Вы здесь

Древнерусская архитектура в числах

«Формулы» православных храмов вывели российские исследователи Маргарита Городова и Владимир Ларионов. В январе в свет вышла их книга «Священное наследие». Это первое издание, которое поднимает тему числового канона в древнерусской архитектуре.

 


 

Пресс-релиз

Все мы знаем, что зодчество древней Руси было основано не на слепом копировании более ранних построек, а на определенных  канонах.  Однако до недавнего времени в церковной архитектуре не видели ее «внутреннего» прочтения – только внешние комбинации лопаток, пилястр и четвериков. Отечественные искусствоведы всегда придерживались мнения, что на протяжении многих столетий древнерусские зодчие копировали в разных вариациях одни и те же строения, но никто не задумывался, почему они были столь гармоничны и разнообразны.

Ответ логичен, хотя и не лежит на поверхности: все древнерусское зодчество было основано на числовых канонах. Шаг колонн, комбинации форм, пропорциональное соот-ношение элементов – все это имело числовые выражения определенных сакральных понятий, приобретая, тем самым, символическое звучание и требующее именно такого осмысления у современников и потомков. Символизм этот был обусловлен посвящением храма или переложением молитвы в числовые значения.

Язык числа как изложение архитектурной формы впервые был открыт авторами книги  «Священное наследие». Для подтверждения своей гипотезы Маргарита Городова и Владимир Ларионов обмеряли несколько десятков храмов в Константинополе, Москве, Новгороде, Киеве. Научные путешествия в рамках проекта стали возможны благодаря гранту «Института русского искусства», который был учрежден меценатом М. О. Окроя-ном для поддержки и развития русской культуры. Зафиксированные в разных храмах чи-словые значения подтвердили, что средневековое русское зодчество творилось не только глазами, но и теологическими философскими «диалогами».

Как отмечают архитекторы, книга «Священное наследие» может стать интересным ключом к прочтению искусства прошлого. Исследование служит важным материалом для современной церковной архитектуры, которая может обратиться к подлинным истокам древнерусского зодчества и обрести пропорции средневековой чистоты.

Информация об авторах:
Городова Маргарита Николаевна
Закончила Московский архитектурный институт (Государственной академии), спе-циализация «Теория и история архитектуры». Работала научным сотрудником отдела Древнерусского градостроительства в Центральном Музее им. Андрея Рублева; руководи-телем направления «Реконструкция традиционных методов пропорционирования в современном церковном зодчестве» в «Русском доме «Арт Деко».
Автор многочисленных научных публикаций по вопросам теории, истории и символики архитектуры.
Член Творческого Союза Художников России международной федерации художни-ков

Ларионов Владимир Евгеньевич
Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ по специальности историк-индолог, референт-переводчик. Владеет тамильским и английским языками. В аспиранту-ре ИСАА при МГУ занимался изучением вопросов, связанных с возрастанием политиче-ской роли в Индии индусских коммуналистов и эскалацией индусско-мусульманского противостояния.
Один из организаторов и первых авторов журнала «Русский Дом» при телеканале «Московия» в 1996 году. В 1999 году автор и ведущий программы прямого эфир «Встреча с интересными людьми» на кабельном телеканале «Телевик» Восточного Административного Округа Москвы.
Автор многочисленных статей в газетах и журналах по вопросам русской истории, политической истории Индии, по различным политологическим проблемам. Автор учеб-ного пособия для молодежной организации «Ассоциация Витязей». Учредитель альманаха «Лабарум».
Автор восьми книг по древнейшей русской истории, истории индоевропейцев, тео-ретическим аспектам монархической традиции в России.
Член Союза писателей России.
 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
«... высшее мастерство эзотерики в архитектуре, когда созданное человеческими руками становится безболезненным продолжением природно-...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...