Вы здесь

Водно-энергетический потенциал Таджикистана и его выгоды для региона

Таджикистан – это страна гор и рек, 93% его территории составляют горы. На душу населения приходится всего 0,10 га орошаемых земель. Самое сокровенное богатство республики – ее реки и озера, имеющие системно-ледниковое питание. 

На территории страны формируется в среднем 64 км3 водного стока из общего среднемноголетнего объема бассейна Аральского моря в 115 км3. С учетом реки Сырдарьи, сток которой формируется в Кыргызстане, протекающий по территории Таджикистана, сток равен около 80 км3. При формировании более половины водных ресурсов на своей территории, Таджикистан использует около 10% общего стока: 15,4% стока рек бассейна Амударьи и 7,8% стока Сырдарьи. 
 
В процентном отношении, в пределах Таджикистана формируется приблизительно 55,4% общего стока бассейна Аральского моря, в Кыргызстане - 25,3%, в Узбекистане - 7,6%, в Казахстане - 3,9%, в Туркменистане – 2,4%, на территории Афганистана, Китая и Пакистана -5,4%.
 
На основе выделенных лимитов советского периода, из стока реки Сырдарья Узбекистан использует 50,5%, Казахстан 42%, Таджикистан 7% и Кыргызстан 0,5%, а из стока же реки Амударья выделены Узбекистану 42,2%, Туркменистану 42,3%, Таджикистану 15,2%, Кыргызстану 0,3% водных ресурсов.
 
История становления стран Центральной Азии в период независимости показывает, что Таджикистан реально был и остается одним из основных инициаторов действий по рациональному и эффективному использованию, интегрированному управлению водными ресурсами региона. Об этом в первую очередь свидетельствуют многочисленные инициативы Президента страны, проведенные форумы, международные конференции, круглые столы и другие мероприятия по водным вопросам.
 
Известно, что в последние годы Таджикистан выступает с позитивными инициативами на международном уровне по водно-энергетическим проблемам, которые поддержаны мировым сообществом.
 
Так, по инициативе Таджикистана 2005-2015 годы провозглашены Организацией Объединенных Наций Международным десятилетием действий «Вода для жизни». В целях реализации данной программы Генеральная Ассамблея ООН 24 ноября 2010 года приняла Резолюцию Об объявлении 2013 года Международным годом водного сотрудничества и в марте т.г. в Марселе (Франция) пройдет шестой всемирный водный Форум (8-9 июня 2010 года Форум проходил в Душанбе).
 
По данному вопросу Таджикистан также поддерживают члены евро-пейского парламента. Так, например, Президент межпарламентской группы Европарламента по изменению климата, биоразнообразию и устойчивому развитию Струан Стивенсон побывав в июне 2011 года в Таджикистане, после встреч с Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном, руководством других министерств ведомств, посещения Рогуна дал оценку Таджикистану как лидеру в управлении водными ресурсами в Центральной Азии. 
 
Руководство страны, правительство ведет открытую и прозрачную политику в решении всех вопросов, касаемых Рогунской ГЭС. В настоящее время в республике идут исследования Всемирного банка по оценке технического обоснования строительства этой гидроэлектростанции.
 
По данным Научно-информационного центра Международной Координационной Водохозяйственной Комиссии (НИЦ МКВК), средний показатель удельного водопотребления в мире составляет 700 м3/человек/год, тогда как этот показатель на уровне 2003 г. состав¬ляет для Узбекистана - 2594, Туркменистана - 4044, Таджикистана -1843, Кыргыстана-1371 и Казахстана – 1943 м3/человек/год. 
 
Таким образом, обладая большим потенциалом водных ресурсов, приоритетным направлением Таджикистан считает развитие гидроэнергетики, так как страна не располагает достаточными ресурсами углеводородных источников энергии.
 
Гидроэнергетика является единственным источником обеспечения населения и экономики энергией. Этой отрасли принадлежит ведущая роль в социально-экономическом развитии Таджикистана. Вопросы развития энергетики Таджикистана, включающих строительство как крупных, так и средних и малых гидроэнергетических объектов, являются не только экономически актуальными, но и жизненно важными, играющими ключевую роль в сохранении независимости и снижении уровня бедности в стране, создающий условия для развития человеческого потенциала через доступ к нормально функционирующим секторам экономики, жилищно-коммунальным и санитарно-гигиеническим услугам и др.
 
Таджикистан, занимая восьмое место в мире по запасам гидроэнергоресурсов, из потенциально возможных к освоению 527 млрд. кВт ч. использует всего около 16-17 млрд. кВт ч. (менее 5%). Подсчитано, что в настоящее время от полумиллиона до более одного миллиона из 7,1 млн. населения Таджикистана не имеют доступа к адекватному энергоснабжению.
 
Ежегодная потребность Таджикистана в электроэнергии составляет 22-24 млрд. кВт ч. Дефицит в 5 млрд. кВт ч. образуется в основном в зимний период, в то время как летом производство электроэнергии в стране превышает собственные потребности на 1,5 млрд. кВт ч. В советское время эти излишки электроэнергии поступали в единую энергосеть стран Центральной Азии и в зимнее время возвращались в Таджикистан. Главным принципом успешного существования данной схемы считалось возмещение услуг за регулирование стока в целях ирригации в летнее время, компенсация недовыработанной электроэнергии в осенне-зимний период и покрытие ежегодных ущербов от затопления и подтопления в странах верховья, путем равноценных поставок тепло- и энергоресурсов из стран низовья. Такой принцип компенсации был разумным и справедливым – обеспечивал энергоснабжение Таджикистана в зимнее время и бесперебойное водоснабжение стран низовья в летнее время. 
 
Исходя из этого, Таджикистан придает исключительное значение обес-печению энергетической безопасности путем завершения строительства Ро-гунской ГЭС, а также строительства ряда других гидроэлектростанций.
 
Согласно проекту, Рогунская ГЭС представляет собой ГЭС приплотинного типа с высотной (335 м) каменно-набросной плотиной. 
 
Проектная мощность ГЭС — 3600 МВт, среднегодовая выработка — 13,1 млрд.кВт.ч. Плотина ГЭС образует крупное Рогунское водохранилище полным объёмом 13,3 км³ и полезным объёмом 10,3 км³. Водохранилище планируется использовать как в энергетических, так и в ирригационных целях. Строительство ГЭС планируется осуществить в несколько этапов, мощность первой очереди должна составить 400 МВт при среднегодовой выработке 5 млрд.кВт.ч.
 
Рогунская ГЭС спроектирована институтом «Средазгидропроект» (Ташкент), в настоящее время ГЭС корректируется российским институтом «Гидропроект». Проектировщики заявляют о безопасности плотины, в частности о том, что ее конструкция сейсмоустойчива. А для защиты отложений каменной соли от размывов запланированы специальные мероприятия. Дело в том, что подготовительный период строительства ГЭС был начат в 1976 году и тогда гидростроители нашли надежное решение возможных рисков. Предусматривалась проходка 63 километров туннелей. Для борьбы с солевыми проявлениями по проекту предусмотрено использование специальной технологии обеспечивающей надежный уровень безопасности, т.е. для компенсации давления воды водохранилища в пласт будет подаваться насыщенный раствор соли. Чтобы построить надежную плотину, которая не боится мощных землетрясений, решили сделать тело плотины со сложной структурой из суглинка, галечника и камней.
 
Следует отметить, что страны низовья сегодня опасаются, что при строительстве водохранилища будет допущено снижение объемов стока в низовьях реки Амударьи и изменены режимы водораспределения, что, по их мнению, нанесет существенный ущерб странам, расположенным ниже по течению. Данные утверждения не соответствуют действительности. По проекту намечается, что наполнение Рогунского водохранилища будет осуществляться в течении 13-18 лет, почти незаметно для орошаемого земледелия стран нижнего течения. Влияние заполнения Рогунского водохранилища на сток реки Амударья составит не более 3-5%, что в 6-7 раз меньше значения природного маловодья в странах низовья. 
 
В соответствии со «Схемой» среднемноголетний сток Амударьи составляет 70 км3 в год, а река Вахш 20 км3, что составляет 25-28% от общего стока Амударьи. Доля Таджикистана по бассейну Амударья составляет 9,5 км3 и Таджикистан свободно может за счет своего лимита, без нанесения существенного влияния заполнить Рогунское водохранилище. Совместная работа Рогунской и Нурекской ГЭС создадут достаточные условия для обеспечения электроэнергией в зимнее время и обеспечения ирригации водой в странах низовья. Неразумно не использовать такие уникальные возможности, данные природой в целях благополучия народов региона. 
 
Очевидно, что строительство Рогунской ГЭС не несет угрозу экологической ситуации в регионе Центральной Азии. Наоборот, улучшая качество воды и регулируя часть стока реки Амударьи, она позволит осуществить с 90% обеспеченностью орошение земель бассейна Амударьи на площади 4,6 млн.га и дополнительно освоить более 480 тыс. га земель в странах низовья.
 
Практика показывает, что строительство каскада ГЭС и водохранилищ в странах верховья является эффективным способом сезонного и многолетнего накопления воды с целью обеспечения стран Центральной Азии в вегетационный период. Кроме того, гидросооружения, отвечающие всем современным международным инженерно-техническим требованиям, не представляют угрозу безопасности стран низовья. 
 
Именно благодаря таджикским гидротехническим сооружениям, странам низовья за нескольких десятилетий удалось избегать паводков и наводнений, резко расширить площади орошаемого земледелья. Если бы функционировали водохранилища Рогунской ГЭС на реке Вахш и Камбаратинской в Кыргызстане, на Сырдарье, то страны Центральной Азии столь остро не ощутили бы негативные последствия маловодья в ирригационные периоды 2001-2002гг. и 2008г.
 
На основе вышеизложенных аргументов и фактов, необходимо подчеркнуть следующее:
 
1. Республика Таджикистан на основе имеющихся научно–обоснованных документов и заключений международных экспертов доводит до сведения всех, что завершение строительства Рогунской ГЭС и строительство других гидроэнергетических сооружений на реках Таджикистана не нанесут ущерба странам низовья. Рогунский гидроузел изначально запроектирован для многолетнего регулирования стока реки Вахш. Совместно с Нурекским и Туямуюнским водохранилищами предназначен, в первую очередь, для орошаемого земледелия среднего и нижнего течения реки Амударья. Регулирование стока Рогунским водохранилищем позволит осуществить 90% обеспеченность орошения земель бассейна Амударьи на миллионах гектаров. Данное обстоятельство в дополнение позволяет компенсировать увеличение водозаборов Афганистаном при налаживании мирной жизни в этой стране. Режим попусков из Рогунского водохранилища будет осуществляться в соответст-вии с режимами, устанавливаемыми на заседаниях МКВК на основе консенсуса. 
 
2. Республика Таджикистан не является источником загрязнения и эко-логического бедствия бассейна Аральского моря. Известно, что кризис бассейна Аральского моря, является результатом недальновидной ирригационной политики времен, когда, в угоду хлопковой и продовольственной независимости, учитывая экономические выгоды от производства хлопка и риса, не были учтены возможные экологические последствия для региона. В результате экологический кризис и развал союза повлекли за собой сложные социально-экономические последствия на территории всех Центрально-азиатских государств и в нынешней ситуации страны региона не в силах справиться с ними без поддержки международных организаций и доноров. 
Орошаемые земли в Таджикистане относительно земель в странах низовья бассейна рек имеют хорошую природную дренированность и потому имеют высокий бонитет и генетически более здоровы. Возвратная (сбросная) вода из этих земель существенно меньше минерализована. Наибольшее увеличение минерализации воды происходит за пределами Таджикистана за счет сброса коллекторно-дренажных вод в среднем течении. 
 
3. Республика Таджикистан считает целесообразным участие всех заинтересованных государств в совместном освоении гидроэнергетического потенциала рек Таджикистана, о чем неоднократно было заявлено на различном уровне.
 4. При строительстве новых гидроэнергетических объектов Таджики-стан выстраивает свои интересы с интересами соседних государств согласно принципам Стокгольмской конференции ООН (1972г.), которые гласят, что «государства …имеют суверенное право эксплуатировать свои собственные ресурсы (вод) в соответствии с их собственной экологической политикой и ответственностью, будучи уверены, что эта деятельность внутри их юриспруденции и контроля не вызовет ущерба окружающей среде других государств или территориям вне их предела национальной юрисдикции». Республика Таджикистан не является участником Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992 года и Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 1997 года. Тем не менее, Таджикистан, уважая эти универсальные документы, использует их в качестве рекомендаций для использования в практике водопользования. 
 
5. Реализация гидроэнергетических проектов никоим образом не направлена против других государств и не несет угрозу экологической ситуации в регионе Центральной Азии. Озабоченность по поводу того, что строительство гидроэнергетических сооружений в Таджикистане приведет к ухудшению экологической системы и уменьшению водотока рек региона является безосновательной. Наоборот, при реализации проектов в области гидроэнергетики, Таджикистан сможет обеспечить соседние государства экологически безопасной и сравнительно дешёвой электроэнергией, улучшить качество воды в летнее время, а также организовать планомерное, регулируемое и эффективное использование водных ресурсов, в общих интересах. 
 
Таджикистан призывает все страны и международные организации при формировании своей позиции, связанной с водно-энергетическими проблемами Центральной Азии, признать право Республики Таджикистан на развитие и сохранение здоровья своего населения, принять во внимание тот факт, что в условиях отсутствия других видов топливно-энергетических ресурсов и дефицита электроэнергии в зимний период для Таджикистана исключительное значение приобретает строительство гидроэнергетических сооружений. Республика Таджикистан надеется на сотрудничество, взаимопонимание и поддержку со стороны соседних стран и международного сообщества в решении данной жизненно важной проблемы. 
В настоящее время инвестиционная нормативно-правовая база респуб-лики Таджикистан привлекательна для потенциальных инвесторов. 
 
Посольство Республики Таджикистан в Республике Беларусь приглашает все желающие страны и доноров принять участие в строительстве гидроэлектростанций в Таджикистане.
 
 
Посольство Республики Таджикистан в Республике Беларусь

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...