Пространственное развитие города, формирование застройки его центра, районов, магистралей, проспектов являются сегодня основой национальной градостроительной политики, главным объектом проектирования. В зоне особого внимания – проспект Дзержинского в Минске. Именно здесь, согласно генплану, задумано создать мощный градостроительный ансамбль
с современным, презентабельным силуэтом, характерным только для столицы Беларуси. Концепция будущего проспекта разработана институтом “Минскградо”.
Концептуальное решение застройки пр. Дзержинского
Авторский коллектив:
руководитель авторского коллектива – В.Д. Никитин
координатор проекта – А.Н. Петров
главный архитектор проекта – В.Е. Евсеев
архитекторы: Н.А. Демура, Е.А. Костюкевич,
при участии архитектора Г.В. Наседкина
Основными магистралями белорусской столицы являются направления выезда из центра города на Москву, Могилев, Гродно, Брест, а одной из самых важных составляющих ее планировочного каркаса – общегородская магистраль 1-го порядка юго-западного сектора с высоким градостроительным потенциалом и престижностью – пр. Дзержинского.
В целях развития и улучшения транспортного обслуживания вдоль пр. Дзержинского ведется строительство продолжения 1-й линии метрополитена “Восток” – “Институт культуры”, связывающей многоэтажную застройку “спальных” районов города с местами приложения труда. На проспекте располагаются 4 станции: “Грушевка”, “Петровщина”, “Юго-Запад”, “Малиновка”.
Создание новой транспортной инфраструктуры, как известно, коренным образом меняет среду обитания, структуру обслуживания и торговли, делает рассматриваемую территорию привлекательной для размещения многоэтажной высокоплотной жилой застройки и крупных объектов общественного назначения.
Соблюсти целостность градостроительного ансамбля пр. Дзержинского – задача номер один для проектировщиков, работающих над совершенствованием облика столицы. Утвержденная и принятая к осуществлению концепция системного комплексного развития территории на протяжении всего проспекта объединила в единую структуру все предложенные ранее проектные решения.
Основные градостроительные узлы и площади поддержаны высотными доминантами, ритмично размещенными вдоль проспекта и представленными многофункциональными общественными комплексами, которые активно влияют на силуэт города, его архитектуру и инфраструктуру. Такой подход позволяет сформировать “парадный” въезд в город со стороны Бреста, разнообразить фронтальную жилую застройку, избежав тем самым монотонности и безликости визуальной среды.
К архитектурным решениям возводимых здесь комплексов также предъявляются определенные требования. Почти на всем протяжении проспекта задана линия застройки, расположенная на расстоянии около 40 м от проезжей части и увязанная с планировочными ограничениями проспекта по шуму, а также с учетом вибрации метрополитена.
На оси, прилегающей к проспекту, предусмотрено возведение жилых микрорайонов “Брилевичи”, “Михалово”, “Грушевка”, а также в квартале, ограниченном улицей Железнодорожная и проспектами Жукова – Дзержинского, разработанных минскими проектными организациями. Здесь планируется снос усадебной и малоэтажной застройки и возведение современного комфортного жилья, объектов обслуживания. Некоторые участки территории, в частности микрорайон по пр. Дзержинского – ул. Голубева – пр. Газеты “Правда”, застраивают по своим проектам московские специалисты.
Наряду с новым строительством проводятся комплексные мероприятия по развитию существующей среднеэтажной застройки в районе ул. Щорса, вдоль улиц Р. Люксембург и Декабристов, модернизация и возведение новых объектов торговли (в том числе гипермаркета на пересечении с ул. Уманской) и соцкультбыта, головного отделения ОАО “Беларусбанк” вблизи ул. Хмелевского, комплекса автоцентров рядом с городским ГАИ.
Вдоль пр. Дзержинского по всей линии застройки предусмотрены подземные автостоянки с организацией въездов-выездов с местного проезда вдоль проспекта или с внутриквартальных проездов.
Особое внимание в концепции формирования проспекта уделено полномасштабной реконструкции парковых зон в районе реки Мышки Лошицкой водной системы и жилого района “Брилевичи”. Ландшафтно-рекреационные территории располагаются по соседству с крупными жилыми районами. Привлекательными и доступными зоны отдыха станут благодаря организации удобных транспортных и пешеходных связей, насыщению объектами культурно-развлекательного назначения (зрелищные сооружения, выставочные павильоны, кафе и развлекательные комплексы).
Комплексная реализация запланированных мероприятий – первостепенная задача всего архитектурно-строительного комплекса. Безусловно, фронт работ здесь огромен и рассчитан не на один год. Но потенциал белорусского градостроительства неисчерпаем, и есть уверенность, что пр. Дзержинского со временем станет если не лучшим, то самым современным и завершенным проспектом города Минска.