Прошедшая в cентябре акция студентов-архитекторов в детских садах Советского района “Студенты – детям” была традиционной — факультет давно и целенаправленно работает в этом направлении. Польза здесь очевидна – студенты имеют возможность реализовать свои замыслы, а дети могут не только общаться со студенческой молодежью, но и быть участниками процесса качественного изменения архитектурного пространства.
Одним из таких плодотворных начинаний является долгосрочное сотрудничество (с 1993 г.) архитектурного факультета с детским реабилитационно-оздоровительным центром “Надежда”, расположенным в Вилейском районе. В результате совместной работы “Надежда” превратилась в одно из красивейших и экологичных мест для реабилитации и оздоровления детей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В 2002–2004 гг. рабочей группой совместно с дирекцией при участии немецкой стороны была разработана “Концепция развития детских игровых площадок в ландшафтной среде” в рамках общей концепции развития центра. С немецкой стороны руководителем проекта выступила архитектор Сабина Крауз, с белорусской — декан архитектурного факультета Г.В. Полянская и заведующая кафедрой “Дизайн архитектурной среды” А.А. Литвинова.
Основная цель “Концепции...” состоит в комплексном подходе к развитию ребенка, позволяющем создать все условия для общения и коммуникабельности, развития двигательной активности, творчества и фантазии, ощущения себя в природе и преодолении препятствий, развития чувств равновесия и познания своего тела, повышения настроения, создания атмосферы захватывающей игры. Немаловажная роль в ее реализации принадлежит средствам архитектурно-дизайнерского проектирования, позволяющим органично вписать новые игровые комплексы в сложившуюся ландшафтную среду и реконструировать старые, используя возможности ландшафтного дизайна. С учетом вышеизложенного и велась работа по разработке и реализации проекта. Ассистент кафедры “Дизайн архитектурной среды” И.В. Болашева и студенты группы 111162 А. Грудинский, А. Донской, Л. Леснякова, А. Новоселов разработали эскизный проект “Леса приключений” для детей 10–14 лет и эскизные проекты площадок отдыха детей у спальных корпусов. Активное участие в обсуждении проектов принимала Сабина Крауз, специализирующаяся в области ландшафтного дизайна и оборудования детских игровых комплексов. Принятие проекта для реализации происходило при непосредственной заинтересованности Астрид Зам, директора ДРОЦ “Надежда” В.А. Макушинского и заместителя директора П.П. Балаша. Поэтапно проект воплощается в жизнь. Выполнены работы по устройству волейбольной площадки, канатной подвесной дороги, качелей “шестигранник”, “гнездо”, “баланс”, игровой горки у школы.
Кроме авторов в реализации идей приняли участие студенты первого курса группы 111153 П. Бойков, Ю. Григорчук, К. Козакова, А. Шкред. Надо отметить, что строительные и ландшафтные работы велись совместно с немецкими участниками проекта С. Краузе, М. Вагнером, С. Йохимсмайером, Б. Драйцентером, В. Хорке — волонтерами, безвозмездно оказывающими помощь центру. Такое сотрудничество принесло много пользы для всех, а главное — немецкие коллеги увидели, что будущим белорусским архитекторам не безразличны социальные проблемы общества. Между отдыхом и работой студенты провели мастер-классы для детей по творческим дисциплинам.
Этим же летом, в связи с празднованием 10-летия ДРОЦ “Надежда”, были разработаны и реализованы интерьеры фойе спальных корпусов, фойе школы, музея “Надежда-XXI век”. Студенты группы 111161 А. Агатий, А. Довнар, Н. Домрачев, С. Кравченко, В. Кузьменков, Н. Михаленко, Е. Попков, С. Сафронов, Г. Хапанцев, Г. Юрковец и студентка группы 111120 С. Чадеева под руководством А.А. Литвиновой и Г.В. Полянской разработали интерьеры, а во время практики выполнили их.
В рамках дипломного проектирования (студент кафедры “Дизайн архитектурной среды” С. Шейченко, руководитель А.А. Литвинова) была разработана дизайн-концепция информационно-визуальной системы и системы ночной ориентации “Надежда-компас” внутреннего и внешнего пространства ДРОЦ “Надежда”. Следует сказать, что такой комплексный подход к созданию сбалансированной, визуально-комфортной, информационно достаточной и в то же время эстетически привлекательной архитектурной среды выполнен впервые не только в рамках дипломного проектирования, но и вообще в республике. На Международном смотре- конкурсе лучших дипломных проектов, проходившем в сентябре 2004 г. в Волгограде, эта работа удостоена диплоа I степени и диплома МСД. Надеемся, что поэтапно проект будет осуществлен, и дети получат новую архитектурную среду, позволяющую им реализовывать свои возможности и потребности и просто радоваться синему небу, зеленой траве и теплоте, исходящей от взрослых людей.