Вы здесь

В полку флагмана грядет пополнение

Образованность нации, достижения на поприще народного просвещения всегда служили во славу государства. Потому и вырастают главные вузы стран в престижных местах и в выразительных формах. Достаточно вспомнить, что первое здание Московского университета разместилось в непосредственной близи к Кремлю. Послевоенный вариант взлетел грандиозным ансамблем на Воробьевы (тогда – Ленинские) горы, и его доминирующая башня видна отовсюду.

Так и наш БГУ, признанный флагман национального образования, некогда явно выделялся в столичной застройке и также занимал престижное место. Сегодня главный университетский корпус словно отступил с авансцены раньше фактически ему принадлежавшей площади Независимости. А комплекс в целом оказался безнадежно зажат всяческой капитальной застройкой.

Вот и решили проектировщики (“Творческая мастерская7”, ГАП Анатолий Цейтлин) в 1996 г. попробовать в пределах существующих корпусов “выжать” максимум полезных площадей и функций. То есть концепция выбрана вынужденная: что нужно – построить, что можно – достроить и реконструировать.

Первая стадия предполагала серьезно заняться главным корпусом. Поскольку по ул. Октябрьской существует развитый физкультурноспортивный комплекс университета, в главном корпусе два спортивных зала решили ликвидировать, то есть располовинить их и получить, раз они двухсветные, два дополнительных помещения.

Однако это скорее организационная проблема. Есть и посложнее – отрицательный фактор метровибрации, оказывающий неблагодатное влияние на физиологию человека, на физику зданий. Короче, главный корпус раздваивается трещиной на все шесть этажей. Правда, трещина разошлась и замерла вот уже на несколько лет. И удивляются проектировщики, проведшие тщательное обследование: как еще стоят эти постройки шестидесятых годов, никак не рассчитанные на вибрации! К тому же нехватка площадей требует нарастить седьмой этаж над корпусом, выходящим на площадь Независимости, который уже вряд ли поможет вернуть утраченный композиционный престиж.

В свое время с передислокацией медицинского института постановлением правительства два его корпуса были переданы университету. Один из них, наиболее современный, превратился в юридический факультет.

Со вторым же хлопот было немало. Построенный в 1932 г., он попал в реестр памятников эпохи конструктивизма. Но обследования показали, что во время войны большая часть корпуса была разрушена и восстановлена без особой оглядки на историческую идентичность. Материалы – те, что оказались на тот момент под руками. Рельсы в качестве несущих конструкций перекрытия. Вот таково историческое наследие, которое, того и гляди, обрушилось бы на головы. Тогда победил административный ресурс университета и последствия были радикальными – здание снесли.

Поставили под сомнение и намерение университета иметь собственную достойную библиотеку – ведь строилась общенациональная. Значит, полтора миллиона экземпляров специфичного, посвоему ценного и цельного фонда студенческой библиотеки и тысячи ее читателей должны были переправиться на другой конец города. По этой логике можно построить один гипергипермаркет и закрыть все другие магазины. Благо, университетскую библиотеку отстояли как факт. Однако на нее жалко смотреть, хотя по определению она должна быть не только атрибутом, но гордостью любого вуза. Хранилище держится на одном энтузиазме его работников. На сегодняшний день планируется “аппендикс” главного корпуса, выходящий во двор, лишить актового зала, надстроить еще два этажа и все эти помещения – шесть этажей – отдать под библиотеку. В перспективе на месте корпуса мединститута по Ленинградскому переулку задумано проектирование и строительство новой библиотеки.

Хотя авторы и называют свою концепцию философской, я предпочел охарактеризовать ее латанием дыр – урывками, с растяжкой на неопределенный срок, по мере острой необходимости и выделения финансов. Со мной после короткого замешательства согласились. Аргументом в пользу этого является и следующий сюжет.

Прокладывая метрополитен, ликвидировали половину исторического корпуса. Прямотаки обрубили, и сегодня существует непонятный осколок, вмещающий Институт ядерной физики. Авторская концепция предусматривает окончательный снос здания, а вместо него создание компактного социального блока – общественные организации и обязательно столовая, поскольку до сих пор существуют лишь локальные буфеты.

Земля, на которой прорубил просеку метрополитен, хоть и принадлежит университету, долгие годы оставалась бесхозной. На этот коммерчески привлекательный пятачок и положил глаз вездесущий “Макдональдс”. Получил его в аренду на 49 лет и тут же принялся за дело. Тендер на строительство выиграла хорватская фирма, которая не могла и не учла все наши быстротечные реалии. В итоге после всяческих перипетий она уже не вписывалась в регламент контракта, чем и воспользовались наши соотечественники. Им пришла идея фактически накрыть “иностранца” высотным зданием факультета международных отношений. Компромиссным решением не перекрывался свободный доступ в пункт заграничного общественного питания.

Но наши архитекторы повели себя еще более толерантно и даже решили поддержать уже поднявшийся объем. Поскольку с фасада он имеет полукруглую форму, полукруглым в плане запроектировали и корпус университета. Впрочем, это повторение продиктовано и зажатостью участка оживленным перекрестком, которое исходно учли эстонские проектировщики “Макдональдса”.

Остальные параметры в значительной мере тоже оказались вынужденными. Почему 14 этажей, а не выше? Для того чтобы здание не спорило, не стало инородным, как полагают авторы, в кругу других высоток Привокзальной площади: в соседстве с новым вокзалом и уже давно ставшими эмблематичными башнямиблизнецами, монументальными воротами столицы.

Но почему не ниже? Такой высотный фактор связан с количеством квадратных метров – 10 000, которое нужно было “выжать” на этом стиснутом со всех сторон пятачке.

Что касается внутреннего насыщения, то оно тривиально – коридор и аудитории налево и направо. И только на последнем этаже с трудом удалось разместить две поточные аудитории. Как бы то ни было, в полку флагмана ожидается новобранец. И не загримированный ветеран, а с иголочки. По крайней мере, архитекторы поработали здесь по прямому предназначению, уже не как спасатели, но как творцы.

Здание будет выглядеть современно благодаря вентилируемым фасадам с навесными алюминиевыми панелями и стеклопакетам с тонированным энергосберегающим стеклом. Особый эффект ожидается от оригинальной подсветки.

Но за внешней “прозрачностью” притаился мощный пространственный монолитный железобетонный каркас здания, который охватывает еще два подземных этажа, а также консольные выносы по торцам (до 5,5 м) и эвакуационные балконы. Общая устойчивость здания обеспечивается совместной работой каркаса с монолитными железобетонными дисками перекрытий и объемными диафрагмами жесткости. Столь серьезная конструкция обусловлена непосредственной близостью ее к станции метро “Площадь Независимости” (400 мм) и “Макдональдсу” (300 мм). Но главную сложность представлял транзитно проходящий непосредственно под проектируемым зданием маршрут третьей, перспективной линии столичного метрополитена, которая сооружена вместе с новым корпусом университета, но пока законсервирована. В основании пешеходного перехода заложена железобетонная плита полутораметровой толщины, ставшая общим основанием. В итоге перепад уровней отметок фундаментов здания достигает 15 м, которые пронизывают буронабивные сваи с монолитными железобетонными ростверками и распорками. Бурение скважин для свай выполнено установкой “Либхер” с обсадкой трубами. Арматурный каркас в скважину устанавливался автомобильным краном грузоподъемностью 16 т и длиной стрелы 30 м.

И все это при крайней стесненности стройплощадки, что заставило обойтись без температурных швов и без промежуточного складирования. Оно было организовано на заводах­изготовителях арматурных и железобетонных изделий, а строительство велось “с колес”.

Естественно, конструктивному решению предшествовали сложные технические расчеты, в которых на этот раз были учтены и коварные метровибрации. Над этим потрудилась архитектурноконструкторская мастерская № 2 УП “Минскпроект” (ГАП В.В. Барташевич, ГИП В.Г. Судинко), пригласив консультантами по свайным основаниям специалистов из БНТУ кандидатов технических наук М.И. Никитенко и В.А. Рыжкова.

Конструкции пешеходного тоннеля метрополитена – детище УП “Минскметропроект”, также признанного флагмана в своем специфическом проектном деле.

Новой доминантой университет словно стремится вернуть себе если не выдающееся, то хотя бы видное положение в ансамбле центра Минска. Внешне в новостройке трудно будет разглядеть непосредственно учебное заведение. Разве что намеком на него станет входной портик на классическую тему. Но, пожалуй, в нем есть некая символичность. Он универсален и достаточно элегантен, одновременно строг, прост и подтянут, как дипломаты на официальном приеме. Между тем он тактично попрал глашатая глобализации – “Макдональдс” и смело, хотя и с неожиданной стороны, выходит навстречу вокзалу. А в поворотах коридоров просматривается сама гибкая и потаенная суть Дипломатии. И, возможно, Архитектуры тоже.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...