В настоящее время современный ресторан перестает существовать как отдельно стоящее здание. Вокруг него появляются кинотеатр, магазины, казино, боулинги, игротеки – все они как социальные объекты превращаются в досуговый центр. В современном проектировании есть интересные решения – совмещение ресторана и кинотеатра, т.е. само помещение выглядит как ресторан-кинотеатр, где человек, желающий посмотреть кино, одновременно по высшему разряду обслуживается работниками общепита. Пришедшая из стран Запада так называемая “мода на капитализм” вдохновляет и наших архитекторов.
Система спаренных залов, объединенных вестибюлями и холлами в единое функциональное пространство с кафе, барами, рестораном, кегельбаном, игротекой, торговыми залами, является в настоящее время актуальной, что дает широкие возможности для творческого полета зодчих.
“Предприятия общественного питания” охватывают широкий спектр зданий общественного назначения: досуговые и торговые центры, детские, юношеские учреждения и т.п. Многие из них выполняются как учебные на архитектурном факультете БНТУ в качестве курсового проекта. На протяжении ряда лет тема общественного питания (столовой) проходила в виде приложения к проекту “Школа”, в котором детально рассматривались функционально-технологические аспекты. Что касается темы крупного здания, такого, как ресторан, то она встречалась довольно часто в учебном и дипломном проектировании, но, согласно учебному плану 2005/06 г., выполнялась лишь в одной группе под руководством доцента В.М. Чернатова и старшего преподавателя В.И. Кожара.
Следует отметить особую важность данного курсового проекта, которая заключалась в том, что наряду со сложными функционально-техническими процессами необходимо было решить художественно-эстетический облик здания.
Практика эксплуатации ресторанов большой вместимости даже для такого крупного города, как Минск, нерациональна и экономически нерентабельна. Анализируя проекты студенческих работ, можно выявить ряд интересных объемно-планировочных решений ресторанов с обеденными залами на 65—75—100 мест. При этом во многих проектах крупный зал подлежит трансформации с делением на отдельные самостоятельные залы (до 30 человек), по типу банкетных. Кроме того, в ресторане появляются функции досугово-развлекательного назначения: боулинги, игротеки, бильярдные, демонстрации мод и т.п.
Например, в проекте В. Титова представлен “ресторан-автобан” для строительства на автотрассе “Минск — Москва”, рассчитанный на автотуристов. Его художественный образ, навеянный мощными стальными конструкциями, ассоциируется с пауком. Подкупает универсализация обеденного зала с возможностью деления на более мелкие пространства, осуществлением кинопоказов, сценических выступлений. Таким образом, можно получить 5—6 небольших залов, вместимость каждого из которых будет составлять не более 60 человек.
Работу Л. Лямцевой отличает современная трактовка внешнего облика. В решении ресторана “Пирамида” четко прослеживаются геометрические фигуры, создающие цельность художественного образа. Автор стремится в своем проекте достичь увеличения или уменьшения главного помещения ресторана — обеденного зала — с помощью раздвижных, выдвижных, подъемно-опускающихся перегородок. Ощущается ясность как композиционного пространства, так и единство колористического и художественного внешнего облика.
В проекте Е. Горнак также оригинален внешний облик. Однако в отличие от предыдущего в нем можно отметить центричность основных объемных масс. Проектируемое здание характеризуется многофункциональностью, здесь наряду с помещениями ресторана предусмотрены залы для развлекательных мероприятий: боулинг, бильярд, игротека, торговый центр. Все крупные помещения при необходимости могут выполнять различные досугово-развлекательные функции.
В курсовом проекте Д. Курьян за основу художественного образа здания принята идея бионической структуры. Оно ассоциируется с морской ракушкой. В планировочной структуре наблюдается плавный переход от технологической зоны в потребительскую.
Проект студентки С. Выжиковской заслуживает особого внимания в силу своей необычной композиционной структуры. Эпицентром проектируемого здания является производственная часть ресторана, от которой как своеобразные, самостоятельно существующие сателлиты равномерно формируются обеденные залы различной вместимости, но удобно связанные с техническим узлом. Крупные залы могут трансформироваться в более мелкие. Оригинально решена входная часть с четким распределением посетителей по залам. Интересным является и предложение по трансформации обеденного зала, который с помощью специальных устройств приобретает разноуровневое пространство.
Необычным подходом к проектированию отличается работа студента А. Рудака. Проект ресторана выполнен в стиле “стримлайн”, характерном для архитектуры США 30-х гг. XX столетия. За его основу принимались лучшие формы промышленного дизайна, в частности, взятые из кораблестроения. Невозможно не обратить внимание на своеобразный подход к проектированию обеденного зала ресторана. Форма помещения может преобразовываться объемно-пространственными и планировочными средствами трансформации, так что плоский пол превращается в ступенчатый, а обеденный зал — в несколько отдельных залов.
Хотелось бы отметить, что данная тематика курсового проекта вызвала у студентов повышенный интерес. Работать над ней оказалось непросто: во-первых, необходимо показать художественно-эстетическую сторону объекта, что очень важно; во-вторых, раскрыть сложный функциональный технический организм такого крупного общественного здания, как ресторан. Здесь много дизайнерских проблем: начиная от рекламы, подсветки фасадов и заканчивая внешним обликом вестибюля и обеденного зала. По нашему глубокому убеждению, выполнить такой проект по силам студентам старших курсов.