Архитектура западных белорусских территорий в период между первой и второй мировыми войнами достаточно слабо изучена отечественной и зарубежной наукой. Исторические реалии тех лет, обусловившие разделение белорусских земель и их вхождение в состав государств с противоположными политическими системами (СССР и II Речь Посполитая), не способствовали исследовательской деятельности. Сегодня становится необходимым восполнение этого пробела для создания полной картины исторического развития архитектуры независимого государства - Республики Беларусь. Одним из интересных явлений этого периода является отражение стиля Арт Деко в архитектурных объектах на территории западных регионов Беларуси 1930-х гг.
Основная частьВ искусствоведческих изданиях достаточно прочно закрепилось представление истории европейской архитектуры 1920-1930х гг. в свете развития функционализма. Однако в Европе так называемая «современная архитектура» не была единственным архитектурным течением. Одним из стилей европейской архитектуры 1920-1930-х гг., не относящейся к авангарду, является Арт Деко. Этот термин закрепился в узком смысле «для обозначения декоративного искусства в период между двумя первыми мировыми войнами, и обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность» [1, с. 4]. В более широком смысле термин Арт Деко используют для характеристики интерьеров и архитектуры зданий кинотеатров, клубов, ресторанов, моды 1930-х гг., порой, распространяя на всю массовую культуру. В отличие от авангарда стиль Арт Деко не имел своей разработанной теории, у него не было какого-либо явного социального или политического обоснования, он, в первую очередь, был выражением духа эпохи через призму художественного восприятия. В то же время отсутствие собственной теории или какой-либо явной
социальной обусловленности Арт Деко порождает проблему определения стиля, столь разнообразного формально и неоднозначного в своих прочтениях.
Рассматривая проявления стиля Арт Деко на белорусских землях следует остановиться на исторических условиях существования в то время европейских государств и прежде всего Польши, которой эти территории принадлежали. Политическая ситуация 1930-х гг. в Европе характеризовались повсеместным усилением правых настроений. Исследования последних лет однозначно свидетельствуют о том, что установление централизованной государственной власти было характерно для таких государств Восточной Европы, как II Речь Посполитая, Болгария, Королевство СХС и отчасти Чехословакия [2, 3]. В таких условиях в архитектуре Польши развивались стилистические направления, которые в польской историографии обозначают при помощи таких терминов, как «умеренный модернизм» (umiarkowany modernizm), «новый монументализм» (nowy monumentalizm) или «полумодернизм» (polmodernizm). Именно с последним связывается распространение Арт Деко.
Крайне трудно провести четкую грань между чертами архитектуры авангарда и Арт Деко, особенно это сложно сделать, когда речь заходит о небольших постройках, в своей массе не отличающихся выразительностью. Стиль Арт Деко, как, впрочем, и многие другие явления в искусстве, традиционно рассматривается на наиболее примечательных и ярких примерах. Влияние же его на стилистику рядовой застройки городов, созданной порой полупрофессиональными архитекторами, инженерами и просто мастерами, до сих пор мало изучено.
Большинство зданий 1930-х гг. на территории западных белорусских земель - это постройки скромных инвестиций и небольшого объема. Частные заказчики, как правило, стремились к получению максимальной площади здания, не предоставляя архитекторам сколько-нибудь значительных возможностей отразить стиль в декоративных элементах. Поэтому черты стиля Арт Деко заметнее всего прослеживаются в композиционных особенностях зданий.
1. Жилой дом в Гродно.
2. Здание военного ведомства в Столбцах
3. Школа в Глубоком
4. Тир в Бресте.
5. Жилой дом в Пинске.
6. Евангелический костел в Бресте.
7. Лечебное учреждение в Ошмянах
8. Учебное заведение в Браславе.
9. Односемейный дом в Браславе.
10. Костел в Давид-Городке.
Наиболее характерным композиционным признаком является использование так называемой пирамидальной композиции. Сегодня существует несколько объяснений происхождения этого композиционного приема. Наиболее вероятной выглядит аналогия с монументальными постройками Египта и Ближнего Востока, прежде всего с зиккуратами и уступчатыми пирамидами (мастаба), поскольку увлечение египетскими мотивами было вообще характерно для искусства межвоенного двадцатилетия. Вторым истоком пирамидальной формы стало строительство американских небоскребов. В их особенных ступенчатых построениях определяющим был принятый в США в 1916 г. закон о зонировании, предписывавший устройство отступов в объеме здания по вертикали для улучшения естественной освещенности улиц. Таким образом, создание ритмично возвышающихся к центру форм стало характерной чертой архитектуры 1930-х гг., и проявлением стиля Арт Деко.
Одним из примеров такого композиционного приема в архитектуре западных белорусских земель можно назвать трехэтажный жилой дом в Гродно (ул. Словацкого, 19), построенный в 1936 г. (рисунок 1). Он выглядит довольно необычно для рядовой застройки города. Стены выполнены из дерева и обшиты доской, в сторону улицы симметрично выдвинуты с двух сторон объемы застекленных веранд. Дом накрыт скатной крышей с большими свесами, создающими причудливую игру светотени и в значительной степени формирующими архитектурный облик здания. Эти же выносы указывают на некоторые параллели с архитектурными приемами в творчестве американского архитектора Ф.Л. Райта. Определяющим внешний облик все же следует назвать ритмичное повышение высоты здания к центральной части, образующее пирамидальную композицию.
Схожее объемное построение можно отметить в здании военного ведомства в Столбцах (ул. Социалистическая, 40) (рисунок 2). Здесь пирамидальный характер композиции прочитывается еще более ярко. На фоне монументального четырехэтажного корпуса входная часть выходит вперед двумя уступами. Центральная ось, как и в предыдущем примере, отмечена лестницей, здесь она отодвинута в нишу и несколько возвышается над всем зданием.
В западных регионах Беларуси пирамидальную композицию было довольно сложно реализовать, постройки в основном были небольшими, не всегда представлялось возможным набрать требуемую высоту и одновременно сделать здание функциональным. Это повлияло на композиционные решения, описанные в уже приведенных примерах - уступы форм незначительны и их создание, как правило, достигалось за счет чисто декоративного увеличения чердачного пространства. Стремление придать даже небольшому зданию популярный в то время пирамидальный силуэт привело к появлению характерного для архитектуры западных земель Беларуси парапета уступчатой формы.
Наиболее показательным примером использования парапета с уступчатым абрисом является школа в Глубоком, построенная в 1930-х гг. (рисунок 3). Внешне здание выглядит очень функционально: фасады лишены декора, тонкие карнизы придают некоторую пластику гладкой неоштукатуренной стене из красного кирпича, небольшая декоративная побеленная полоска карниза, идущая по верхней грани окон, сообщает горизонтальное движение достаточно приземистому объему. Большие широкие окна, скатная кровля с незначительным уклоном и поэтому практически незаметная - все это черты, характерные для функционализма. В то же время можно сказать, что небольшая двухэтажная часть, расположенная по центру длинного одноэтажного корпуса, не является столь уж функционально необходимой, как и венчающий ее уступчатый фронтон. Примерно такой же уступчатый фронтон украшает и боковые торцы здания.
К явным характерным признакам архитектуры Арт Деко следует отнеси и использование вертикальных лопаток и пилонов. Так, на фасаде здания тира в Бресте (ул. Ленина) симметричный главный фасад декорирован четырьмя сильно выступающими пилонами. Эти же пилоны заходят за верхнюю кромку здания и скруглены в верхней части (рисунок 4). Пилоны, оформляющие лестничный марш в жилом доме в Пинске (ул. Советская, 6), имеют сложный зигзагообразный профиль и таким образом формируют множество вертикально идущих ребер (рисунок 5). Это здание со скругленным углом и длинным живописно изогнутым балконом завершено парапетом уступчатой формы, что, как уже отмечалось, свидетельствует о влиянии стиля Арт Деко. Примечательно, что данное здание, имеющее фасады с чертами модернизма и Арт Деко, в конструктивном плане и по своей планировке ничем не отличается от соседних домов традиционного типа.
Тонкие вертикальные ребра расчленяют плоскость башни в евангелическом костеле в Бресте (рисунок 6). Четыре пилона, фланкирующие углы башни, тонкие вертикальные окна и ниши на боковых фасадах придают этому небольшому зданию характерную для стиля Арт Деко устремленность вверх. Пирамидальная композиция башни образуется завершением пилонов самой башни, а также маленьким объемом, венчающим всю композицию. Крыша имеет минимальный уклон, чтобы имитировать плоскую кровлю и создать силуэт, лишенный наклонных поверхностей, построенный только на уступчатом ритме горизонтальных парапетов.
Для стиля Арт Деко характерно также использование дорогих материалов и различных фактур, что объясняется стремлением обогатить фасады здания, в том числе и за счет применения природных материалов, не прибегая к использованию орнамента или специальных декоративных элементов. Это коренным образом отличается от архитектуры функционализма, которой присуща ориентация на материалы индустриального производства, такие, как бетон и стекло. В постройках стиля Арт Деко в Европе использовались редкие породы камня и древесины, отделка бронзой и алюминием. В западных регионах Беларуси такие дорогие материалы, конечно, широко не применялись, однако этот прием, тем не менее, в ограниченных масштабах также имел место.
Например, главный фасад здания лечебного учреждения в Ошмянах целиком облицован колотым гранитом (рисунок 7). Благородная фактура камня обогащает внешний вид здания, полностью подчиненного в планировке функциональной целесообразности. Вход в учебное здание в Браславе оформлен двумя вертикальными полосами, набранными из своеобразных декоративных элементов в виде пирамид, причем эти элементы выполнены из гранита (рисунок 8). Следует заметить, что использование для оформления зданий колотого гранита стало очень популярным именно в 1930-х гг.
Колотые валуны природного камня, в том числе гранита, применялись для оформления не только общественных представительских зданий, но и довольно традиционных жилых домов простых граждан. Односемейный дом в Браславе можно считать характерным примером застройки не только этого города, но и других городов западных регионов Беларуси (рисунок 9). Сам дом построен из деревянного бруса и обшит снаружи досками, фундамент выполнен из колотого булыжника, для обрамления двери и окон использован красный глиняный кирпич.
Стиль Арт Деко демонстрирует возвращение к вещественности архитектуры, интерес к материальности, в противовес функционализму, который, по определению Б. Зеви, разрушает пространство [4]. В архитектуре этого времени становится популярной стена из неоштукатуренного кирпича, для эстетики функционализма это было крайне несвойственно, где все поверхности гладко штукатурились, имитируя бетон.
В западных регионах Беларуси сохранилось лишь несколько построек, сочетающих в себе неоштукатуренную кирпичную кладку и формальные черты Арт Деко. Наиболее примечателен костел в Давид-Городке, построенный в 1936 г. (рисунок 10). Композиция храма, традиционная для католического строительства, тем не менее несет в себе стилистические черты Арт Деко. За башней, расположенной на главной оси, появляются симметрично с двух сторон дополнительные объемы, придающие традиционному однобашенному костелу черты пирамидальной композиции. Горизонтальные декоративные полосы, проходящие на уровне цоколя по всему периметру храма, - это декоративный элемент, характерный для проявлений и функционализма, и Арт Деко. Таким же характерным для Арт Деко мотивом стали и вертикальные лопатки на башне.
ЗаключениеТаким образом, приведенные примеры зданий жилого, общественного и культового назначения демонстрируют и соответственно подтверждают отражение стиля Арт Деко в архитектуре западных белорусских территорий в межвоенное время.
Стиль Арт Деко, как формально-эстетический феномен западной архитектуры нашел свое воплощение на белорусских землях. На западных территориях этот стиль получил свое развитие в результате имевшего место в 1930-х гг. отхода от эстетических принципов функционализма, что в определенной степени было здесь обусловлено усилением государственных институтов власти. Стилистические признаки Арт Деко в архитектуре западных белорусских земель развивались на фоне характерных приемов модернизма и нарастающей тенденции освоения классической архитектурной традиции.
Литература:
1. Стерноу, С.А. Арт Деко. Полеты художественной фантазии / С.А. Стерноу. - Минск: Белфакс, 1997. - 128 с.
2. Валеев, Л.Б. Некоторые аспекты кризиса буржуазной политической системы в зарубежных славянских странах (межвоен. период) / Л.Б. Валеев, И.И. Костюшко, М.М. Смирнова // Кризис политической системы капитализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: (Межвоен. период) [сб. статей] / АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики, Венг. акад. наук, Ин-т истории; редкол.: М. Инце [и др.]. - М., 1982. - С. 208-233.
3. Ким, И.К. Политическая борьба в Польше накануне второй мировой войны (1936 - 1939) /И.К. Ким. - Волгоград : Изд. Волгоград, 2003. - 163 с.
4. Zevi, B. The Modern Language of Architecture/ B. Zevi. - Se- attle-London : Univ. of Washington press, 1978. - 241 p.