Вы здесь

Архитектурно-художественные решения и технологичность индустриальных серий сельских жилых домов в провинции Хэнань в КНР

Экономические и технологические требования промышленного производства конструкций ограничивают возможно­сти архитекторов в повышении архитектурного разнообразия застройки сельских поселений в провинции Хэнань. В связи с этим предлагаются новые методики проектирования серий сельских жилых домов, что позволит повысить разнообра­зие архитектурных решений с учетом традиций китайской архитектуры и обеспечить технологичность проектирования и строительства.

Economic and technological requirements of industrial production structures limit the ability of architects to increase the diversity of the architectural development of rural communities in the province of Henan. In connection with this proposed new method of designing the series of rural houses, which will increase architecture and ensure technology of construction.

Введение

Хэнань - наиболее плотно заселенная провинция Китая. Сельское население - 64,8 млн. человек составляло 65,7 %. Практически все сельское население проживает в равнинных районах провинции. Поставленные Коммунистической пар­тией Китая задачи по улучшению условий жизни сельского населения касаются и архитектуры, в том числе и при реа­лизации программы строительства новых социалистических деревень Китая. Несмотря на достаточно обширный перечень известных проектов при осуществлении застройки деревни обычно используется один проект блокированного жилого дома с разницей лишь в количестве блоков, формирующих здание: 2, 3, 4 или 5. Это значительно обедняет архитектур­но-художественную выразительность застройки сельских поселений. Ситуацию усугубляет использующееся, обычно, линейное размещение жилых зданий, что является самым простым композиционным приемом.

Основная часть

При проведении исследования, направленного на поиск средств, которые могли бы содействовать развитию сельской архитектуры, выполнен анализ 238 проектов, разработанных проектными организациями провинции Хэнань (Академия архитектурного проектирования провинции Хэнань, Акаде­мия планирования и проектирования городов и деревень про­винции Хэнань, Академия архитектурного проектирования г. Чжэнчжоу, Академия архитектурного проектирования г. Синь- сян, Академия архитектурного проектирования г. Пинтиншан и др. - всего 22 организации) и другими организациями КНР (Академия архитектурного проектирования Китая, Академия архитектурного проектирования г. Шанхай, Академия архи­тектурного проектирования университета Чинхуа и др. - все­го 9 организаций), документация которых используется для строительства в сельской местности Хэнань. Определено, что превалируют проекты жилых зданий, не составляющие серии, хотя выявлена потенциальная возможность формирования се­рийности проектов для строительства в сельской местности.

Требования экономии земельных ресурсов приводят к применению простейших планировочных решений (линейная застройка), что обедняет архитектурную среду, так как при за­стройке деревни используется один, в лучшем случае два проек­та жилых зданий. Кроме того, традиции строительства жилого дома в Китае предопределяют размещение его главным фасадом, где находится главный вход и куда выходят окна главного помещения - гостиной, на юг, что, в очередь, также ограничивает возможности использования разнообразных планировочных решений при размещении домов в застройке деревень

Рис. 1. Блокированный жилой дом и фрагмент генерального плана деревни Ю Фантоу в районе Питиншан провинции Хэнань (Арх. Ли Сяодонг)

Одноэтажные блокированные дома в экономическом отно­шении уступают двухэтажным, главным образом за счет сниже­ния плотности застройки и увеличения затрат на коммуникации, дороги и др., хотя отсутствие внутренних лестниц несколько снижает удорожание. Двухэтажные блокированные дома позво­ляют протяженность двухэтажных квартир по фронту застрой­ки сокращать, а площадь внутриквартирных лестниц частично используется для устройства кладовых и шкафов. Поэтому пре­обладают двухэтажные варианты блокированных домов.

Решение в Китайской Народной Республики широкомас­штабных задач развития строительства в сельской местности и создания “новых деревень” требует строгой экономии мате­риальных ресурсов.

Решение подобных задач невозможно без более широко­го использования индустриальных методов строительства, в том числе и применения более технологичных методов в про­ектировании и при производстве строительных работ. Более рациональные методы проектирования, прежде всего блок­модульный метод, сочетающиеся со стремлением к достиже­нию архитектурно-художественной выразительности зданий, могут быть обеспечены серийностью проектов.

Методика блок-модульного проектирования, в том числе и индустриальных серий, получила широкое распростране­ние в Европе, в том числе и в Беларуси [1]. Она основывается на анализе планировочного решения, делении планировки и объемной структуры объекта на несколько частей, которые могут включать одну или несколько функциональных зон. Последующее соединение отобранных частей, формирует варианты объемно-планировочных элементов с учетом типи­зации и унификации конструкций. Проектировщик и пользо­ватель получают возможность выбора вариантов элементов, составляющих жилой дом. Условное деление (модулировка) объемно-планировочной структуры здания на отдельные объ­емно-планировочные элементы может осуществляться при любой этажности зданий и выполняться разными способами (Рис. 2). Важно учитывать архитектурные и технические особенности самого объекта.

Рис.2. Условное деление (модулировка) объемно-планировочной структуры жилого дома на отдельные объемно-планировочные элементы

Блок модули могут разрабатываться строго для конкрет­ных ячеек в конкретных блок-схемах [2, с. 53]. Архитектурные решения модулей для любой блок-схемы могут отличаться по функциональному их назначению, площадям, ориентации, применяемым строительным материалам и конструкциям, инженерному оборудованию. Потенциальная возможность достижения разнообразия жилой застройки заключается и в возможности варьирования форм фасадной части ячейки: непосредственно архитектурные формы (Рис. 3), а также ма­териалы, элементы, детали, цветовое решение. Но эта воз­можность не используется из-за отказа от разработки серий проектов, а значит, и от варьирования форм и пластических решений, что обедняет архитектурную среду.

Рис. 3. Возможности варьирования форм фасадной части объемно-планировочного элемента

Разработка индустриальных серий жилых зданий, при стремлении только к повышению технологичности, обычно приводит к уменьшению количества сборных деталей и из­делий (перекрытия, перемычки оконных и дверных проемов и др.). Стремление к технологичности может предопределять и уменьшение вариантов пластических решений фасадов, что наблюдается в застройке “новых деревень” в КНР. Анализ кон­структивных решений сельских жилых домов показывает, что 100 % их возводится из кирпича. Кирпичными выполняются перегородки. Перекрытия - 100 % из сборных железобетонных панелей, а покрытие - несколько лет назад до 40 % делали стро­пильными из дерева, остальные - из сборных железобетонных панелей. Сейчас из сборных железобетонных панелей делается 100 % покрытий. Именно использование кирпича в качестве основного материала для стен в сельской местности позволяет соблюдая все факторы, определяющие блок-модульный метод проектирования, создавать вариации форм главного фасада.

Возможность применения блок-модульного метода для получения разнообразия архитектурно-художественных ре­шений, базируется на более внимательном отношении к тра­дициям китайской архитектуры, которые оказались на данном историческом этапе сельского строительства не в полной мере востребованными. Анализ вариантов планировочных решений традиционной сельской усадьбы “сыхэюань” позволяет выявить основную особенность формирования их структур: закрепле­ние за конкретными функциональными блоками совершенно определенных мест на территории усадьбы. Объемная самосто­ятельность каждого блока позволяла осуществлять строитель­ство усадьбы по частям, оптимально учитывать потребности хозяйства. Эта же самостоятельность содействовала выработке определенных стереотипов архитектурно-художественных ре­шений каждого блока. Само использование модулирования при создания комплекса усадьбы “сыхэюань” на основе применения блоков разного функционального назначения имело прогрессив­ное значение, так как позволяло ориентироваться на апробиро­ванные многовековой практикой решения и достигать целостно­сти художественных образов сельских поселений в провинции Хэнань и достигать их значительного разнообразия не выходя за пределы общепринятых и устоявшихся стереотипов.

Именно принцип модульности может быть использован и при стремлении расширить вариантность архитектурно-ху­дожественных решений при соблюдении технологичности индустриального строительства через проектирование серий жилых домов. Многообразие сельских комплексов “сыхэюань” в провинции Хэнань, которое основывается на своеобразной модульности формирования планировочных схем и исполь­зовании приемов комбинаторики, позволяло учитывать эко­номические возможности отдельных хозяйств и обеспечивать целостность архитектурно-художественных образов. Отдель­ные блоки (“танву”, “сянфан”, “даоцзоу”, “инби”, двор), занимая определенные места с обязательным соблюдением ориентации по оси “юг-север”, обеспечивали планировочной структуре усадебного комплекса оптимальные связи с соседними строе­ниями, с уличной сетью и застройкой поселения в целом.

Комбинации модульных элементов позволяют составлять системы разнообразной конфигурации и структурной орга­низации, достигая различных степеней сложности. Возмож­ность применения модульной структуры в сочетании с вари­антами конструктивных элементов и декоративных включений значительно расширяет возможности создания своеобразных архитектурно-художественных решений. Использование эле­ментов, характеризующих особенности традиционных нацио­нальных приемов формирования застройки деревень и строи­тельства отдельных зданий будет ориентировать творческий процесс по созданию архитектурного образа в направлении, которое все более станет идентифицировать процесс созда­ния “новых деревень” на учет традиций местной духовной и экологической культуры. Внедрение вариантности модульной структуры жилого дома позволит обеспечить взаимосвязь утилитарных и эстетических функций в архитектуре, кон­струкции и формы. Только так можно будет противопоставить упрощенным архитектурным решениям приемы архитектур­ной композиции, которые будут вызывать особое эстетическое чувство, определенную эмоциональную настроенность.

Рис. 4 Примеры традиционного и современного рещения окна и входной двери в сельском жилом доме

Общесерийные проектные материалы (каталоги сбор­ных изделий, альбомы архитектурных деталей и цветовых решений) должны стать дополнительным проектным мате­риалом, сопровождающим проектную документацию серий жилых домов. Сборными изделиями и архитектурными де­талями могут быть колонны, опоры свесов покрытий террас, конструктивные элементы окон, дверей, покрытия, крылец, оград, эркера, ограждения лоджий и балконов и т.д. Практика показывает единичные примеры вариаций традиционных ре­шений, прежде всего в трактовке форм и заполнений оконных и дверных проемов (Рис. 4).

Традиционная китайская архитектура характеризовалась богатством колористических решений. Но окраска конструк­ций и зданий служила не только для защиты от атмосферных осадков и не только для декорирования. Цвет выявлял идео­логию, религиозные воззрения, социальный статус, был источ­ником эмоций, которые произведение архитектуры должно вы­зывать у зрителя. Желтый цвет символизировал благородство и великолепие, зеленый цвет - молодость и жизнь, голубой - небо, серый - мир и скромность, черный - воду. Белый цвет считался нежелательным [3, с. 390]. Золотой, желтый, красный, синий считались цветами императора и высших чиновников. Для простых людей, в частности для основной массы крестьян­ства, было допустимо использование только серого, черного цвета и естественного цвета строительных материалов. Для отдельных архитектурных элементов также установились кон­кретные цвета окраски: колонны и стены - красный, элементы под свесами покрытия и карнизы - синий и зеленый.

В современном сельской местности Китая цвет уже не от­ражает идеологию, религию и сословный статус людей. Но со­хранилась традиция использования цвета для декорирования, как средства, информирующего о комфортности проживания. Вместе с тем, используемая колористическая гамма объектов, формирующих жилую застройку, очень ограничена.

Применение каталогов и альбомов не только будет содей­ствовать улучшению архитектурно-художественного образа застройки, но и обеспечит экономическую эффективность проектирования при использовании блок-модульной методи­ки и, соответственно, снижение стоимости строительства.

Заключение

1.  Проектирование индустриальных серий жилых домов мо­жет рассматриваться как средство достижения экономиче­ской эффективности проектирования и архитектурно-ху­дожественного разнообразия жилой застройки в сельских населенных пунктах провинции Хэнань в КНР. Сам блок­модульный метод проектирования должен получить раз­витие, так как, базируется на основополагающих традици­ях китайской архитектуры.

2.  Обязательной частью проектной документации на стро­ительство сельских жилых домов должны стать общесе­рийные проектные материалы (каталоги сборных изделий, альбомы архитектурных деталей и цветовых решений), что позволит, обеспечить технологичность комбинаторно­го проектирования жилых домов и получить разнообразие проектных решений.

3.  .Традиционные формы дверей, окон, ограждений, покры­тий и других архитектурных деталей и конструктивных элементов могут быть использованы для разработки про­ектной документации, как наиболее отражающие тради­ции местной культуры и способные к адаптации в усло­виях формирования индустриальных серий жилых домов.

Литература

1.  Пахолкин, В.В. Новое в типизации сельского строитель­ства / В.В. Пахолкин // Строительство и архитектура - 1983. - № 3. - С. 3-6; Малышев, В.И. Повышение эффек­тивности блок-модульного метода проектирования / В.И. Малышев, В.А Потерщук // Строительство и архитек­тура. - 1983. - № 3. - С. 10-11; Малков, И.Г. Усадебный дом в архитектуре современного белорусского села / И.Г. Малков. - Гомель: БелГУТ, 2002. - 94 с.

2.  Чхартишвили, К. Д. Технологичность индустриальных се­рий усадебных жилых домов / К. Д. Чхарти швили // Плани­ровка, застройка и благоустройство сел Украинской ССР. - К.: Будивельник, 1986. - № 8. - С. 50-54.

3.  Панг, Гуси. История архитектуры Китая. 5 изд. / Гуси Панг. - Пекин: Архитектура и промышленность Китая, 2003. - 508 с. (на китайском яз.)

Поступила в редакцию 06.03.2013 г.

 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Современный уровень строительства требует совершенно новых подходов и технологий, призванных обеспечить конкурентоспособность строительных...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Жюри XI Республиканского смотра-конкурса на лучшее архитектурное произведение (постройка, проект) года РЕШИЛО: 1. Присудить Гран-при (Большая...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Есть древнее представление, что земля держится на трех китах. Но кто же поддерживает на плаву этих китов? Вглядимся в структуру любой проектной...