Вы здесь

Управление жилищным строительством в Республике Беларусь. Оценка его результативности и пути развити

Переход от плановой экономики к рыночной вызвал изменения и в работе строительного комплекса Республики Беларусь. Так, если в период с 1976 по 1987 г. темпы жилищного строительства из года в год устойчиво росли, то начиная с 1988 г. начался спад. Объем введенного в эксплуатацию жилья в 1995 г. снизился до критического уровня и составил только 33% от объема 1987 г. В конце восьмидесятых и начале девяностых годов объемы средств, направляемых на жилищное строительство за счет всех источников финансирования, составляли от 10,5 до 12% расходной части государственного бюджета. Уже в 1994 г. этот показатель уменьшился в 2,5 раза. До 1994 г. в республике основными источниками финансирования жилищного строительства были государственный бюджет и средства государственных предприятий и организаций. За счет средств государства строилось жилья от 50,5% в 1970 г. до 76,5% в 1991 г. На протяжении двух десятилетий (1970– 1990) удельный вес строительства жилья за счет государственных средств возрастал и достиг максимальной величины в 1991 г. Государственные ассигнования, направляемые на жилищное строительство и поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 1994 г. должны были обеспечить строительство 57,4 тыс. квартир. Однако намеченные задания не были выполнены. В 1996 г. благодаря мерам, принятым Президентом Республики Беларусь и правительством, ситуацию удалось изменить в лучшую сторону: объем введенного жилья составил 135% к уровню предыдущего года, в 1997 г. возрос еще почти на 27%, прирост в 1998-м по отношению к предыдущему году составил 8,3%. Данные о вводе жилья с 1976 по 2004 г. и о планируемых объемах на 2005 г. представлены на рис.1.

В последние годы объем жилищного строительства составляет около 3 млн кв. м общей площади в год. Изменилось и само жилье: возросла средняя площадь квартир (от 61,3 кв. м в 1990 г. до 87 кв. м в 2004 г.), больше стало строиться домов из кирпича, появились каркасные системы со свободной внутренней планировкой, новые планировочные решения (увеличились коридоры, появились вторые санузлы). В связи с этим возросла и стоимость квартир, в том числе в ценах 1991 г. Решающее влияние на стабилизацию строительства жилья в Беларуси оказала система льготных кредитов — сначала под 5% годовых на 40 лет, затем под 10% годовых на 20 лет с облегченной для заемщика схемой их возврата.
Развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. определено в качестве приоритетной задачи. Все это не могло не повлиять на структуру вводимого жилья по источникам финансирования и на величину оказываемой гражданам государственной поддержки. Объемы ввода общей площади жилых помещений по источникам финансирования за период с 2001 по 2005 г. представлены на рис. 2.

Несмотря на очевидные положительные изменения, говорить о последовательном решении жилищной проблемы для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пока не приходится. Следует отметить, что одним из факторов роста показателя обеспеченности граждан жильем является, к сожалению, уменьшение численности населения. Так, отношение жилищного фонда по состоянию на 1.01.2004 г. (219,2 млн кв.м) к численности населения, соответствующей 1990 г. (10,2 млн чел.), составляет 21,5 кв. м, т.е. фактически соответствует уровню 2000 г. Сопоставление численности семей и одиноких граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с численностью граждан, улучшивших свои жилищные условия за период с 1991 по 2004 г., в среднем по республике приведено на рис. 3.

Наблюдается тенденция к уменьшению количества нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако численность семей, улучшивших жилищные условия, из года в год также уменьшается. Сегодня нельзя однозначно утверждать, что в настоящее время снята острота жилищной проблемы. На начало 2005 г. на учете состояло 525 тыс. семей. В связи с вступлением в силу с 1 июля 1999 г. новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь число семей, которые могут претендовать на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигает 1100–1200 тыс. семей, или 33–36% населения республики.

Перед строительным комплексом Республики Беларусь по-прежнему стоит задача существенного увеличения жилищного фонда для обеспечения населения жильем. Важным элементом ее решения является упорядочение вопросов финансирования строительства жилья. В связи с этим особого внимания заслуживает сложившаяся в республике система планирования жилищного строительства и выделения средств на эти цели. В частности, до 1994 г. задания по вводу жилья в эксплуатацию в основном доводились в квадратных метрах общей площади. В Национальной жилищной программе на 1994–1996 гг. в качестве основной расчетной единицы была принята квартира общей площадью 64 кв. м. Это обусловлено тем, что преимущественной формой обеспечения населения жильем является поквартирное заселение семей. Такой подход используется в большинстве европейских государств.

С принятием Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг. произошел возврат к планированию заданий по вводу жилья в эксплуатацию в квадратных метрах общей площади. Несмотря на то что главными показателями, на основе которых определяется уровень решения жилищной проблемы в республике, являются количество семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и средняя обеспеченность общей площадью на душу населения, они не стали определяющими при планировании объемов жилищного строительства. Так, исходя из нуждаемости наибольшее количество жилья должно возводиться в г. Минске и Брестской области. В соответствии с доведенным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь №1691/24 от 30 декабря 2004 г. заданием на 2005 г. эти административно-территориальные единицы по объему ввода жилья в эксплуатацию находятся на первом и третьем местах. Наибольшее задание по вводу жилья в эксплуатацию доведено Минску, а затем Минской области, которой, исходя из величин показателей нуждаемости, должно соответствовать одно из наименьших заданий.

По данным Института социальных и политических исследований Администрации Президента Республики Беларусь, обобщающим показателем для характеристики интенсивности решения жилищной проблемы является среднее расчетное время пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считается, что количество семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий 10 и более лет, является индикатором остроты жилищной проблемы в обществе. На 01.01.2005 г. семей и одиноких граждан с таким сроком пребывания на учете насчитывается 136,5 тыс., что составляет 26% от численности всех нуждающихся, 98% их них проживают в городских поселениях. При сохранении наметившейся тенденции для улучшения жилищных условий среднестатистической семье необходимо будет простоять в очереди 20,5 лет.

Существенно отклоняется от среднего значения и среднее расчетное время пребывания на учете нуждающихся по регионам и типам населенных пунктов. Требует уточнения действующий порядок расчета отдельных показателей, характеризующих уровень решения жилищной проблемы. Так, обеспеченность общей площадью населения, проживающего в сельской местности, несколько завышена, а городского — занижена. Часть граждан, постоянно прописанных в городских поселениях, имеют жилые дома в сельских населенных пунктах. При исчислении же общей площади, приходящейся на одного сельского жителя, такие граждане не учитываются. Реальные жилищные условия этих семей не соответствуют нормативным в большей степени, чем каких-либо других. По данным Минжилкомхоза, на конец 2000 г. в республике 32,2 тыс. граждан имели в собственности от двух до пяти квартир и индивидуальных жилых домов. Половина их проживала в Минске. Действующая система учета нуждающихся в улучшении жилищных условий допускает многоразовую их регистрацию. Это связано с тем, что постановка на учет осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а также на предприятиях и в организациях. Кроме того, зарегистрироваться по месту работы может каждый член семьи.

Несмотря на критику в оппозиционной прессе, политика льготного кредитования сыграла на определенном этапе позитивную роль. При активном ведении строительства работают предприятия стройиндустрии, появляются новые рабочие места, а возведенная недвижимость при грамотном подходе может стать источником пополнения бюджета в виде изымаемого налога, большое количество граждан реализуют право на жилье. Однако, учитывая экономическое состояние республики, бесконечно долго проводить такую политику нецелесообразно. Ведущая роль должна отводиться внебюджетным источникам финансирования, которые могут стать главным экономическим механизмом реализации жилищной программы, превратить рядового застройщика в активного участника решения своей жилищной проблемы. Одновременно следует активизировать роль предприятий в обеспечении граждан, прежде всего своих работников, жильем.

Литература
Жилищная политика в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Информационный материал для семинара. Мн.: Минстройархитектуры. 1996.
Национальная жилищная программа Республики Беларусь, утверждена постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 24.02.1994 г. № 2806-ХII.
Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы. Мн.: Мисанта. 2002.
Отчет о научно-исследовательской работе “Исследование и разработка долговременной системы строительных сбережений в Республике Беларусь”. Мн.:
УП “Институт НИПТИС”. 2003.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
История безжалостна к мелочам. В области архитектуры она, в лучшем случае, оставляет следы отдельных наиболее капитальных и значительных сооружений...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для Республики Беларусь проблема реконструкции массовой жилой застройки 1960–1970-х годов приобретает особую значимость, учитывая то...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Национальные приоритеты Республики Беларусь в области территориального развития и градостроительства: – рациональное использование...