01.07.2008 14:10
Святой Губерт почитается католиками как покровитель охотников. Его непременный атрибут – олень с золотым крестом между рогами. Согласно легенде, сын герцога Гиенского Губерт, прежде чем стать лицом духовным (епископом Льежа), “славился” разгульной жизнью и страстью к охоте. Однажды он увидел среди деревьев оленя с сияющим золотым крестом между рогами, преграждавшего ему путь. Посчитав это знамением, Губерт раздал свое имущество бедным и принял сан. Именно изображение оленя святого Губерта на гербе было даровано жителям древнего Гродно вместе с магдебургским правом. То ли из-за того, что охота была едва ли не основным занятием (рядом располагались богатые охотничьи угодья), то ли из-за того, что символизирует он собой нравственное совершенствование, благородство и независимость. В христианской символике олень с крестом между рогами олицетворяет символ души – человека, города, природы.
Красивый и поэтичный образ. Как, впрочем, все, что касается Гродно. Жаль только, что красота белорусских городов, несмотря на свое каменное воплощение, так беззащитна перед временем, человеком, который легко разрушает своей меркантильностью то, что создавалось столетиями.
Гродно для Беларуси – город уникальный. Он, пожалуй, единственный, в котором практически неизменной сохранилась средневековая градостроительная структура: целостная система улиц, площадей, формировавшаяся на протяжении XV–XVII вв., рядовая застройка и уникальные памятники зодчества. “Маленьким Парижем” называли его еще два века назад современники. Но сколько было у него невосполнимых потерь! Город не пощадили ни войны, ни время, ни люди. Уничтожение ратуши, снос фары Витовта, колокольни бригитского монастыря, целого квартала зданий и засыпка поймы Городничанки стали непростительными свидетельствами градостроительного невежества и недальновидности. Но несмотря на многие катаклизмы, в Гродно осталось целостное ощущение прошлого. И поэтому у горожан такое трепетное и ревностное отношение ко всему, что происходит, как идут реконструкция и регенерация исторического центра. Все действия, особенно градостроительные, и события становятся предметом обсуждений, критики и споров. Под таким пристальным вниманием проходили работы по реконструкции улицы и площади Советской с транспортными подходами, первый этап которой уже завершен.
Город за последние несколько лет изменился до неузнаваемости. Хорошо это или нет, вопрос спорный и неоднозначный, и мнений существует множество. А для нас это повод еще раз пройтись по уникальным улицам древнего Гродно, посмотреть, каким стал он в результате последних преобразований, оценить его новый облик, о чем-то поностальгировать и чему-то порадоваться.
Наша первая остановка – на городской набережной. В советское время она была плотно застроена предприятиями, использовалась утилитарно и промышленно. И большим достижением в благоустройстве за последние годы стало изменение ее функционального назначения: не экономическое, а рекреационное, не промышленность, а “легкие” города. Предприятия и их складские зоны, которыми были зажаты река, Старый и Новый замки, начали выносить с территории набережной. Сегодня здесь остался только неработающий пивзавод, на его месте планируется разместить рекреационный комплекс.
Замковые холмы были очищены от зарослей самосева, восстановлена лестница (“лестница любви”, как называют ее горожане), ведущая от замковых холмов к реке. Теперь набережная выполняет свое прямое назначение – променадно-увеселительное: во время праздников и фестивалей гостеприимна и живописна, а в будни неспешна и уединенна.
Волей времени, а скорее людей, в Гродно соседствуют приметы разных эпох. По-дружески уживаются прежние символы и новые формы, пытаясь вместе создать завершенный непротиворечивый ансамбль. Вот стела, воздвигнутая в память о переправе через Неман в годы Великой Отечественной войны. А рядом – маяк – современное сооружение, старый символ, вечный ориентир. С набережной видна древняя Коложа, а с другой стороны – узнаваемый силуэт драматического театра…
Остановка следующая – Советская площадь. Пожалуй, многие помнят, как выглядела она несколько лет назад. Главной особенностью был сквер, разбивавший ее, уравнивающий масштаб с окружающей застройкой. Теперь же она полностью отражает свое наименование – открытое городское пространство.
Площадь стала пешеходной в продолжение улицы Советской, исключение составляет транзитная улица с выходом на мост, который сейчас находится на реконструкции. Двух мостов, несущих основную транспортную нагрузку, городу явно недостаточно. А после того как площадь получила статус “невъездной”, это стало еще более очевидно. Необходим новый мост, а на его возведение – большие вложения, которые пока городу не под силу.
Проект реконструкции площади и одноименной улицы с транспортными подходами осуществлен институтом “Гродногражданпроект”.
Авторский коллектив: архитекторы: А.Б. Захарчук, Е.В. Тараненко, Т.А. Карако, В.Е. Моцкене, А.В. Филиппович, В.А. Карпуть
А.Б. Захарчук, главный архитектор проекта реконструкции: “Сегодня площадь не узнать. Правда, она немного пустынна, здесь еще недостаточно зелени (в будущем она появится). Кроме того, сейчас площади не хватает объемных сооружений, какими были когда-то дворец Радзивиллов, ратуша. Конечно, появились характерное для нашего города мощение, новые малые формы. Но все же восстановление и ратуши, и дворца необходимы. Дворец разделил бы площадь на две части, и у нее сразу появился бы другой масштаб. При строительстве подземного перехода мы пытались подобраться к фундаментам дворца, но средств на выполнение трудоемкой работы тогда не хватило.
Сегодня у площади новое качество – здесь проводятся различные мероприятия, она вместительна. Но, надеюсь, придет время, появятся утраченные объемы и площадь заиграет в ансамбле города по-настоящему, станет такой, какой была когда-то. А пока уповаем на то, что завершится реконструкция бывшей библиотеки Карского (дворца Муравьева), и это здание дополнит и украсит объемную композицию площади”.
Улица Советская также подверглась реконструкции. Большое везение, по словам архитектора, что удалось сохранить первоначальное мощение: каждый камушек старинной брегчи доставали, чистили и ставили обратно. “Если бы эту работу мы не сделали вовремя, то через пару лет здесь все разрушилось, – рассказывает Александр Борисович. – В целом улица получилась, фасады преобразились и получили новое звучание. Осталось насытить ее пространство уместными малыми формами”.
Сейчас Гродногражданпроект работает над реконструкцией улицы Ожешко – второй осевой улицы исторического центра.
Еще одна остановка – “за фасадом”. Главной идеей благоустройства является то, что каждый владелец земельного участка должен почувствовать себя полноправным его хозяином – от облика фасадов до последнего метра прилегающей территории, от фундамента до последнего камушка ведущей к нему дороги. Один из таких примеров – дворик католической курии. Кстати, здесь одними из первых занялись благоустройством именно в таком масштабе. Внутренний дворик православного монастыря Покрова Пресвятой Богородицы также поражает аккуратностью, продуман-
ностью и прочувствованностью обустройства пространства.
ностью и прочувствованностью обустройства пространства.
Элементом обогащения городской среды могут стать не только традиционные малые формы, но и, к примеру, монументальная живопись. В 2000 г. к Первому Всебелорусскому фестивалю национальных культур в городе появилось панно, созданное творческим коллективом во главе с художником Александром Сильвановичем. Выполненное в смешанной технике, оно органично вошло в среду пешеходной улицы Советской. Избегая привычных нашему глазу, отягощенному советским наследием, форм в монументальной живописи – крупных фигур, революционного настроя, – творческий коллектив нашел новаторское решение, собрав под одной крышей птиц, символизирующих разные национальности.
К росписям фасадов в городе надо подходить очень тактично и аккуратно, считает Александр Сильванович, искать и применять интересную технику. Ведь просто нанести на фасад какой-нибудь сюжет – не всегда достаточно и не всегда хорошо. Непродуманность приводит к отторжению живописи архитектурной средой, да и к обеднению самой среды. Монументальная живопись и архитектура должны со-дейстовать, со-существовать, создавая единое живописно-архитектурное пространство. Иногда на фасад “просятся” крупные вещи, а иногда – камерные, почти интимные вкрапления, точечные касания.
Надо сказать, что объемы работ по благоустройству в городе грандиозны и реализуются они на протяжении не одного года. Но главное правило, которому следуют городские архитектурные власти, – комплексный подход: важно отреставрировать не отдельный памятник, а связать его воедино с городским окружением, чтобы она была не просто благоустроенной, а живой, чтобы в ней хотелось жить, работать, творить…
По большому счету наведение “чистого порядка”, как называли его наши предки, – это не только архитектурно-строительная, это настоящая воспитательная работа. Ведь создавая городскую среду, архитектор неизменно затрагивает культуру живущих в этом ландшафте (окружении) людей. Не всегда она соответствует тому, что нам предлагают. Но исходить всегда надо от идеала, от того наивысшего, к чему мы стремимся. Каждый раз “вживляя” новые формы, новые городские образы, приходится терпеливо ждать, пока нововведения найдут отклик и понимание.
Конечно, при реализации благоустройства, как и других архитектурных проектов, огромное значение приобретают взаимоотношения архитектора и заказчика, которым в данном случае выступает горисполком. Да и от отношения к архитектуре в обществе тоже зависит немало. Ведь благоустройство в определенной степени показательный момент, свидетельствующий о том, что социум готов воспринимать среду своего обитания не только функционально, но и эстетически, градостроительно, в конце концов, просто неравнодушно.
Гродно обладает удивительным рельефом: овраги и поймы рек обогащают равнинную местность, магическая сила воды способна преобразить любой экстерьер в городе, хранит в своих берегах память о прошлом и отражает настоящее. Словно природа сама подсказывает градостроителю и архитектору пути развития и обустройства городского пространства. Хватило бы мудрости и терпения услышать ее голос, понять и воплотить.
P.S. …Говорят, если на рисунках ребенка город предстает скопищем серых многоэтажек, то взрослым следует задуматься. Ведь место, где мы живем, должно вдохновлять, будить воображения и чувства, а это возможно лишь в красивой, ухоженной, подлинно гуманной городской среде. Думается, что в детских рисунках о Гродно будут скверы, зеленые парки, бегущая лента реки, купола храмов и много-много света…
Выражаем благодарность за оказанное содействие главному архитектору города Владимиру Юрьевичу Анисимову, институту “Гродногражданпроект”, а также нашему гиду по городу – Ольге Владимировне Борейко, главному специалисту отдела регулирования застройки и благоустройства Управления архитектуры и градостроительства Гродненского горисполкома.