Вы здесь

Камень, который будет “жить” в метро

16.09.2005 08:49
Просмотров: 6 205
Версия для печати

“Культура камня — это летопись истории государства”. Применительно к нам данное изречение В. Гюго можно интерпретировать как “культура камня — это летопись истории метро”. И действительно, во всем многообразии своих декоративных возможностей данный природный материал раскрылся именно в метростроении. Достаточно спуститься “под землю”, чтобы воочию в этом убедиться. Станции первой — Московской — линии минского метрополитена, к примеру, вобрали в себя лучшие традиции советской архитектуры метро. В их декорировании активно задействованы натуральные мрамор и гранит. Они вплетены в “панно” стен, мозаику полов, использованы в обрамлении колонн.

Сегодня в поиске новых средств оформления подземных помещений проектировщики зачастую прибегают к имитациям или заменителям природного камня. Примером синтеза искусственных и натуральных материалов в декоре метро и как следствие этого — создание его гармоничного светового и цветового облика могут служить станции 5-го участка минского метрополитена — “Спортивная”, “Кунцевщина” и “Каменная Горка”. Движение на них начнется в начале сентября текущего года. Их проектирование осуществлял коллектив ОАО “Минскметропроект”.

“Спортивная”

Интерьер станции выдержан в холодной цветовой гамме. Оформленная в белых, голубых, синих и серых оттенках, “Спортивная” исполнена динамики, ритма, полностью оправдывая свое название. Причем основной колористический тон здесь задает натуральный камень, который присутствует везде — на путевых стенах, колоннах, полу.

Композиция стен состоит из природных материалов 4 типов: цоколь до уровня платформы занимает полоса темно-серого гранита “Кампа Майер”, которую оттеняет вставка светлого с прожилками мрамора “Волокос”. Далее в настенный рисунок включаются изысканный лабрадорит “Блю Перл” и мрамор “Тассос”. В мраморно-гранитное переплетение активно вводятся и элементы из нержавеющей стали. Но это не просто нагромождение каменных и металлических полос и стрелок на стене. Вместе они создают экспрессивную, “ведущую” графику, назначение которой — оживить интерьер и помочь пассажирам сориентироваться в направлении к турникетам и выходу. “Сегодня мы перешли на активное использование в оформлении станций графики и указателей, потому что человека, стоящего на платформе в ожидании прихода поезда, созерцание однотонной 4–5-метровой стены начинает угнетать. А живая композиция на ней – это, по крайней мере, не скучно”, — поясняет образное решение станции главный архитектор проектов Минскметропроекта Владимир Телепнев.

Белым мрамором “Волокос” облицованы также колонны “Спортивной”. “Выбор этого материала не случаен, — продолжает Владимир Николаевич. — Обладая повышенной плотностью и блестящей поверхностью, он хорошо эксплуатируется и не вбирает в себя пыль в сравнении, например, с реализованным в интерьерах станций 1-й линии метро уральским мрамором “Коелга”. Опоясывают каменные столпы 30-сантиметровые декоративные полосы из рельефной и полированной насыщенного синего цвета нержавейки, перекликаясь таким образом с композицией путевых стен.

В общий колористический фон станции гармонично вплетены также двухступенчатые реечные голубовато-стальные и белые подвесные потолки. Их дополняют декоративные светильники из нержавеющей стали.
А вот пол являет собой противоположность цветовому единству стен и потолка. Его мозаика выложена из гранитных вставок серого “Бранко Баракал” и красного “Россо Марина”.

“Кунцевщина”

Свето-цветовой дизайн станции “Кунцевщина” решен в теплой, охристой гамме. Буйство осенних оттенков достигается с помощью гранита разных месторождений: казахского красновато-желтого “Желтау”, итальянских цвета охры в крапинку “Ред Амарелло” и красного “Россо Марина”. Внимание к себе проектировщиков этот камень привлек не только благодаря своей эстетичности: “По таким показателям, как истираемость, плотность, водонепроницаемость, цветовая гамма, гранит полностью соответствует требованиям эксплуатации метро, — подчеркивает Телепнев. — Поэтому мы применили его в местах, наиболее подверженных риску скольжения, истирания и ударной нагрузки — на перроне станции”.
В оформлении путевых стен реализован тот же подход, что и на станции “Спортивная”, где архитектурно-художественная выразительность достигается с помощью нескольких видов природных материалов. Чередование мраморов “Волокос” и “Карназейка”, гранита “Россо Марина” и серо-зеленого “Хибинита” создает настенную композицию, выдержанную в светлых тонах и выстроенную треугольником. Геометрическую фигуру завершает название станции, выложенное буквами из полированного металла. Графика нарастающих стрелок, указывающих выход из метро, использована и в оформлении платформы вестибюля. Она сделана из гранитов “Желтау” и “Россо Марина”.

Подземные переходы “Кунцевщины” облицованы тепло-охристым мрамором “Карназейка” греческого происхождения. Опыт реализации этого камня в минском метро не единичен. Его, к примеру, можно встретить в пешеходных переходах станций “Партизанская” и “Автозаводская”. По словам В.Н. Телепнева, в небольших размерах “Карназейка” — достаточно красивый камень. И он удачно вписывается в общую цветовую стилистику “Кунцевщины”.

В декоре станции активно используются также заменители природного камня, прежде всего, металлокерамика, элементы которой присутствуют в обрамлении колонн. О возможности и, главное, целесообразности ее повсеместного применения в интерьерах метрополитена рассказывает Владимир Николаевич:

— При проектировании новых станций минского метро мы начали активно применять современные облицовочные материалы, в частности, не только металлокерамику, но и плитку из керамогранита. По неистираемости керамогранит превосходит натуральный камень, и при этом значительно дешевле его. Металлокерамика, которой облицовываются колонны и стены, является тоже вечным материалом. Она быстро монтируется: то, что бригада из 10 человек делает в камне 3 месяца, в металлокерамике можно сделать за неделю. Но говорить, что за этими материалами будущее, нельзя. Так, при облицовке плиткой возникает много трудностей: под нее надо делать специальную выравнивающую стяжку, причем используя каждый раз индивидуальный клей, нужно “выдерживать” швы. С учетом наших конструктивных особенностей стена тоннеля может быть наклонной — значит, надо ее выровнять, штукатурить, загонять арматурную сетку, подбирать клей. Если подсчитать все трудозатраты, то, включая монтаж, плитка нередко оказывается дороже мрамора.

“Каменная Горка”

В интерьере “Каменной Горки” натуральный камень проектировщики попытались задействовать повсеместно: в облицовке путевых стен, колонн, на платформе, а также в кассовом зале и пешеходных переходах. В частности, применены ставшие уже традиционными для новой линии метро две разновидности мрамора: “Волокос” и “Карназейка”. Оба камня имеют характерную бело-желтую тональность, которая использована в создании общего ровного, немного строгого, цветового стиля станции.
В орнамент стен вплетены декоративные элементы из нержавеющей стали. Они встречаются и в облицовке колонн. Пол в пешеходных переходах и на платформе станции выложен тремя видами гранита от темно- и светло-серых до красно-коричневых тонов. Довершают дизайн станции “Каменная Горка” белые алюминиевые реечные подвесные потолки, простирающиеся над платформой и кассовым залом.

Быть или не быть природному камню в метро? И какое отвести ему там место, какую роль? В поиске ответов на эти вопросы проектировщики идут экспериментальным путем, где-то новаторствуя, где-то копируя давно отработанные приемы архитектурно-художественного конструирования станций метрополитена. А результаты их творческих изысканий в скором времени можно будет увидеть в интерьерах новых станций Московской линии метро — “Староборисовского тракта” и “Уручья”.


comments powered by HyperComments
Читайте также
02.04.2010 / просмотров: 1 111
Всемирный день здоровья 2010 года будет посвящен урбанизации и здоровью. Эта тема была выбрана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в знак...
18.04.2010 / просмотров: 3 709
Армен Сергеевич Сардаров, декан архитектурного факультета БНТУ – Реставрация во многом зависит от грамотного и плодотворного сотворчества...
12.07.2010 / просмотров: 1 409
Лауреатами ежегодного конкурса «Человек дела», организованного бизнес-журналом «Дело», уже в 15-й раз стали 12 человек...