Вы здесь

Первая Московская биеннале архитектуры

Лозунг 1-й Московской биеннале архитектуры “Как жить” (без знаков препинания) подразумевает неоднозначное толкование. Тему ее – массовое социальное жилье – задал куратор мероприятия Барт Голдхоорн – голландский архитектор, работающий сегодня в Москве и Амстердаме, основатель, издатель, соиздатель и главный редактор ведущих профессиональных архитектурных изданий на территории СНГ: “Проект Россия”, “Проект Интернэшнл”, “Проект Классика”. Особенность этой биеннале и в том, что Барт Голдхоорн лично отобрал и пригласил 15 архитекторов, в то время как принято приглашать страну, которая сама выбирает своих кандидатов и ищет финансирование.

 

 Тема строительства массового жилья является особенно актуальной для стран с высокой плотностью населения, вероятно, поэтому большинство гостей-участников приглашены из Европы и Японии.

Мероприятия биеннале и 13-й АрхМосквы проходили одновременно на трех площадках: Центральный дом художника (ЦДХ), Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева (МУАР).

Программа включала пресс-конференции организаторов, лекционный курс участников, инсталляции, экспозиции, представленные на плакатах, проекциях и макетах. Особенно запомнилась инсталляция с визуально-звуковым сопровождением, расположенная в одном из залов ЦДХ. Проект был посвящен теме убывающих городов и заявлял о начале постурбанистической эпохи в России. Свободные от плакатов стены беспрерывно заполнялись видеосюжетами.

Выставка в ЦДХ была преисполнена идеями гуманности и демократичности. То же можно сказать и об атмосфере, царившей в выставочных павильонах. Например, в одном из залов на полу лежали огромные бесформенные кресла-лежанки для отдыха, позволявшие и в таком официальном месте почувствовать себя как дома.

В ЦДХ мне посчастливилось посетить три мастер-класса архитекторов с мировым именем. Это Андреас Педерсен, BIG Architects, Дания; Рок Омэн, OFIS Architects, Словения; Рикен Ямамото, Yamamoto & Field Shop, Япония.

Андреас Педерсен представляет датскую группу “BIG Architects”. Это молодое бюро, основанное в 2001 г. в Копенгагене, до 2005 г. известное под названием PLOT. Штат насчитывает 85 архитекторов, дизайнеров и теоретиков, которые работают в области архитектуры и урбанистики и ведут собственные научные исследования. Для их творчества характерны смелые эксперименты с формообразованием и структурой зданий.

Среди представленных им во время мастер-класса проектов – The Clover Block – жилой комплекс с доступным жильем на 3 тысячи квартир по заказу мэрии Копенгагена. Участок – небольшое зеленое поле в центре города, где до войны находился аэропорт, а сегодня – тренировочные поля футбольных клубов. Андреас Педерсен заявил, что застраивать этот ценный для города зеленый островок было бы профессиональным самоубийством для BIG. Вместо этого предложено выкупить полоску земли шириной в 20 м и “пройти” зданием по контуру участка. Таким образом, получилось 3-километровое здание-лента с меняющимся волнообразным силуэтом. Здание не замыкается, оставляя доступной зеленую зону для горожан. В нем и разместились требуемые 3 тысячи квартир. Такое нестандартное решение вызвало много споров и дискуссий, которые не закончились до сих пор.

Следующий проект бюро BIG – отель с конференц-залом для аэропорта Арланда в Швеции по заказу шведского правительства, где при помощи разрезки окон и балконов на фасадах были изображены портреты принцессы Виктории и ее младшей сестры Мадлен. Решение оказалось столь выразительным, что через некоторое время BIG получила заказ на реализацию подобной идеи с портретами шейхов Мухаммеда и Халифа в Персидском заливе.

Андреас Педерсен представил в эффектной визуализации еще один крупный азиатский проект для зоны Персидского залива. По его словам, BIG решило отказаться от той архитектуры, которая сегодня возводится в Персидском заливе, так как все это уже было построено в начале 1970-х гг. в США. К тому же в условиях местного жаркого климата архитектура такого типа ненадежна из-за огромной массы кондиционеров, в то время как традиционная архитектура функционирует без электричества. В основе комплекса пять перевернутых башен – типичных американских небоскребов, соединенных между собой в верхних уровнях. Таким образом создается защищенная от солнца и хорошо проветриваемая комфортная городская среда. Внизу между башнями – пространство для движения транспорта и пешеходов. На слайде Андреас Педерсен показал сочетание многообразных арочных, колонных и куполообразных форм дворца Альгамбра в Гранаде как наглядный прототип формообразования из традиционной арабской архитектуры. Этот проект демонстрирует, как можно смело и нестандартно решать архитектурные задачи в условиях разных культур и разного климата.

Архитектура BIG Architects воплощает сумасшедшие идеи авангарда, навеянные философией, а также обаянием формального потенциала компьютерной визуализации, при этом они жизнеспособны за счет умения создавать предсказуемые коробки высокого стандарта. Авторы сами определили свои работы как прагматичную утопическую архитектуру, которая втиснута между радикальностью и действительностью, – интересное сочетание прагматизма и идеализма.

Лекция BIG оказалась самой эффектной и зрелищной, своими проектами выходящей за рамки биеннале.

Следующий мастер-класс представил известный японский архитектор
Рикен Ямамото. Один из презентируемых проектов – крупный жилой комплекс Shinonome Canal Court, расположенный в центральной части Токио в районе, плотно застроенном промышленными объектами. Задача, поставленная заказчиком: изменить негативный имидж промзоны для создания комфортной среды проживания, – успешно решена Рикеном Ямамото. Комплекс состоит из 10- и 14-этажных модульных корпусов на двухъярусной платформе с полным функциональным набором необходимой инфраструктуры, разрезанной S-образной улицей. Жилые корпуса имеют двухэтажные сквозные отверстия, рассыпанные по фасаду таким образом, что из каждой квартиры есть выход на общую террасу, объединяющую восемь квартир. Такой прием позволяет увеличить ограниченное пространство жилых единиц SOHO (small office/home office) – небольших жилых ячеек – квартир-офисов, которые представляют особый интерес. Особенность SOHO – в комбинировании жилой и офисной функции в одном пространстве. Идея Рикена Ямамото – увеличить потенциал коллективного жилья, помещая функцию офиса в это жилье, тем самым создавая связь с внешней средой. Площадь одной жилой ячейки составляет 55 м2. Для большего раскрытия пространства жилища во внутренних перегородках использован прозрачный материал. Спальня и гостиная-офис освещаются через санузел и кухню, которые вынесены на световой фронт. Вход в квартиру имеет витрину во всю высоту помещения со стеклянной дверью, демонстрируя домашний офис. Таким образом, общий коридор этажа получает дополнительный естественный свет из жилой ячейки.

Еще один интересный проект Рикена Ямамото – “Алюминиевый дом”. Это модульный двухэтажный дом SOHO общей площадью 106,5 м2, разработанный для массового применения. Он полностью состоит из алюминия и стекла, включая мебель. Идея – повторное использование алюминия (стоимость его составляет всего 3% от добываемого). Рикен Ямамото разработал сборную модульную ячеистую конструкцию несущих стен. Они состоят из прозрачных ячеистых прямоугольных панелей с заполнением перекрещенными диагональными алюминиевыми пластинами, гибко и надежно соединенными с оригинальным дизайном узла крепления по принципу замка. Такая конструкция стены имеет вес всего 13 кг/м2. Ее структура может быть декорирована любым другим материалом, элементами которого можно свободно варьировать, регулируя освещенность. Процесс сборки дома прост и технологичен и, по словам автора, занимает один месяц, включая фундамент.

В конце лекции Рикен Ямамото подчеркнул, что архитекторы, изменив свои концепции в организации системы жилья, могут повлиять на социальную составляющую и значительно ее улучшить.

Архитекторы-участники биеннале показали неожиданно богатый спектр подходов и решений в проектировании массового жилья – темы, как принято считать, не слишком интересной для творчества архитектора. Все представленные проекты заслуживают пристального внимания и изучения для раскрепощения творческого мышления.

 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
2–3 октября город над Сожем принимал у себя гостей — участников Пятого национального фестиваля архитектуры “Гомель-2003”. В...
04.03.2004 / просмотров: [totalcount]
По сложившейся традиции большая часть юбилейных публикаций начинается с перечня высоких званий, титулов и регалий. Наверное, это и правильно, но не...