Новое в законодательстве, регулирующем размещение заказов в строительстве

В законодательство, регулирующее основания и порядок проведения подрядных торгов (переговоров) в строительстве, в связи с принятием ряда нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и управления строительной отраслью, изъятия и предоставления земельных участков для строительства, внесены существенные изменения. Их цель – сокращение сроков реализации инвестиционных проектов, повышение эффективности вложения инвестиций в строительство, а также качественного уровня конкурсного размещения отдельных видов заказов.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676 “О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования”1, в частности подпунктом 2.1 пункта 2, внесен ряд изменений и дополнений в основания обязательности проведения подрядных торгов в строительстве, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 “О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь”2.

Согласно документу, исключается обязательность организации подрядных торгов на строительство объектов, в отношении которых вводится особый порядок их размещения. Это, как правило, особо важные для страны сооружения, соответствующие решения по которым принимаются главой государства. Они содержат повышенные требования к реализации данных инвестиционных проектов и определяют конкретных исполнителей, способных возвести данные объекты.

Отменена необходимость проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство жилых домов по типовым проектам и повторно применяемым индивидуальным проектам, строящихся в основном для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в сельскохозяйственных организациях. В настоящее время возведение жилья данной категории будет осуществляться в соответствии с двух и пятилетними планами финансирования, проектирования и строительства, утвержденными облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с соответствующими республиканскими органами государственного управления. Данная работа проводится во исполнение заданий Президента Республики Беларусь по вводу в эксплуатацию в 2006–2010 гг. жилых домов для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также обеспечению жилищного строительства в сельской местности в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 гг.

Признан нецелесообразным конкурсный выбор подрядных организаций для выполнения аварийноспасательных и других неотложных строительных работ, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Проведение генеральными подрядными организациями торгов по выбору субподрядчиков для выполнения отдельных видов специальных строительных и проектных работ не является обязательным. Их выбор на торгах производится в случаях, если это определено договором подряда (государственным контрактом), заключенным заказчиком и генеральным подрядчиком.

Существующие объективные сложности в закупке для строительства отдельных товаров, изготавливаемых отечественными производителями, но являющихся дефицитными, то есть приобретаемыми по установленной квоте (цемент, щебень, минеральная вата, стекло, арматура, горючесмазочные материалы и нефтебитум), привели к тому, что в отношении их торги становились формальностью. Поэтому принято решение включить подобные товары в Перечень, утверждаемый Советом Министров, и исключить обязательность их закупки на торгах.

Не обязательно конкурсное размещение заказов в случаях, если торги, проведенные в установленном порядке не менее двух раз, признаны несостоявшимися изза отсутствия необходимого количества претендентов. Повторное их объявление нецелесообразно и влечет за собой (изза участия в них только одного претендента) лишь увеличение сроков реализации инвестиционных проектов и стоимости строительства.

Порядок размещения вышеперечисленных заказов в строительстве определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 224 “О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676”3. В частности, пунктом 10 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 2354 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 224), установлено, что размещение указанных выше товаров, работ, услуг осуществляется на переговорах.

Изменен порядок размещения заказов и по некоторым другим объектам строительства. В частности, расширен круг объектов, заказы по которым размещаются только на закрытых торгах. Это вызвано спецификой отдельных отраслей хозяйствования, таких, как нефтеперерабатывающая, железнодорожная, энергетическая. Так, Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 224) предусмотрено, что помимо заказов по объектам строительства специального назначения теперь на закрытых торгах размещаются заказы по:

– взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории действующих предприятий и связанным с непрерывным производственным циклом;

– объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация железнодорожных путей, переустройство и ремонт железнодорожных путей);

– объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах.

В новой редакции Положения уточнен порядок приобретения товаров, необходимых для строительства. Установлено, что действие данного документа не распространяется на закупку товаров, включенных в Перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах ОАО “Белорусская универсальная товарная биржа”. Их приобретение осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 “О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах”5.

Размещение заказов на приобретение товаров, включенных в Перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением конкурсов и подлежат согласованию с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 1629 “О некоторых вопросах осуществления закупок товаров и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382”6, необходимо производить по согласованию этих товаров с указанной выше Комиссией.

Для защиты отечественных проектноизыскательских, строительных, инженерных организаций, а также поставщиков, предлагающих товары, произведенные в Беларуси, Положением предусмотрена преференциальная поправка в виде уменьшения на 15 % их цены при оценке конкурсных предложений по отношению к цене конкурсного предложения претендентов, предлагающих товары, работы, услуги иностранного происхождения.

Кроме того, в Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235, внесены и другие нормы, уточняющие отдельные понятия, правовые положения, регламентирующие перечень разрешительных документов, при наличии которых организатор торгов может их объявить.

Перечисленные выше изменения и дополнения призваны оптимизировать организацию и проведение подрядных торгов в строительстве и снять ряд возникающих у практических работников вопросов в ходе их исполнения.

Следует также сказать о том, что Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676 “О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования” Совету Министров было поручено создать Межведомственную комиссию по проведению подрядных торгов на строительство, определив ее полномочия. Положение о деятельности и персональный состав Межведомственной комиссии Совет Министров утвердил постановлением № 224.

Согласно документу, основными ее задачами являются координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по выработке единой методологии в области организации и проведения подрядных торгов в строительстве, по повышению их эффективности.

Комиссия вправе наряду с другими полномочиями рассматривать жалобы претендентов, возникающие до заключения договоров (государственных контрактов) по результатам торгов при размещении заказов на строительство объектов стоимостью более 100 000 базовых величин, а также вносить предложения об отмене результатов торгов до заключения договоров (государственных контрактов).

Таким образом, изменения и дополнения законодательства в части размещения заказов в строительстве, на наш взгляд, направлены на усовершенствование организации и проведения подрядных торгов (переговоров), развитие конкурентной среды в строительной отрасли.

 

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 189, 1/8097.
2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 23, 1/6218.
3 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 42, 5/15702.
4 Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2003 г., № 652 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 42, 5/15702).
5 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 103, 5/14395.
6 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 142, 5/13525.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 42, 5/15702. Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2003 г., № 652 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 42, 5/15702). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 103, 5/14395. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 142, 5/13525. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 189, 1/8097. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 23, 1/6218. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 42, 5/15702. Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2003 г., № 652 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 42, 5/15702). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 103, 5/14395. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 142, 5/13525.


 

 

 

 

Читайте также
27.12.2004 / просмотров: [totalcount]
Заслуженный архитектор Республики Беларусь Лауреат государственной премии РБ Академик Белорусской академии архитектуры Член-корреспондент...
16.09.2005 / просмотров: [totalcount]
 Теперь это уже очевидно: в Светлогорске появился один из самых естественных по своей верности христианским традициям мемориалов, посвященных...
21.10.2005 / просмотров: [totalcount]
Срок службы зданий, сооружений или их отдельных элементов определяется множеством факторов — конструктивным решением, выбором материалов,...