Услышать мелодию города… – такую идею мы когдато избрали для нашей рубрики. И следуя ей, стремились уловить и передать неповторимое звучание каждого города, о котором писали. На наших страницах звучали ратные трубы Клецка, самобытный мотив Ветки, немного грустная скрипка Мстиславля, соната Заславля… У каждого из них своя партия, которая то солирует, ведя за собой весь оркестр, то замолкает на время.
Но в многоголосии наших городов есть один, чья симфония неподвластна превратностям контрапункта истории, ибо звучит она уже более тысячи лет, и каждое столетие вступает в эту полифонию своей мелодией, создавая уникальное звучание всего оркестра, имя которому Полоцк.
Первая нота в истории Полоцка прозвучала в 862 г., 1145 лет назад. С тех пор с каждым новым веком набирало силу полоцкое звучание в культуре и истории Беларуси. Было время маршей военных лихолетий, было время божественных гимнов и церковных хоралов, было время светских пьес и сонатин. И сегодня для каждого путешественника, который, восстанавливая гамму Полоцкой симфонии, касается ее нот, зазвучат забытые мелодии и возникнут новые гармонии…{/mostip}
Прошлое рядом
Город, основанный неподалеку от впадения Полоты в Западную Двину, очень быстро стал центром влиятельного и могущественного княжества. А его властители – активными участниками и первыми фигурами в политических и общественных событиях того времени. Полоцк и Полоцкое княжество постоянно находились в эпицентре событий: местные князья боролись с Киевом за первенство, воевали с Псковом, Новгородом, Смоленском, в начале XIII в. началось противостояние крестоносцам. Войдя в состав Великого княжества Литовского, Полоцкая земля все же сохранила особые права и самостоятельность. Многочисленные войны были постоянным испытанием города на прочность, испытанием его жизненных сил, его способности возрождаться и восставать из руин.
Для белорусской архитектуры Полоцк стал своеобразной Меккой, святая святых. Наше культовое зодчество начинается с Софийского собора, построенного в середине XI в. на высоком берегу Двины по приказу Всеслава Чародея. Один из первых в Киевской Руси монастырей с комплексом восхитительных церквей был основан именно здесь святой Евфросинией. Полоцк, пожалуй, единственный в Беларуси город, в полной мере отражающий особенности развития целого региона в период средневековья. Изза этого он всегда был объектом пристальных археологических исследований. Это городпамятник, где все пропитано историей, где стариной “дышат” стены, где практически каждый булыжник представляет интерес для ученых: прошлое рядом… Эти камни помнят много великих событий и великих людей: этими улицами проходил когдато Симеон Полоцкий, торопясь в братскую школу, где преподавал, а сегодня он, запечатленный в камне, – немой свидетель городской жизни…
Кто знает, может, этой тропой вдоль берега реки ходил мастерювелир Лазарь Богша, а гдето затерялась тропа Евфросинии, по которой следовала она от Софии до монастыря…
Возможно, зодчий Иван черпал свое вдохновение, созерцая неспешное течение Двины, которая и спустя столетия несет свои воды, оставаясь вечным свидетелем и хранителем Полоцка и его тайн…
И так же, как мы сегодня, любовался отражением в реке Святой Софии Франциск Скорина…
Сюда, в родной город, вернулся поэт Янка Журба, преследуемый клеймом “дооктябрьский”, уезжая подальше от советской литературной действительности, зажатой в рамки цензуры и правил. Вернулся, быть может, с надеждой на чудо и справедливость, поселившись рядом со Спасской церковью, но умирал в нищете, забытый читателями, коллегами, властями и издателями.
Город – божественный инструментИз поездок по старым белорусским городам всегда возвращаешься с ворохом впечатлений и наблюдений. Даже давно изученный, “программный” туристический город таит в себе немало удивительных открытий. Пожалуй, первое впечатление схожее: как же мудры были наши предки, как умело и дальновидно выбирали место для будущего города! И не только место выбирали мудро, но и строили продуманно, вкладывая смысл и символическое значение в расположение улиц, зданий, площадей. “Нотный стан” планировки, на который нанизывался Полоцк, не случаен.
Город – божественный инструмент, и зодчий на нем “играет”, повинуясь лишь высшему вдохновению, высшей идее собирания людей в единое целое и организации среды обитания для этого целого. А архитектурная форма как бы обрамляет эту идею, наделяя ее материальностью и вещностью. Потому и сакрализировалась пространственная композиция города, тем самым подтверждая легитимность его и выбранного для него места. И образец мог быть только один – Град Божий и его проекция в Граде Земном – Иерусалиме.
Уподоблялся ему и Полоцк. Сформированная пространственная схема, которая прослеживается на планах города XVII в., дает возможность предположить, что в ней сознательно воспроизводилась среда Иерусалима: ворота в главной башне городской стены, ориентированные на юговосток (в Иерусалиме – священные ворота в восточной крепостной стене, через которые въезжал Иисус Христос); Черный ручей (поток Кедрон); сад, созданный при иезуитском коллегиуме (метафора Гефсиманского сада). Такое впечатление усиливалось еще и тем, что восточнее от сада коллегиума возвышался костел по аналогии с часовней Вознесения Господня на Елеонской горе, которая тоже стоит на восток от Гефсимании. Кроме того, расположение самой крупной полоцкой оборонительной башни, именуемой Красной, и Софийского собора напоминало расположение Золотых ворот и Соломонова храма в Иерусалиме. А к северозападу от Софии ученые предполагают существование церкви XI–XIII вв., которая могла в определенной мере уподобляться храму Гроба Господня, также находящемуся на северозапад от святая святых.
Таким образом, градостроительные элементы Полоцка воспроизводили элементы священного образца, олицетворяя собой сакрализованное пространство. И на нем возникали уникальные шедевры архитектуры и живописи, формировалась своя особая культурная среда. Идея ее становления являлась основанием всякого проектирования в качестве исходного, предельного замысла и идеала. А сам город – вновь обретенным раем, местом обетованным, к которому стремится человек.
Полоцкое крещендо…Город возможен прежде всего как идея, конституирующая и организующая повседневную жизнь людей. А вещная форма лишь обрамляет ее. Город – это живой организм, который постоянно меняется, вступая в конфликт с самим собой, принимая причудливые очертания и формы.
Конечно, сегодняшний город иной, иными законами руководствуется он в своем развитии. Но все же идея, лежащая у его истоков, образ, из которого он родился и в соответствии с которым развивался, незримо присутствуют. Именно благодаря своей “идейной” наполненности Полоцк так уверенно ведет свою тему. Развивается он согласно генеральному плану, утвержденному в 2002 г. Для каждого города этот документ – своего рода компас, ведущий архитектурные власти по морям нового строительства, реконструкций и перепланировок. Как правило, в историческом городе много регламентов и ограничений на отдельные территории, а в случае Полоцка они довольно обширны – ведь для инвестиций и вкладывания капитала именно эти территории наиболее привлекательны.
Сейчас для Полоцка разрабатывается ПДП центральной части города с планом регенерации. Документ поможет более детально отслеживать и прогнозировать действия в историческом центре. А в связи с тем, что рассматривается вопрос о включении Полоцка в список туристических центров по программе ЮНЕСКО, разработка туристических маршрутов и инфраструктуры приобретает первостепенное значение. Кроме того, есть идеи воссоздания утраченных памятников, например Николаевского собора, памятника войне 1812 г. Правда, все это пока рабочие планы и проекты, которые пройдут строгую экспертизу и проверку.
Тональность современной полоцкой мелодии определяется особенной привязанностью полочан к своему городу. Получается, что хоть он и существует в реальном облике домов, улиц, мостов, наиболее значимой реальностью он становится в сознании людей, его населяющих, тех, кто строит свой жизненный путь на его улицах, рисует его облик на карте мироздания. В Беларуси не часто встретишь города, в которых жители принимали бы столь деятельное участие в его жизни. Может, здесь попрежнему живы традиции полоцкого вече? Благоустройство города, импульс которому дали проведенные здесь в 2002 г. “Дожинки”, продолжается не только усилиями местных властей, но и горожан. Они с энтузиазмом и воодушевлением участвуют в разнообразных конкурсах по благоустройству дворов, подъездов, прилегающих территорий.
Город-памятник бережно сохраняет свои традиции и память о славных именитых предках. Евфросиния Полоцкая, Симеон Полоцкий давно заняли свое место на улицах города, как бы наблюдая за его буднями и праздниками, оставаясь близкими своим согорожанам. Скоро к ним присоединится Всеслав Чародей. Полочане собирали деньги на создание памятника, обсуждали проект (скульптор Прохоров), и именно их мнение при выборе места “посадки” стало определяющим для властей города.
Город-музей, “экспозиции” которого можно увидеть прямо под открытым небом, славится и своими музеями под крышей. Их здесь 12, из которых Экологический – самый молодой, Детский – единственный в Беларуси. А какой еще белорусский город может похвастаться тем, что историю собственного города юные жители постигают в школе на специальном уроке? Здесь с 5го по 9й класс секреты минувшего раскрываются перед школьниками на занятиях по “Полоцковедению”.
Город движется вперед. С надеждой, с верой в свое будущее, с любовью к своему прошлому… Не это ли главный залог того, что еще долго будет звенеть над живописными берегами Двины Полоцкая симфония?..
Фото Петр Анансон, Виктор Седых
Использованная литература
1. Архітэктура Беларусі. Мн., 1993.
2. Архітэктура Беларусі. Нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславянскім і еўрапейскім кантэксце. Т. 2. Мн., 2006.
3. Материалы интернетсайтов.