Судьбой было предначертано, чтобы главной в его творчестве стала дорога. Дорога как пространство, которое необходимо организовать, наделить содержанием, чувством, сделать его знаковым, символическим. Когда молодой архитектор в 1970-е годы – а тогда уже в обществе, науке, в теории архитектуры зрело именно такое понимание дороги – попытался заглянуть в глубь веков, то увидел, что Беларусь имеет богатую дорожную историю, очень интересную и своеобразную. Его увлекли идеи чудесных аллей, “крыжоў і каплічак”, совершенно удивительных малых форм, манила “непреходящая переходность далей”.
В общем, он влюбился в дорогу и в то, что с ней связано, раз и навсегда. Вначале преобладали эмоции: почему эта аллея так волнует, куда ведет и почему именно здесь? А потом, осознав, какой огромный многовековой человеческий труд стоит за этим (человек спрямлял тропинки, выводя их на большую дорогу, вдоль нее сажал прысады, ухаживал за ними, используя известные ему агротехнические приемы), почувствовал ту глубинную основу, которая, собственно, и подвигла его свои юношеские амбициозные устремления всецело отдать Дороге.
“Все мои ранние работы основаны на народной архитектуре, традиции которой имеют огромную культурно-эстетическую ценность. Старался и форму использовать народную, и материалы – дерево, бутовый камень, чтобы эти маленькие вещи “знітоўваліся” с пейзажем, были родственными, не чужеродными ему. Много лет отдал именно этому – созданию мира наших дорог”. Все его поиски, собственные опыты и зрелые работы нашли отражение-освещение в научных изысканиях, в книгах (только о дорогах 7 монографий!).
Дорогу как архитектурный объект, как гармоничное, цельное пространство Армен Сардаров начинал исследовать и “строить”, можно сказать, в одиночку. И в том, что сегодня этим занимается целый коллектив, большая заслуга первого “остепененного” дорожника: именно он разработал теорию архитектуры дорог, впервые в СССР защитил диссертацию на эту тему, создал архитектурно-дизайнерскую службу автомобильных дорог Беларуси.
Он любит дорогу как живое существо, и она воздает ему сторицей – ведь кто, как не дорога, может подарить-подсказать неповторимые сюжеты художнику? А Армен Сергеевич – самозабвенный, “апантаны” фотомастер, ищущий вдохновение в истории, архитектуре, природных и рукотворных ландшафтах. Его ностальгические фотозарисовки мы с удовольствием читаем в каждом номере нашего журнала.
Ни одна дорога немыслима без мостов и путепроводов. Есть они и в творчестве Армена Сардарова. Мост – сооружение символическое с изначально глубоким смыслом: соединение не только берегов, деревень, районов, но и людей. Логика страстей и истинность чувствования (по Пушкину), очевидно, помогали ему “управляться” с прозаическими на первый взгляд вещами: перильными ограждениями, парапетами, решением опор и пролетного строения, ритмом. А он через все это, как через плавную фуриическую линию, стремился к красоте, познанию ее и воссозданию. Во многих городах Беларуси – Минске, Витебске, Могилеве, Пинске – есть образцы его “мостового” творчества. Прекрасная ладья, приплывшая из далеких времен, стремительная чайка на парапете, вот-вот готовая взлететь, легкие конструкции в классическом либо хай-тековском исполнении, знаки-символы – это все прекрасные дополнения-обрамления, одухотворяющие столь фундаментальные строения.
1990-е годы. Пространство творческих исканий расширялось. В арсенал архитектора вошла объемная архитектура, “городская” тематика.
Работа в городе во многом отличается от работы на загородных дорогах. Здесь первостепенное значение приобретает архитектурная среда, гармонизация нового объекта с уже сложившейся ситуацией. Данный принцип реализован, например, при проектировании бульвара по ул. Ленина в Минске. Его архитектура использовала и продолжила традиции классицизма, характерного для этой части города. Новое урбанистическое окружение, наоборот, требует более современных форм, введения суперграфических приемов – и все это талантливо было осуществлено в решении подземных переходов на проспектах Победителей и Независимости, путепровода на Партизанском проспекте.
Активно работает Армен Сергеевич с интерьерами – Белорусское бистро на пр. Победителей, помещения в Министерстве транспорта, Министерстве иностранных дел и другие. Очень увлекает его работа со светом. Есть много индивидуальных светильников, которые он сам как дизайнер и разрабатывал: “Люблю свет и металл. Их сочетание рождает множество аллюзий, привносит нечто божественное в сияние-переливы, в то, что ты создал собственными руками”.
Большинство дизайнерских проектов Армена Сардарова связано с символикой. Достаточно сказать, что на всех машинах Беларуси присутствует его значок – эмблема Министерства транспорта. Много работ, связанных с дорогами: фирменный стиль, модели одежды. Знаки “Начало дорог Беларуси” и “Нулевой километр” на Центральной площади в Минске – тоже его творения.
“Для меня нет понятий “низкое”, “высокое”, нет разделения – вот эти функции дизайнера, а эти – архитектора. На принципах удобства, прочности и красоты должны мы строить окружающий мир. Явил же нам Господь свою, божью красоту: закат и рассвет, леса и моря, горы и реки. Именно в них кроется все самое жизненно важное. Среду искусственную мы тоже обязаны создавать по законам красоты. Искреннее стремление следовать замыслу Творца, воплотить задуманное так, чтобы это волновало людей, захватывало, что-то им напоминало, рождало ассоциации, – истинная цель моего творчества”.
Есть у Армена Сергеевича большие задумки в отношении ландшафтной архитектуры – работа с землей, природными формами, деревьями. Была попытка (при проектировании дороги на Национальный аэропорт) создать связь между искусственной и природной средой, что, хоть и не в полной мере, удалось осуществить. Сейчас архитектор с упоением трудится над проектом театра в Несвиже. Воздвигнуть здание, которое будто из земли “выросло”, корнями связано с природой, рельефом, со здешней архитектурой – в этом видит он главный смысл – и сверхзадачу – своей работы.
P.S. Армен Сардаров, профессионал и администратор, – человек неоднозначный. Прагматик, порой жесткий, непреклонный – и в то же время неисправимый романтик, наделенный даром находить прекрасное в любом проявлении жизни (“Всегда живой, всегда могучий, влюбленный в чары красоты”). “И жарким сердцем веря чуду”, он ищет его… и находит!
...Пусть вспыхнет радуга созвучий
Вам царством вечной красоты…
Н. Гумилев
Дорогами юбиляра прошлась
Валентина Мартинович