Театр уж полон. Ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит...
А.С. Пушкин
В зале гаснет свет, раздаются первые звуки увертюры, внешний мир исчезает за стеной звуков, образов, впечатлений – и начинается спектакль... Перед глазами проходят чьи-то судьбы, жизненные драмы, взлеты и падения Разума и Духа. На несколько часов мы становимся соучастниками чужой жизни, переживаем ее как свою собственную и на целую жизнь становимся мудрее, добрее, терпимее.
Среди других театров театр оперы и балета занимает в духовной жизни человека особое место. По многим причинам.
И потому, что танец и пение были исконными, изначальными театральными приемами, ведь именно музыка, пение и движение – колыбель театрального искусства.
И потому, что сами артисты балета и оперы кажутся нам едва ли не небожителями – первые в танце преодолевают притяжение земли, вторые одним лишь голосом способны разбудить в душе миллионы чувств и переживаний.
А еще потому, что здание Такого Театра – всегда особенное. И его искусство ко многому обязывает зодчих. Не зря оперные театры, построенные по проектам талантливых и самобытных мастеров, во всем мире являются памятниками архитектуры. Не важно, в какие века они были возведены. Парижская Опера, итальянская Ла Скала, Мариинский театр в Санкт-Петербурге или же Оперный театр в Сиднее…
В одном ряду с ними и белорусский Театр оперы и балета. Храм искусства, памятник архитектуры, бриллиант в сокровищнице отечественного зодчества, яркий пример конструктивизма XX в., венец творчества Иосифа Лангбарда.
Его реконструкция была сопряжена с необходимостью решения большого количества профессиональных задач для архитекторов, проектировщиков, инженеров. Сохранить этот памятник архитектуры – но в то же время создать оптимальные условия для творческого процесса коллектива театра, создать сцену, отвечающую всем современным требованиям сценографии. Досконально изучить историю здания, понять и принять все закономерности стиля, в котором оно возведено, но в то же время предвидеть будущее – для того чтобы обеспечить развитию театра наилучшие условия.
Проблема наследия является ключевой в реконструкции, потому как заключенные в нем ценности – основа развития той градостроительной ситуации, в которой находится конкретный объект. Закрепленный статус памятника – лишь один из этапов решения этой проблемы. Простое соблюдение охранных законов не гарантирует наше архитектурное наследие от разрушения – если не физического, то морального. Потому от архитектора, проектировщика, строителя, каждого специалиста при реконструкции-реставрации требуется подлинное искусство, профессиональный такт и культурная восприимчивость, а не слепое исполнение инструкций.
Современное развитие белорусских городов открывает новую страницу в судьбе многих архитектурных ценностей. Приходится думать не только об их сохранении, но и о дальнейшем их существовании в меняющейся ситуации. Такому зданию, как театр, например, для дальнейшего роста необходимы новые технические возможности. Как сделать его современным и полноценно оснащенным внутри, “не навредив”, но сохранив образ и задумку автора?.. Чтобы наши потомки тоже могли в полной мере оценить то, что хотел сказать своим произведением великий зодчий, и насладиться уникальным театральным зрелищем. Это действительно под силу только подлинным мастерам своего дела…
…Длительный процесс реконструкции и реставрации Национального академического Большого театра оперы и балета практически завершен. Уже сыграны первые концерты в обновленном здании, дана высокая оценка проделанной работе руководством республики, первые зрители смогли
“о-слышать” акустику, оценить интерьеры и экстерьеры театра.
Мы приглашаем вас, дорогие читатели, за кулисы театра. Но не просто в театральное закулисье, а в закулисье его реконструкции. Туда, где переплелись история и современность, где создавалось будущее. Где проявилось мастерство архитекторов, проектировщиков, инженеров, а уникальные строительные работы поднялись до уровня подлинного искусства.
Приглашаем вас к знакомству с главными действующими лицами и исполнителями реконструкции Театра оперы и балета – с теми, благодаря кому в марте 2009 года в старом-новом театре в очередной раз открылся занавес, дирижер взмахнул палочкой – и началось волшебство…