Вопрос развития образования в области архитектуры и строительства приобрел в последнее время заметную актуальность в связи со значительным ростом объемов жилищного строительства. Возникшая потребность в кадрах будет в ближайшей перспективе только нарастать, что обусловлено грандиозными планами, поставленными перед строительной отраслью Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Из всех областей Беларуси в наиболее сложной кадровой ситуации оказалась Гродненская – она единственная в республике не имеет собственного источника инженерных кадров для стройиндустрии. Традиционные механизмы кадрового обеспечения предприятий и организаций путем распределения выпускников вузов из других регионов применительно к Гродненской области оказались недостаточными в силу ряда причин, главной из которых является строительный бум в столице и других городах Беларуси, вызвавший в них рост собственных потребностей в инженерных кадрах. Многолетний опыт показывает, что в строительной отрасли заявки организаций Гродненщины по распределению молодых специалистов удовлетворяются не более чем на 40%. Это отрицательно сказывается на возможностях инновационного развития, поскольку перегруженность имеющихся кадров не позволяет в полной мере заниматься внедрением новых разработок, а эпизодически приезжающие из других регионов исследователи не могут комплексно решать проблемы инновационного развития предприятий стройиндустрии региона.
Очевидно, что по наиболее массовым специальностям должна быть налажена подготовка кадров на местах. Красноречивым подтверждением этого является развитие сельскохозяйственного производства в области, где во многом благодаря наличию кузницы кадров и источника научных разработок (Гродненского государственного аграрного университета) Гродненщина стала безусловным лидером в республике по растениеводству и животноводству.
Отсутствие технического вуза не может стать препятствием для развития технического образования. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности многопрофильных университетов, успешно сочетающих подготовку по широкому спектру разнопрофильных специальностей. Они широко распространены в Германии, Финляндии, Швеции, Турции и многих других странах. Элементы многопрофильности наблюдаются и во многих технических вузах Беларуси, в которых ведется подготовка не только по техническим, но и экономическим, юридическим или другим гуманитарным специальностям (БНТУ, БГТУ, БрГТУ, ПГУ, ГГТУ им. П.О. Сухого и др.).
В Гродно имеется значительный кадровый, методический и материально-технический потенциал в виде профильного инженерно-физического факультета и входящих в состав университета Гродненского технологического и Лидского технического колледжей. Их лабораторная база позволяет после определенного доукомплектования осуществлять учебный процесс по программам не только среднего, но и высшего образования. Учебный процесс на инженерно-физическом факультете по техническим специальностям осуществляют 12 докторов и 39 кандидатов наук. Имеется многолетний опыт совместной с Полоцким государственным университетом и Брестским государственным техническим университетом подготовки инженеров заочной формы обучения по специальностям “Промышленное и гражданское строительство” и “Тепло- и газоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна”.
В соответствии с поручением Гродненского облисполкома на основании разрешения Министерства образования в Гродненском государственном университете им. Янки Купалы были развернуты работы по подготовке инженеров-строителей по специальности “Промышленное и гражданское строительство”. В 2006 г. произведен первый набор на дневную форму обучения. Кроме того, свыше 400 человек обучаются на заочной форме с полным и сокращенным сроками обучения. В текущем году открывается новая специализация “Производство стеновых, отделочных и изоляционных материалов”.
Сложность этого плана в том, что при открытии новых технических специальностей надо учитывать не только спрос, но и возможности вуза и региона. И главная задача, решить которую необходимо на должном уровне в кратчайшие сроки, – обеспечение качества высшего образования.
Любому рабочему процессу (производственному, технологичному и т.д.) на начальной стадии предшествуют этапы планирования и проектирования, которые являются наиболее ответственными в выборе оптимального решения с позиций совокупной экономики ресурсов. На стадии плановых разработок учитываются общие экономические и социальные тенденции; на стадии проектирования детально предопределяются решения, которые обусловливают все затраты ресурсов.
Несмотря на некоторое своеобразие, учебный процесс в вузах, как и все рабочие производственные процессы, основан на взаимодействии рабочей силы, средств и предметов труда. Рабочую силу составляют преподаватели и учебно-вспомогательный персонал, средства труда – здания, оборудование и механизмы, информация и т.д.
Для полноценной подготовки современного специалиста необходимо комплексное ресурсное обеспечение, включающее в себя взаимосвязанные между собой средства труда (производственные мощности, техническое и информационное обеспечение) и кадровое обеспечение.
Работы в этом направлении носят системный характер. В ГрГУ им. Я. Купалы в декабре 2006 г. разработана и принята на заседании совета университета “Комплексная программа развития высшего и среднего специального образования в области техники и технологии, архитектуры и строительства”. После ее подробного рассмотрения и одобрения облисполкомом в марте 2007 г. начата реализация в тесном сотрудничестве с органами власти, предприятиями и организациями области.
В настоящее время университету передан 7-этажный административно-производственный корпус Гродненского завода автомобильных агрегатов (рис. 1). В нем удачно сочетаются помещения, необходимые для создания поточных и групповых аудиторий, учебных и научных лабораторий, испытательного цеха и вспомогательных подразделений. Полная площадь корпуса – 5280 м2, основная – 3742 м2. Нижние этажи представляют собой производственные цеха с крановым оборудованием, что дает прекрасную возможность использовать данное пространство для создания испытательно-лабораторного комплекса, включающего в себя лаборатории строительных материалов и конструкций и позволяющего проводить лабораторные испытания большеразмерных конструкций. На 3-м этаже предполагается размещение центрального входа в корпус (рис. 2), холла, гардероба, технической библиотеки, кафе-бара.
Весьма актуально создание современного лекционного зала, обусловленное сегодняшними требованиями к методике преподавания, развитию инновационных технологий. Хотя предложенный вариант реконструкции является студенческой разработкой, она вполне заслуживает внимания. И, конечно, требует тщательной проработки, детального обследования здания, разработки проектной документации его реконструкции. Воплощение данной идеи позволит решить две задачи: улучшить архитектурный облик, снять проблему лифтового обслуживания.
В ходе преобразования заводского здания в учебно-лабораторный корпус для новых специальностей выполнены работы по ремонту, оснащению мебелью, оргтехникой, учебным и научным оборудованием. 11 февраля 2008 г. в помещениях начался учебный процесс. На открытии корпуса присутствовали мэр Гродно, представители облисполкома, Ленинского района города и многие руководители проектных и строительных организаций области, заинтересованные в получении специалистов из учебного заведения. В частности ОАО “Институт Гродногражданпроект”, “Гроднопромстрой”, “Гродножилстрой”, “Гроднооблсельстрой”, “Красносельскстройматериалы”, оценив проделанную работу и проанализировав реальность планов развития специальности, пообещали спонсорскую помощь на покупку оборудования и техники, а директор Гродногражданпроекта В.И. Дешко предложил создать в институте филиал кафедры архитектуры.
Кадровый вопрос является основным в ресурсном обеспечении. В июле 2007 г. создана кафедра “Строительные материалы и конструкции”, в штате в настоящий момент 10 преподавателей (2 доктора технических наук, 5 кандидатов технических наук, 3 преподавателя-стажера) и 3 сотрудника учебно-вспомогательного персонала. Следует отметить, что 80% штатных сотрудников кафедры – приглашенные специалисты со всей республики (Гомеля, Новополоцка, Бреста, Минска). Университет предоставил им в установленном порядке общежитие квартирного типа. Для повышения квалификации молодые специалисты направлены в целевую аспирантуру Брестского государственного технического университета. В дальнейшем предполагается приглашать высококвалифицированные кадры (к.т.н, д.т.н) только по основным направлениям, с прицелом на формирование научно-педагогических школ, подготовку собственных специалистов высшей научной квалификации через магистратуру, аспирантуру.
За год существования кафедры преподавателями проделана огромная работа: оборудованы лаборатория механики, геодезии, кабинет архитектуры, компьютерный класс, закуплены техническая и нормативная литература, электронная база нормативной документации “Стройдокумент”, разработаны методические материалы по всем дисциплинам текущего года. Подготовлено все, чтобы на данном этапе вести учебный процесс на должном современном уровне.
Основная часть капиталовложений направляется на оснащение профильных лабораторий современным оборудованием, перечень которого, а также ценовой диапазон и фирмы-поставщики установлены. Определяющими факторами при выборе приборов являлись их соответствие нормативной документации – включение в ГОСТ или СТБ на испытание, в реестр Республики Беларусь. Такое оснащение дает некоторые преимущества перед другими вузами страны, в которых приобретенное много лет назад оборудование на данный момент морально устарело или находится в неудовлетворительном состоянии.
Разработана и реализуется программа поэтапной закупки приборов и оборудования, литературы, оргтехники, оснащения лабораторий, кадрового обеспечения учебного процесса. Первый этап (до 31.12.2007) предполагал первоочередные закупки оборудования на период для проведения учебного процесса по инженерной геодезии и строительным материалам, приобретение учебной и научной литературы по дисциплинам, изучаемым в 3-м и 4-м семестрах, модернизацию лекционного зала с установкой мультимедийного оборудования, оснащение 2 компьютерных классов и учебно-методического кабинета. Второй этап (до 01.07.2008) предусматривает приобретение приборов для проведения учебной практики по геодезии, оснащение лабораторий механики грунтов, гидравлики и технологии бетонов, литературы по дисциплинам 5-го и 6-го семестров, ремонт и оснащение испытательно-лабораторного цеха, приглашение специалистов по специальным дисциплинам 3-го курса, структурную реорганизацию факультета. На третьем этапе (до 31.12.2008) планируются закупки оборудования для оснащения лаборатории строительных конструкций, литературы по дисциплинам 7-го и 8-го семестров, приглашение специалистов по дисциплинам профиля “Строительные конструкции”; на заключительном (до 01.07.2009) – дооснащение лабораторий строительных конструкций, приобретение литературы по дисциплинам 9-го семестра, образование кафедр “Архитектура и строительные конструкции” и “Строительное производство”.
Для развития материальной базы планируется использовать не только собственные средства университета, но также финансы инновационного фонда облисполкома и спонсорскую помощь заинтересованных организаций и предприятий строительной отрасли. Так, в настоящий момент идет процесс закупки оборудования и приборов для лабораторий строительных материалов (прессы, разрывные машины и др.). Огромную поддержку и помощь оказывает на этом этапе облисполком: выделено из инновационного фонда более 600 млн рублей.
Определены комплекты и размещены заказы на приобретение учебной и научной литературы по дисциплинам строительного профиля, произведены закупки на сумму свыше 56 млн руб. Для обеспечения нормативными документами, необходимыми и востребованными техническими пособиями, справочниками, научно-технической литературой создан учебно-методический кабинет. Он предоставляет возможность пользоваться нормативной и технической литературой и электронными вариантами нормативной базы, учебно-методическим комплексом по дисциплинам, включающим в себя паспорт дисциплины (рабочую программу, исходные данные по курсовому проекту или работе), информационным блоком (конспект лекций, планы и методические указания по практическим и лабораторным занятиям, курсовому проектированию, литература, дополнительная информация) и блоком контроля (вопросы для подготовки к экзамену, промежуточные тесты). Электронный вариант учебно-методического комплекса позволяет оперативно наполнять его на начальных этапах и постоянно совершенствовать за счет ввода новой информации преподавателем.
Создание совместных учебно-научно-производственных центров с предприятиями и организациями одновременно обеспечивает приближение учебного процесса к производству, возможность привлечения высококвалифицированных специалистов к руководству курсовым и дипломным проектированием, более полной увязке тематики курсовых и дипломных проектов с проблематикой предприятий. Достигнуты договоренности с ОАО “СМТ № 30” и “Гродножилстрой”, РСП “Энергостройремонт” об использовании их базы и кадров для организации учебного процесса при проведении практик, выполнения студентами лабораторных работ. При этом учитывается богатый опыт сотрудничества с ОАО “Белкард” в части создания совместных подразделений (лаборатория “Уникард”, филиал кафедры “Материаловедение и ресурсосберегающие технологии”), выполнения исследований и разработок, подготовки кадров высшей научной квалификации для нужд производства, патентной защиты новых технических решений.
В апреле 2008 г. на базе Гродненского университета состоялся научно-методический семинар “Технологии повышения качества подготовки инженеров-строителей”, в ходе которого наши преподаватели, коллеги из Полоцкого государственного университета, Брестского государственного технического университета, руководители строительных и проектных организаций области обменялись накопленным опытом, перспективными планами. Участники семинара с интересом ознакомились с работой инженерно-физического факультета по открытию и становлению новых специальностей, процессом обучения, новым учебно-лабораторным корпусом.
Постоянная финансовая и организационная поддержка со стороны ректората, Гродненского областного исполнительного комитета, активное участие предприятий региона вселяют уверенность и надежду в то, что процесс становления новых инженерных специальностей в университете пройдет успешно.