Государственный кадастр г. Минска начал формироваться в 1993 г. В качестве первоочередных были выделены четыре подсистемы: государственный земельный кадастр (ГЗК), государственный градостроительный кадастр (ГГК), государственный кадастр зданий и сооружений (ГКЗиС) и государственный кадастр инженерных сетей (ГКИС). За истекший период созданы соответствующие компьютерные системы (все они находятся в промышленной или опытной эксплуатации), проведены работы по экспериментальной интеграции данных кадастровых систем по одному из районов столицы, что позволило службе кадастра Комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома приобрести определенный опыт по формированию подобных систем. На текущий год запланировано создание единой городской корпоративной системы кадастра г. Минска. В целом же в процессе работы с кадастровыми системами Комитетом были выработаны определенные подходы не только к их созданию и ведению, построению структуры программно-вычислительного комплекса, обеспечивающего их функционирование, но и в целом к решению проблем управления муниципальным подразделением.
Главная особенность кадастрового комплекса состоит в том, что он изначально создавался как многоцелевая, многопользовательская геоинформационная система (ГИС) с территориально привязанной градостроительной и управленческой документацией.
Государственный градостроительный кадастр Минска включает в себя цифровые и растровые карты (ГИС-система), регистры и реестры, базы данных, характеризующие объекты кадастрового учета (картотеки), систему управления документами с электронными папками для хранения различных документов, классификаторы и справочники, а также интегрированный банк данных, заимствуемых из других кадастровых (регистровых) систем Мингорисполкома.
Компьютерная система Комитета адаптирована, прежде всего, для управления процессами застройки территорий города или района и включает следующие программные блоки:
– информационно-регистрационные (кадастровые, регистровые и реестровые);
– информационного сопровождения;
– распорядительный.
Каждый из них может работать как самостоятельно, так и совместно, используя информацию друг друга.
Комплекс программ объединяет в себе технологии обработки документов (формирование поручений и контроль за их исполнением, прикрепление к ним документов разнообразного типа), ведения сложных, структурированных баз данных и картотек, поисковых и справочных систем, а также ГИС-технологии. В целом система использует данные государственного градостроительного кадастра столицы.
В совокупности комплекс позволяет реализовать разнообразные процедуры управления развитием урбанизированных территорий на основе использования компьютерных технологий.
Рассмотрим ряд подходов к формированию кадастровой системы г. Минска.
Подходы к построению информационной структуры
кадастровой системы
Одной из основных задач построения информационной структуры государственного градостроительного кадастра г. Минска было разделение ее на подсистемы, обеспечивающие:
– регистрацию входящих и исходящих документов и формирование электронных папок отдельных градостроительных объектов – система управления документами;
– регистрацию картографо-топографической и геологической информации и организацию ее мониторинга;
– регистрацию зон и подзон функционального зонирования территорий и регламентов их использования;
– управление системой разработки градостроительных и инвестиционных проектов, включая ведение реестра субъектов градостроительной деятельности;
– формирование интегрированной информационной среды для принятия градостроительных решений и формирования исходных данных для разработки градостроительных проектов.
Информационная структура ГГК Минска
На сервере Комитета размещена следующая информация:
– данные регистрации входящих и исходящих документов (регулярно ведется с 1 января 1999 г. по 2003 г. – 100%);
– растровые электронные копии более чем 5000 топопланов М 1:500, 1:2000 и 1:10000 (ежегодно обновляются более 2500 топопланов М 1:500);
– данные по пунктам полигонометрии и высотным реперам (около 10000 пунктов), а также по геологическим скважинам (регулярно ведется с 2002 г.);
– векторная информация по графическим слоям, объединенным с картотеками зданий и сооружений, железнодорожных путей, магистральной уличной сети и проезжих частей улиц, объектов водной системы города, административных границ, а также границ земельных участков юридических лиц (более 7000, или около 80%) и индивидуальных владельцев (более 4000, или около 35%);
– справочные данные по решениям, принятым Мингорисполкомом по вопросам застройки города начиная с 1960 г. с полными текстами за последние 3 года;
– подсистема объектов автосервиса;
– дежурный план улиц, проездов и искусственных сооружений (мосты, путепроводы);
– дежурный план линий массового пассажирского транспорта (создается);
– дежурный план магистральных инженерных сетей;
– подсистема объектов благоустройства территорий;
– дежурный план водоохранных зон;
– дежурный план границ санитарно-защитных зон;
– подсистемы: объектов культа; памятников архитектуры с границами охранных зон объектов историко-культурного наследия; состояния и покраски фасадов зданий; ведения объектов городской внешней рекламы;
– объектов мелкорозничной торговли – киосков;
– дежурный план застройки (зданий) с системой адресного поиска, с ведением при необходимости планов этажей.
Подходы к построению организационной
структуры кадастровой системы
Служба ведения ГГК Минска построена так, чтобы регистрация кадастровых данных и ведение дежурных планов на начальном этапе выполнялись силами подразделений Комитета по отраслям своей деятельности. Структурно она состоит из отдела кадастра и информатики, группы мониторинга топографических, геодезических и геологических данных, а также представителей отраслевых отделов. Сегодня почти все специалисты службы ГГК г. Минска собраны в отделах хозрасчетного управления подготовки проектирования и ведения кадастровых работ Комитета.
Подходы к построению и структуре
программно-вычислительного комплекса
Для реализации информационных и кадастровых задач на основе ГИС-технологий использован комплекс программ
T-FLEX. В процессе создания ГЗК и ГГК Минска выяснилось, что T-FLEX великолепно подходит не только для этих целей, но и для компьютеризации управленческой деятельности подразделений.
Кадастровые системы Комитета реализованы как единая программно-техническая клиент-серверная компьютерная ГИС-система на основе Microsoft SQL-сервера в среде ОС Windows 95/NT/2000/XP. Для их ведения использован ряд блоков комплекса T-FLEX, среди которых ГИС-система для работы с картографической информацией (T-FLEX GIS), пакет для работы с базами данных и с картотеками (T-FLEX URS), пакет программ управления документами (T-FLEX DOCs) и графический редактор для работы в 2D и 3D
(T-FLEX Parametric CAD).
Каждый из перечисленных блоков может функционировать как самостоятельно, так и совместно друг с другом. Это расширяет их возможности и позволяет в рамках кадастровых систем подключать к графическим объектам документы любого типа (текст, бланк, чертеж, схему, фото, телефильм и др.), накапливать и вести их обработку. При этом имеется возможность прямого вызова для обработки документов различных специализированных пакетов программ (Micro-soft Office, AutoCAD, Photoshop и др.).
Рекомендации
Как правило, при объединении данных различных информационных систем, а также в период создания и отработки технологии ведения кадастров возникают различные организационные и правовые проблемы.
Общей проблемой для всех кадастров является нехватка выделяемых средств на первичную обработку данных, а также техническое оснащение и объединение компьютерных систем каналами связи. Улучшить ситуацию возможно за счет объединения средств всех заинтересованных путем создания единого центра кадастра, который бы решал проблемы нескольких или всех подразделений исполкома (муниципалитета). Такой вариант экономически самый целесообразный. Дополнительные средства на работы можно получить, привлекая средства крупных предприятий. Для этого целесообразно рекомендовать им приступить к разработке своих информационно-кадастровых систем совместно со службами кадастров городов, на территории которых они расположены. Такие работы были бы взаимно полезны как предприятию, так и кадастровой городской службе.
Централизованно должен быть решен вопрос защиты информации при передаче данных по внешним сетям связи, а также определено содержание стандартных статистических отчетов и состав данных, передаваемых на более высокие уровни республиканского управления (министерство).
Комитет архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома готов, используя свой богатый опыт, участвовать в разработке и конкретной реализации проектов создания и расширения кадастровых систем или единых кадастровых центров в исполкомах крупных городов.