Незадолго до этого в Минстройархитектуры состоялось заседание “круглого стола” по данной тематике, что свидетельствует о форсировании разработки совместной стратегии. Начальный ее этап, как известно, предполагает обмен стратегическим видением перспектив, являющимся прерогативой первых лиц. С анализом сложившейся ситуации с подготовкой и планированием кадров в строительстве, ее сильных и слабых сторон на коллегии выступили оба министра – Александр Селезнев и Александр Радьков. Выработка базовых ценностей продолжилась в выступлениях представителей учреждений образования, строительных организаций, органов управления, участвующих в заседании. Забегая вперед, можно сказать, что в совокупности обозначенный круг идей и предложений станет основой для серьезных позитивных сдвигов в решении проблем. При условии отсутствия, вопервых, формального подхода, а вовторых, активного участия в процессе не только учреждений образования, но и руководителей организаций строительного комплекса независимо от формы собственности.
За годы экономического безвременья, как принято называть 1990е, внимание к комплексной проблеме подготовки кадров для строительной отрасли и формирования руководящего резерва серьезно ослабло. И в первую очередь, как признал Александр Селезнев, со стороны самой отрасли. Поэтому ближайшей задачей является ликвидация разрыва между системой образования и потребностями стройкомплекса, урегулирование механизма спроса и предложения с ориентацией прежде всего на работодателя, потребности рынка. Для ее решения в Минстройархитектуры создан Республиканский совет по координации подготовки, повышения квалификации, переподготовки и аттестации (сертификации) кадров в области строительства, который возглавил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев. С 2008 г. будет организован постоянный мониторинг подготовки, распределения и трудоустройства молодых специалистов и рабочих строительных специальностей, закончивших образовательные учреждения.
Особое внимание предполагается обратить на качество профессиональной подготовки специалистов с целью сокращения технологического разрыва между производством и обучением путем обновления программ обучения с уклоном на специализацию, проведения практических занятий с первого курса в проектных институтах и на строительных объектах, организации на должном уровне производственной практики, курсового и дипломного проектирования на базе конкретных предприятий. Предлагается также возврат к системе базовых профтехучилищ в каждой области, созданию базовых учебных центров, решению вопросов, связанных с их материальнотехническим оснащением и финансированием.
Второй не менее важный блок проблем, которые необходимо разрешить, связан с закреплением молодых специалистов на рабочих местах. В первую очередь он должен привлекать сочетанием социальных гарантий: достойной заработной платы, жилищных перспектив, возможностей карьерного роста с возрождением системы перспективного кадрового резерва.
Стратегия намеченного пути по преодолению кадрового голода в строительстве включает и множество других направлений, над реализацией которых структурам обоих министерств предстоит совместная кропотливая работа. На данном этапе положительным фактором является то, что задачи четко обозначены, значит, наступает черед их решения.