Вы здесь

Концепция застройки жилого района 'Дружба-1'

Заказчик: УП “УКС Мингорисполкома”

Проектная организация: УП “Минскпроект”

ГАП — М.И. Ключенович

 

Месторасположение жилого района “Дружба-1” предопределило его ответственную роль в формировании одного из главных въездов в столицу Республики Беларусь со стороны Бреста.

На выбор объемно-пространственной структуры района повлияли характерные особенности окружающего ландшафта, сложившаяся транспортная и инженерная инфраструктура. Проходящий через середину проектируемого участка естественный тальвег членит его территорию на три части. Минская кольцевая автомобильная дорога ограничивает район с юга, зона железнодорожной линии Минск — Брест с северо-запада, Лошицкая водно-зеленая система — с севера и с северо-запада — проспект Дзержинского.

Функциональное зонирование жилого района. Схема его решена с учетом сложившейся градостроительной ситуации в целях организации благоприятных условий жизнедеятельности населения. Зона жилой застройки во избежание шумового дискомфорта размещена на значительном расстоянии от МКАД и железной дороги. Между стальной магистралью и жилыми кварталами запроектирована коммунальная зона, на которой будут расположены гаражи-этажерки для парковки личного автотранспорта жителей. В то же время пятиэтажные паркинги станут прекрасными шумозащитными экранами от проникновения звуковых потоков со стороны железной и автомобильных дорог, которые будут построены в перспективе. Со стороны МКАД жилая застройка будет отделена зоной общественного центра с функциями управления, финансово-делового назначения, бытового обслуживания.

По проспекту Дзержинского в центре жилой застройки размещен основной общественный центр района с функциями торговли, культурно-бытового обслуживания, молодежного досуга и спорта, медицинского обслуживания. Он органично вплетен в ландшафтно-рекреационную зону, которая проходит по тальвегу через центр застройки и вливается в Лошицкую водно-зеленую систему.

Улично-дорожная сеть транспортной схемы “Дружба-1” разработана с учетом транспортной сети, предусмотренной генпланом г. Минска. Магистраль районного значения — продолжение ул. Есенина — пройдет по центру жилого района и обеспечит дополнительные удобные связи с другими частями города. Остановки общественного транспорта будут размещены на улицах, проложенных между жилыми зонами и общественными центрами, и обеспечат удобные подъезды к жилым и общественным зданиям.

По транспортному обеспечению проектируемый район — уникальный в своем роде. Вдоль проспекта Дзержинского будет проложена новая линия метрополитена, с противоположной стороны на железнодорожной линии размещена станция пригородного электротранспорта “Курасовщина”. Так что жители получат возможность в кратчайшие сроки попасть как в центр города, так и в пригородные зоны отдыха.

В соответствии с планировочным каркасом Минска проектируемый участок размещен на планировочной оси первого порядка. Это зона интенсивного градостроительного использования для размещения преимущественно высокоплотной жилой застройки и смешанной застройки с глубиной освоения 400–1000 м от красной линии.

По структурно-планировочному делению проектируемую территорию можно отнести к жилому району микрорайонного типа с квартальной организацией групп домов.

Анализ условий восприятия будущей застройки в зависимости от характера транспортных магистралей и основных пешеходных направлений предопределили зоны панорамного обзора для построения пространственной композиции и силуэта застройки.

Основными зонами силуэтного обзора проектируемого участка являются Минская кольцевая автомобильная дорога, железная дорога, проспект Дзержинского.

Со стороны МКАД въезд в город формируется созданием доминирующего ансамбля, замыкающего все главные панорамы города. Они пространственно взаимоувязаны со сложившейся застройкой микрорайонов “Малиновка-9" и ”Малиновка-1”, решенной в виде развитого 12–25-этажного архитектурного комплекса, включающего высотные здания и пластичные протяженные объемы круглой формы с элементами обслуживания на первых этажах.

Четкое построение кварталов легко выявляет архитектурно-планировочную композицию “Дружбы-1” со стороны жилого района “Курасовщина” и района железной дороги. Зрительное наложение друг на друга кварталов, сформированных из 9- и 19-этажных зданий, при восприятии застройки создает интересную замкнутую перспективу.

Учитывая повышенные требования к архитектурно-планировочным и эстетическим качествам застройки головной части микрорайона “Малиновка-1”, на протяжении многих лет велись архитектурные поиски наиболее удачных образных решений этой части проспекта.

Предложенная в нашем проекте концепция застройки заключается в создании единого градостроительного ансамбля, сформированного с двух сторон проспекта. Это позволит элементами архитектуры создать “въездные ворота” в город и сформировать центральную зону жилого района. Застройка решена как симметричный архитектурный ансамбль, включающий 12, 16, 22- этажные точечные жилые дома, размещенные со стороны въезда и выезда в город и объединенные протяженными объемами вдоль проспекта.

Территория всего района представлена как единый градостроительный комплекс, жилые кварталы которого соединены удобными широкими пешеходными аллеями с центрами обслуживания и остановками общественного транспорта.

Участки детских дошкольных учреждений и школ в основном будут размещены на пешеходных связях вне жилых групп. Проектом предусмотрен весь комплекс учреждений и предприятий социально- гарантированного обслуживания. При формировании жилой застройки учтены мероприятия по созданию среды для проживания и социального обслуживания инвалидов и престарелых.

Территория жилой застройки в красных линиях составляет 66 га. Ориентировочная площадь жилого фонда — 500 тыс. м2. Численность населения — 22– 23 тыс. человек. Плотность населения — 350 чел./га территории.

Концепция планировки жилого района “Дружба-1” одобрена Архитектурным советом. На архитектурное решение въездной части со стороны МКАД, учитывая ее формирующее значение, будет проведен конкурс.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...