Экономические и технологические требования промышленного производства конструкций ограничивают возможности архитекторов в повышении архитектурного разнообразия застройки сельских поселений в провинции Хэнань. В связи с этим предлагаются новые методики проектирования серий сельских жилых домов, что позволит повысить разнообразие архитектурных решений с учетом традиций китайской архитектуры и обеспечить технологичность проектирования и строительства.
Economic and technological requirements of industrial production structures limit the ability of architects to increase the diversity of the architectural development of rural communities in the province of Henan. In connection with this proposed new method of designing the series of rural houses, which will increase architecture and ensure technology of construction.
ВведениеХэнань - наиболее плотно заселенная провинция Китая. Сельское население - 64,8 млн. человек составляло 65,7 %. Практически все сельское население проживает в равнинных районах провинции. Поставленные Коммунистической партией Китая задачи по улучшению условий жизни сельского населения касаются и архитектуры, в том числе и при реализации программы строительства новых социалистических деревень Китая. Несмотря на достаточно обширный перечень известных проектов при осуществлении застройки деревни обычно используется один проект блокированного жилого дома с разницей лишь в количестве блоков, формирующих здание: 2, 3, 4 или 5. Это значительно обедняет архитектурно-художественную выразительность застройки сельских поселений. Ситуацию усугубляет использующееся, обычно, линейное размещение жилых зданий, что является самым простым композиционным приемом.
Основная частьПри проведении исследования, направленного на поиск средств, которые могли бы содействовать развитию сельской архитектуры, выполнен анализ 238 проектов, разработанных проектными организациями провинции Хэнань (Академия архитектурного проектирования провинции Хэнань, Академия планирования и проектирования городов и деревень провинции Хэнань, Академия архитектурного проектирования г. Чжэнчжоу, Академия архитектурного проектирования г. Синь- сян, Академия архитектурного проектирования г. Пинтиншан и др. - всего 22 организации) и другими организациями КНР (Академия архитектурного проектирования Китая, Академия архитектурного проектирования г. Шанхай, Академия архитектурного проектирования университета Чинхуа и др. - всего 9 организаций), документация которых используется для строительства в сельской местности Хэнань. Определено, что превалируют проекты жилых зданий, не составляющие серии, хотя выявлена потенциальная возможность формирования серийности проектов для строительства в сельской местности.
Требования экономии земельных ресурсов приводят к применению простейших планировочных решений (линейная застройка), что обедняет архитектурную среду, так как при застройке деревни используется один, в лучшем случае два проекта жилых зданий. Кроме того, традиции строительства жилого дома в Китае предопределяют размещение его главным фасадом, где находится главный вход и куда выходят окна главного помещения - гостиной, на юг, что, в очередь, также ограничивает возможности использования разнообразных планировочных решений при размещении домов в застройке деревень
Рис. 1. Блокированный жилой дом и фрагмент генерального плана деревни Ю Фантоу в районе Питиншан провинции Хэнань (Арх. Ли Сяодонг)
Одноэтажные блокированные дома в экономическом отношении уступают двухэтажным, главным образом за счет снижения плотности застройки и увеличения затрат на коммуникации, дороги и др., хотя отсутствие внутренних лестниц несколько снижает удорожание. Двухэтажные блокированные дома позволяют протяженность двухэтажных квартир по фронту застройки сокращать, а площадь внутриквартирных лестниц частично используется для устройства кладовых и шкафов. Поэтому преобладают двухэтажные варианты блокированных домов.
Решение в Китайской Народной Республики широкомасштабных задач развития строительства в сельской местности и создания “новых деревень” требует строгой экономии материальных ресурсов.
Решение подобных задач невозможно без более широкого использования индустриальных методов строительства, в том числе и применения более технологичных методов в проектировании и при производстве строительных работ. Более рациональные методы проектирования, прежде всего блокмодульный метод, сочетающиеся со стремлением к достижению архитектурно-художественной выразительности зданий, могут быть обеспечены серийностью проектов.
Методика блок-модульного проектирования, в том числе и индустриальных серий, получила широкое распространение в Европе, в том числе и в Беларуси [1]. Она основывается на анализе планировочного решения, делении планировки и объемной структуры объекта на несколько частей, которые могут включать одну или несколько функциональных зон. Последующее соединение отобранных частей, формирует варианты объемно-планировочных элементов с учетом типизации и унификации конструкций. Проектировщик и пользователь получают возможность выбора вариантов элементов, составляющих жилой дом. Условное деление (модулировка) объемно-планировочной структуры здания на отдельные объемно-планировочные элементы может осуществляться при любой этажности зданий и выполняться разными способами (Рис. 2). Важно учитывать архитектурные и технические особенности самого объекта.
Рис.2. Условное деление (модулировка) объемно-планировочной структуры жилого дома на отдельные объемно-планировочные элементы
Блок модули могут разрабатываться строго для конкретных ячеек в конкретных блок-схемах [2, с. 53]. Архитектурные решения модулей для любой блок-схемы могут отличаться по функциональному их назначению, площадям, ориентации, применяемым строительным материалам и конструкциям, инженерному оборудованию. Потенциальная возможность достижения разнообразия жилой застройки заключается и в возможности варьирования форм фасадной части ячейки: непосредственно архитектурные формы (Рис. 3), а также материалы, элементы, детали, цветовое решение. Но эта возможность не используется из-за отказа от разработки серий проектов, а значит, и от варьирования форм и пластических решений, что обедняет архитектурную среду.
Рис. 3. Возможности варьирования форм фасадной части объемно-планировочного элемента
Разработка индустриальных серий жилых зданий, при стремлении только к повышению технологичности, обычно приводит к уменьшению количества сборных деталей и изделий (перекрытия, перемычки оконных и дверных проемов и др.). Стремление к технологичности может предопределять и уменьшение вариантов пластических решений фасадов, что наблюдается в застройке “новых деревень” в КНР. Анализ конструктивных решений сельских жилых домов показывает, что 100 % их возводится из кирпича. Кирпичными выполняются перегородки. Перекрытия - 100 % из сборных железобетонных панелей, а покрытие - несколько лет назад до 40 % делали стропильными из дерева, остальные - из сборных железобетонных панелей. Сейчас из сборных железобетонных панелей делается 100 % покрытий. Именно использование кирпича в качестве основного материала для стен в сельской местности позволяет соблюдая все факторы, определяющие блок-модульный метод проектирования, создавать вариации форм главного фасада.
Возможность применения блок-модульного метода для получения разнообразия архитектурно-художественных решений, базируется на более внимательном отношении к традициям китайской архитектуры, которые оказались на данном историческом этапе сельского строительства не в полной мере востребованными. Анализ вариантов планировочных решений традиционной сельской усадьбы “сыхэюань” позволяет выявить основную особенность формирования их структур: закрепление за конкретными функциональными блоками совершенно определенных мест на территории усадьбы. Объемная самостоятельность каждого блока позволяла осуществлять строительство усадьбы по частям, оптимально учитывать потребности хозяйства. Эта же самостоятельность содействовала выработке определенных стереотипов архитектурно-художественных решений каждого блока. Само использование модулирования при создания комплекса усадьбы “сыхэюань” на основе применения блоков разного функционального назначения имело прогрессивное значение, так как позволяло ориентироваться на апробированные многовековой практикой решения и достигать целостности художественных образов сельских поселений в провинции Хэнань и достигать их значительного разнообразия не выходя за пределы общепринятых и устоявшихся стереотипов.
Именно принцип модульности может быть использован и при стремлении расширить вариантность архитектурно-художественных решений при соблюдении технологичности индустриального строительства через проектирование серий жилых домов. Многообразие сельских комплексов “сыхэюань” в провинции Хэнань, которое основывается на своеобразной модульности формирования планировочных схем и использовании приемов комбинаторики, позволяло учитывать экономические возможности отдельных хозяйств и обеспечивать целостность архитектурно-художественных образов. Отдельные блоки (“танву”, “сянфан”, “даоцзоу”, “инби”, двор), занимая определенные места с обязательным соблюдением ориентации по оси “юг-север”, обеспечивали планировочной структуре усадебного комплекса оптимальные связи с соседними строениями, с уличной сетью и застройкой поселения в целом.
Комбинации модульных элементов позволяют составлять системы разнообразной конфигурации и структурной организации, достигая различных степеней сложности. Возможность применения модульной структуры в сочетании с вариантами конструктивных элементов и декоративных включений значительно расширяет возможности создания своеобразных архитектурно-художественных решений. Использование элементов, характеризующих особенности традиционных национальных приемов формирования застройки деревень и строительства отдельных зданий будет ориентировать творческий процесс по созданию архитектурного образа в направлении, которое все более станет идентифицировать процесс создания “новых деревень” на учет традиций местной духовной и экологической культуры. Внедрение вариантности модульной структуры жилого дома позволит обеспечить взаимосвязь утилитарных и эстетических функций в архитектуре, конструкции и формы. Только так можно будет противопоставить упрощенным архитектурным решениям приемы архитектурной композиции, которые будут вызывать особое эстетическое чувство, определенную эмоциональную настроенность.
Рис. 4 Примеры традиционного и современного рещения окна и входной двери в сельском жилом доме
Общесерийные проектные материалы (каталоги сборных изделий, альбомы архитектурных деталей и цветовых решений) должны стать дополнительным проектным материалом, сопровождающим проектную документацию серий жилых домов. Сборными изделиями и архитектурными деталями могут быть колонны, опоры свесов покрытий террас, конструктивные элементы окон, дверей, покрытия, крылец, оград, эркера, ограждения лоджий и балконов и т.д. Практика показывает единичные примеры вариаций традиционных решений, прежде всего в трактовке форм и заполнений оконных и дверных проемов (Рис. 4).
Традиционная китайская архитектура характеризовалась богатством колористических решений. Но окраска конструкций и зданий служила не только для защиты от атмосферных осадков и не только для декорирования. Цвет выявлял идеологию, религиозные воззрения, социальный статус, был источником эмоций, которые произведение архитектуры должно вызывать у зрителя. Желтый цвет символизировал благородство и великолепие, зеленый цвет - молодость и жизнь, голубой - небо, серый - мир и скромность, черный - воду. Белый цвет считался нежелательным [3, с. 390]. Золотой, желтый, красный, синий считались цветами императора и высших чиновников. Для простых людей, в частности для основной массы крестьянства, было допустимо использование только серого, черного цвета и естественного цвета строительных материалов. Для отдельных архитектурных элементов также установились конкретные цвета окраски: колонны и стены - красный, элементы под свесами покрытия и карнизы - синий и зеленый.
В современном сельской местности Китая цвет уже не отражает идеологию, религию и сословный статус людей. Но сохранилась традиция использования цвета для декорирования, как средства, информирующего о комфортности проживания. Вместе с тем, используемая колористическая гамма объектов, формирующих жилую застройку, очень ограничена.
Применение каталогов и альбомов не только будет содействовать улучшению архитектурно-художественного образа застройки, но и обеспечит экономическую эффективность проектирования при использовании блок-модульной методики и, соответственно, снижение стоимости строительства.
Заключение1. Проектирование индустриальных серий жилых домов может рассматриваться как средство достижения экономической эффективности проектирования и архитектурно-художественного разнообразия жилой застройки в сельских населенных пунктах провинции Хэнань в КНР. Сам блокмодульный метод проектирования должен получить развитие, так как, базируется на основополагающих традициях китайской архитектуры.
2. Обязательной частью проектной документации на строительство сельских жилых домов должны стать общесерийные проектные материалы (каталоги сборных изделий, альбомы архитектурных деталей и цветовых решений), что позволит, обеспечить технологичность комбинаторного проектирования жилых домов и получить разнообразие проектных решений.
3. .Традиционные формы дверей, окон, ограждений, покрытий и других архитектурных деталей и конструктивных элементов могут быть использованы для разработки проектной документации, как наиболее отражающие традиции местной культуры и способные к адаптации в условиях формирования индустриальных серий жилых домов.
Литература
1. Пахолкин, В.В. Новое в типизации сельского строительства / В.В. Пахолкин // Строительство и архитектура - 1983. - № 3. - С. 3-6; Малышев, В.И. Повышение эффективности блок-модульного метода проектирования / В.И. Малышев, В.А Потерщук // Строительство и архитектура. - 1983. - № 3. - С. 10-11; Малков, И.Г. Усадебный дом в архитектуре современного белорусского села / И.Г. Малков. - Гомель: БелГУТ, 2002. - 94 с.
2. Чхартишвили, К. Д. Технологичность индустриальных серий усадебных жилых домов / К. Д. Чхарти швили // Планировка, застройка и благоустройство сел Украинской ССР. - К.: Будивельник, 1986. - № 8. - С. 50-54.
3. Панг, Гуси. История архитектуры Китая. 5 изд. / Гуси Панг. - Пекин: Архитектура и промышленность Китая, 2003. - 508 с. (на китайском яз.)
Поступила в редакцию 06.03.2013 г.