Вы здесь

Элементы стиля арт-деко в архитектуре западных регионов Беларуси 190-х гг.

Введение

Архитектура западных белорусских территорий в период между первой и второй мировыми войнами достаточно слабо из­учена отечественной и зарубежной наукой. Исторические реалии тех лет, обусловившие разделение белорусских земель и их вхож­дение в состав государств с противоположными политически­ми системами (СССР и II Речь Посполитая), не способствовали исследовательской деятельности. Сегодня становится необходи­мым восполнение этого пробела для создания полной картины исторического развития архитектуры независимого государства - Республики Беларусь. Одним из интересных явлений этого пе­риода является отражение стиля Арт Деко в архитектурных объ­ектах на территории западных регионов Беларуси 1930-х гг.

Основная часть

В искусствоведческих изданиях достаточно прочно закрепи­лось представление истории европейской архитектуры 1920-1930­х гг. в свете развития функционализма. Однако в Европе так на­зываемая «современная архитектура» не была единственным архитектурным течением. Одним из стилей европейской архитек­туры 1920-1930-х гг., не относящейся к авангарду, является Арт Деко. Этот термин закрепился в узком смысле «для обозначения декоративного искусства в период между двумя первыми мировы­ми войнами, и обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность» [1, с. 4]. В более широком смысле термин Арт Деко используют для характеристики инте­рьеров и архитектуры зданий кинотеатров, клубов, ресторанов, моды 1930-х гг., порой, распространяя на всю массовую культуру. В отличие от авангарда стиль Арт Деко не имел своей разработан­ной теории, у него не было какого-либо явного социального или политического обоснования, он, в первую очередь, был выраже­нием духа эпохи через призму художественного восприятия. В то же время отсутствие собственной теории или какой-либо явной

социальной обусловленности Арт Деко порождает проблему опре­деления стиля, столь разнообразного формально и неоднозначного в своих прочтениях.

Рассматривая проявления стиля Арт Деко на белорусских землях следует остановиться на исторических условиях суще­ствования в то время европейских государств и прежде всего Польши, которой эти территории принадлежали. Политическая ситуация 1930-х гг. в Европе характеризовались повсеместным усилением правых настроений. Исследования последних лет однозначно свидетельствуют о том, что установление центра­лизованной государственной власти было характерно для таких государств Восточной Европы, как II Речь Посполитая, Болгария, Королевство СХС и отчасти Чехословакия [2, 3]. В таких услови­ях в архитектуре Польши развивались стилистические направле­ния, которые в польской историографии обозначают при помо­щи таких терминов, как «умеренный модернизм» (umiarkowany modernizm), «новый монументализм» (nowy monumentalizm) или «полумодернизм» (polmodernizm). Именно с последним связыва­ется распространение Арт Деко.

Крайне трудно провести четкую грань между чертами архи­тектуры авангарда и Арт Деко, особенно это сложно сделать, когда речь заходит о небольших постройках, в своей массе не отличаю­щихся выразительностью. Стиль Арт Деко, как, впрочем, и мно­гие другие явления в искусстве, традиционно рассматривается на наиболее примечательных и ярких примерах. Влияние же его на стилистику рядовой застройки городов, созданной порой полупро­фессиональными архитекторами, инженерами и просто мастера­ми, до сих пор мало изучено.

Большинство зданий 1930-х гг. на территории западных бе­лорусских земель - это постройки скромных инвестиций и не­большого объема. Частные заказчики, как правило, стремились к получению максимальной площади здания, не предоставляя ар­хитекторам сколько-нибудь значительных возможностей отразить стиль в декоративных элементах. Поэтому черты стиля Арт Деко заметнее всего прослеживаются в композиционных особен­ностях зданий.

1. Жилой дом в Гродно.

2. Здание военного ведомства в Столбцах

3. Школа в Глубоком

4. Тир в Бресте.

5. Жилой дом в Пинске.

6. Евангелический костел в Бресте.

7. Лечебное учреждение в Ошмянах

8. Учебное заведение в Браславе.

9. Односемейный дом в Браславе.

10. Костел в Давид-Городке.

 

Наиболее характерным композиционным признаком являет­ся использование так называемой пирамидальной композиции. Сегодня существует несколько объяснений происхождения этого композиционного приема. Наиболее вероятной выглядит аналогия с монументальными постройками Египта и Ближнего Востока, пре­жде всего с зиккуратами и уступчатыми пирамидами (мастаба), по­скольку увлечение египетскими мотивами было вообще характерно для искусства межвоенного двадцатилетия. Вторым истоком пира­мидальной формы стало строительство американских небоскребов. В их особенных ступенчатых построениях определяющим был принятый в США в 1916 г. закон о зонировании, предписывавший устройство отступов в объеме здания по вертикали для улучшения естественной освещенности улиц. Таким образом, создание ритмич­но возвышающихся к центру форм стало характерной чертой архи­тектуры 1930-х гг., и проявлением стиля Арт Деко.

Одним из примеров такого композиционного приема в архи­тектуре западных белорусских земель можно назвать трехэтаж­ный жилой дом в Гродно (ул. Словацкого, 19), построенный в 1936 г. (рисунок 1). Он выглядит довольно необычно для рядовой застройки города. Стены выполнены из дерева и обшиты доской, в сторону улицы симметрично выдвинуты с двух сторон объемы застекленных веранд. Дом накрыт скатной крышей с большими свесами, создающими причудливую игру светотени и в значи­тельной степени формирующими архитектурный облик здания. Эти же выносы указывают на некоторые параллели с архитектур­ными приемами в творчестве американского архитектора Ф.Л. Райта. Определяющим внешний облик все же следует назвать ритмичное повышение высоты здания к центральной части, об­разующее пирамидальную композицию.

Схожее объемное построение можно отметить в здании воен­ного ведомства в Столбцах (ул. Социалистическая, 40) (рисунок 2). Здесь пирамидальный характер композиции прочитывается еще более ярко. На фоне монументального четырехэтажного кор­пуса входная часть выходит вперед двумя уступами. Центральная ось, как и в предыдущем примере, отмечена лестницей, здесь она отодвинута в нишу и несколько возвышается над всем зданием.

В западных регионах Беларуси пирамидальную компози­цию было довольно сложно реализовать, постройки в основном были небольшими, не всегда представлялось возможным набрать требуемую высоту и одновременно сделать здание функциональ­ным. Это повлияло на композиционные решения, описанные в уже приведенных примерах - уступы форм незначительны и их создание, как правило, достигалось за счет чисто декоративного увеличения чердачного пространства. Стремление придать даже небольшому зданию популярный в то время пирамидальный си­луэт привело к появлению характерного для архитектуры запад­ных земель Беларуси парапета уступчатой формы.

Наиболее показательным примером использования парапета с уступчатым абрисом является школа в Глубоком, построенная в 1930-х гг. (рисунок 3). Внешне здание выглядит очень функци­онально: фасады лишены декора, тонкие карнизы придают не­которую пластику гладкой неоштукатуренной стене из красного кирпича, небольшая декоративная побеленная полоска карниза, идущая по верхней грани окон, сообщает горизонтальное движе­ние достаточно приземистому объему. Большие широкие окна, скатная кровля с незначительным уклоном и поэтому практи­чески незаметная - все это черты, характерные для функциона­лизма. В то же время можно сказать, что небольшая двухэтажная часть, расположенная по центру длинного одноэтажного корпуса, не является столь уж функционально необходимой, как и венча­ющий ее уступчатый фронтон. Примерно такой же уступчатый фронтон украшает и боковые торцы здания.

К явным характерным признакам архитектуры Арт Деко сле­дует отнеси и использование вертикальных лопаток и пилонов. Так, на фасаде здания тира в Бресте (ул. Ленина) симметричный главный фасад декорирован четырьмя сильно выступающими пилонами. Эти же пилоны заходят за верхнюю кромку здания и скруглены в верхней части (рисунок 4). Пилоны, оформляющие лестничный марш в жилом доме в Пинске (ул. Советская, 6), имеют сложный зигзагообразный профиль и таким образом фор­мируют множество вертикально идущих ребер (рисунок 5). Это здание со скругленным углом и длинным живописно изогнутым балконом завершено парапетом уступчатой формы, что, как уже отмечалось, свидетельствует о влиянии стиля Арт Деко. Приме­чательно, что данное здание, имеющее фасады с чертами модер­низма и Арт Деко, в конструктивном плане и по своей планировке ничем не отличается от соседних домов традиционного типа.

Тонкие вертикальные ребра расчленяют плоскость башни в евангелическом костеле в Бресте (рисунок 6). Четыре пилона, фланкирующие углы башни, тонкие вертикальные окна и ниши на боковых фасадах придают этому небольшому зданию характер­ную для стиля Арт Деко устремленность вверх. Пирамидальная композиция башни образуется завершением пилонов самой башни, а также маленьким объемом, венчающим всю композицию. Крыша имеет минимальный уклон, чтобы имитировать плоскую кровлю и создать силуэт, лишенный наклонных поверхностей, построен­ный только на уступчатом ритме горизонтальных парапетов.

Для стиля Арт Деко характерно также использование доро­гих материалов и различных фактур, что объясняется стремле­нием обогатить фасады здания, в том числе и за счет применения природных материалов, не прибегая к использованию орнамента или специальных декоративных элементов. Это коренным обра­зом отличается от архитектуры функционализма, которой при­суща ориентация на материалы индустриального производства, такие, как бетон и стекло. В постройках стиля Арт Деко в Европе использовались редкие породы камня и древесины, отделка брон­зой и алюминием. В западных регионах Беларуси такие дорогие материалы, конечно, широко не применялись, однако этот прием, тем не менее, в ограниченных масштабах также имел место.

Например, главный фасад здания лечебного учреждения в Ошмянах целиком облицован колотым гранитом (рисунок 7). Благородная фактура камня обогащает внешний вид здания, полностью подчиненного в планировке функциональной целесо­образности. Вход в учебное здание в Браславе оформлен двумя вертикальными полосами, набранными из своеобразных деко­ративных элементов в виде пирамид, причем эти элементы вы­полнены из гранита (рисунок 8). Следует заметить, что исполь­зование для оформления зданий колотого гранита стало очень популярным именно в 1930-х гг.

Колотые валуны природного камня, в том числе гранита, при­менялись для оформления не только общественных представитель­ских зданий, но и довольно традиционных жилых домов простых граждан. Односемейный дом в Браславе можно считать характер­ным примером застройки не только этого города, но и других горо­дов западных регионов Беларуси (рисунок 9). Сам дом построен из деревянного бруса и обшит снаружи досками, фундамент выполнен из колотого булыжника, для обрамления двери и окон использован красный глиняный кирпич.

Стиль Арт Деко демонстрирует возвращение к веществен­ности архитектуры, интерес к материальности, в противовес функционализму, который, по определению Б. Зеви, разрушает пространство [4]. В архитектуре этого времени становится по­пулярной стена из неоштукатуренного кирпича, для эстетики функционализма это было крайне несвойственно, где все поверх­ности гладко штукатурились, имитируя бетон.

В западных регионах Беларуси сохранилось лишь несколь­ко построек, сочетающих в себе неоштукатуренную кирпичную кладку и формальные черты Арт Деко. Наиболее примечателен костел в Давид-Городке, построенный в 1936 г. (рисунок 10). Композиция храма, традиционная для католического строитель­ства, тем не менее несет в себе стилистические черты Арт Деко. За башней, расположенной на главной оси, появляются сим­метрично с двух сторон дополнительные объемы, придающие традиционному однобашенному костелу черты пирамидальной композиции. Горизонтальные декоративные полосы, проходящие на уровне цоколя по всему периметру храма, - это декоративный элемент, характерный для проявлений и функционализма, и Арт Деко. Таким же характерным для Арт Деко мотивом стали и вер­тикальные лопатки на башне.

Заключение

Таким образом, приведенные примеры зданий жилого, обще­ственного и культового назначения демонстрируют и соответствен­но подтверждают отражение стиля Арт Деко в архитектуре запад­ных белорусских территорий в межвоенное время.

Стиль Арт Деко, как формально-эстетический феномен за­падной архитектуры нашел свое воплощение на белорусских зем­лях. На западных территориях этот стиль получил свое развитие в результате имевшего место в 1930-х гг. отхода от эстетических принципов функционализма, что в определенной степени было здесь обусловлено усилением государственных институтов вла­сти. Стилистические признаки Арт Деко в архитектуре западных белорусских земель развивались на фоне характерных приемов модернизма и нарастающей тенденции освоения классической архитектурной традиции.

Литература:

1.  Стерноу, С.А. Арт Деко. Полеты художественной фан­тазии / С.А. Стерноу. - Минск: Белфакс, 1997. - 128 с.

2.  Валеев, Л.Б. Некоторые аспекты кризиса буржуазной политической системы в зарубежных славянских странах (межвоен. период) / Л.Б. Валеев, И.И. Костюшко, М.М. Смирнова // Кризис политической системы капитализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: (Межвоен. период) [сб. статей] / АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики, Венг. акад. наук, Ин-т истории; редкол.: М. Инце [и др.]. - М., 1982. - С. 208-233.

3.  Ким, И.К. Политическая борьба в Польше накануне второй мировой войны (1936 - 1939) /И.К. Ким. - Волгоград : Изд. Волгоград, 2003. - 163 с.

4.  Zevi, B. The Modern Language of Architecture/ B. Zevi. - Se- attle-London : Univ. of Washington press, 1978. - 241 p.

 

 

 

 

Читайте также
04.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Ранее действовавшие нормативно-технические документы рекомендовали применять в качестве крупного заполнителя для бетонов марок до М 200 щебень из...
21.04.2004 / просмотров: [totalcount]
С начала строительства Минского тракторного завода мои воспоминания перекликаются с записками Натальи Николаевны. Мне было 9 лет, когда 7 августа...
22.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Решением правительства БССР от 14 мая 1946 г. на областные, районные и городские комитеты была возложена обязанность благоустроить могилы воинов...