем, в котором два черно-рыжих параллелепипеда фланкируют белоснежный «парус». Но самое интересное, что таким дом стал уже в ходе совместной доработки проекта архитектором и заказчиком.
Дело в том, что предписанные регламентом габариты 5х8x6 метров изначально были малы для заказчика и его большой семьи. В качестве своего дома у воды он хотел видеть сооружение, которое по площади примерно в три раза бы превышало заложенные в генплан курорта параметры. И тогда у Владимира Плоткина возникла идея создать дом, визуально распадающийся на три независимых объема. Между собой «корпуса» соединены тонкими остекленными переходами, которые на первый взгляд, особенно издалека, незаметны. Подобная уловка позволила соблюсти предписания регламента и при этом спроектировать дом, полностью удовлетворяющий требования заказчика. В том числе, кстати, и по функциональным зонам – заказчик хотел, чтобы «родительская» и «детская» половины были отделены друг от друга, а в качестве своеобразного буфера выступала общественная зона (двусветное пространство гостиной). «Кроме того, у нас появился определенный люфт по площади. Когда мы проектировали одинарный домик, то, конечно, выбирали площадь до последнего квадратного сантиметра, и это неизбежно диктовало нам форму параллелепипеда, – рассказывает Владимир Плоткин. – Когда же в нашем распоряжении оказалось три объема, появилась возможность поиграть с формой хотя бы одного из них».
И если крайние дома, родительский и детский, в плане действительно максимально приближены к прямоугольникам, то «длинные» стороны центрального объема закруглены и образуют очень пластичные дуги. Впрочем, Плоткин скромничает: и жилые части не являются банальными параллелепипедами. Родительский дом, с которого, собственно, и начиналась работа над этим проектом, составлен из двух пар параллелепипедов, между которыми размещена прозрачная прослойка, реализованная с помощью выполненных на заказ уникальных семиметровых стеклопакетов. В каждой из пар, в свою очередь, объемы смещены относительно друг друга по горизонтали, благодаря чему на обоих главных фасадах (уличном и обращенном к воде) возникают эффектные консоли. Заданный с их помощью динамизм многократно усиливается за счет использования контрастных материалов – черного полированного камня и натурального дерева. Подобная палитра неизбежно рождает ассоциации с шахматной доской, и архитекторам очень хотелось, чтобы оконные проемы не нарушали этот образ, поэтому в тон камню подобрано тонированное стекло, а окна на светлых «клетках» спрятаны за «жалюзи» из тонкой деревянной рейки.
Дом, предназначенный для детей, гораздо больше приближен к параллелепипеду, но и здесь архитекторы нашли место для деликатного пластического маневра: одна из спален, основные окна которой обращены к улице, имеет узкий треугольный эркер, благодаря которому также получает и вид на водную гладь Клязьминского водохранилища. Центральный белый корпус, в свою очередь, к улице обращен практически глухим фасадом, а на воду раскрыт огромными квадратами окон.
Тема двухцветного фасада активно развита в интерьере: облицованным камнем объемам соответствуют помещения, оформленные в черном цвете (очень стильно, например, смотрится выполненная в такой «готичной» стилистике ванная), а комнаты в деревянных блоках отделаны, соответственно, в мягкой палитре натуральных оттенков дерева. Как нетрудно догадаться, двусветная гостиная стала белоснежной: белыми здесь являются не только потолок, стены и мебель, но даже паркет.
Таким образом, дом, архитектурный образ которого построен на сочетании трех равноправных частей (каменной, деревянной, стеклянной), затем и сам стал третью проектируемого комплекса, подсказав своим авторам идею трехчастной композиции, состоящей из контрастных, но соразмерных и потому органично дополняющих друг друга элементов.
Автор текста: Анна Мартовицкая
]]>http://agency.archi.ru/]]>