Архитектурный дизайн
Жизнь не стоит на месте. Меняется человек, развивается общество, выдвигаются все новые и новые требования к среде обитания. Архитектура всегда отражала в своих произведениях как в зеркале периоды человеческого бытия, их тенденцию, моду, социально-экономический уклад, эстетические взгляды. И мы можем видеть, как на этом пути постоянно менялись цели, которые ставили себе зодчие, менялись средства для их достижения, но всегда присутствовало стремление к совершенству и совершенствованию.
Нельзя не заметить, что нынешний этап развития человеческой цивилизации добавил к традиционным средствам архитектурного творчества новую форму искусства – дизайн. В современном мире архитектура и дизайн стали неотъемлемыми составляющими жизнедеятельности человека. Дизайн – явление XX в. – активно развивался в течение всего столетия. Архитектура к началу ХХI в., хотя и с очень большим сопротивлением, позволила ему войти в свои владения, начиная проектировать не отдельные детали и фрагменты нашего окружения (дома, дороги, благоустройство), а все обстоятельства и формы существования вместе как целое – т.е. среду. И мировая архитектурная практика показывает, что там, где есть творческое содружество архитектуры и дизайна, есть произведение искусства.
Мы живем в материальном окружении, где активной трансформации подвержены многие аспекты человеческой жизни, тенденции развития сознания, нравов, технических и научных достижений, а во главе данных изменений становятся технология и коммуникация. Город находится на сложном и противоречивом этапе своей эволюции. “Современный город – это своеобразное отражение информационного общества, его кризисов, тупиков и его возрождений”. Городская среда стала более многоликой, сложной по своей структуре, связям, возникающим между элементами систем. Перед современным архитектором возникает такое многообразие задач, которое порой выходит за рамки традиционных для архитектурной школы объектов изучения и проектирования. И начинаешь понимать, что для их решения уже не хватает ни практических (традиционных технологий проектирования), ни теоретических знаний.
Необходим другой, новый мировоззренческий взгляд на средовое творчество. В этом плане будущее видится за содружеством архитектуры и дизайна, имеющих больше схожести, чем различий. Самостоятельной задачей средового проектирования стало сегодня формирование не столько окружения некоего процесса или события, сколько самого этого события. Именно так “оформляются” праздничные мероприятия. Тот же принцип – проектирование сначала процесса, “сценария”, а уже затем сопровождающих его обстоятельств – действует при организации световых “шоу” в среде исторических городов, при строительстве развлекательных парковых комплексов, крупных мемориальных ансамблей. Особую сферу архитектурно-дизайнерских поисков образуют мобильные средовые объекты. В проектировании, базирующемся на принципах средового подхода, изменяется отношение к объектам дизайна и архитектуры. Так, “их создание уже не является конечным результатом проектирования… они рассматриваются не как самоценные формы, а как средства, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности”. Развитие новых технологий трансформируют многочисленные процессы метаболизма города, добавляя к урбанистической структуре дополнительный пласт – информационный. Меняется и роль дизайна в формировании городской среды. Она смещается от преобразования материального наполнения и формирования ее стилистической окраски к осмыслению ее цифрового аспекта, выявлению коммуникационного потенциала и приведению к согласию с современной моделью мира, где доминирующей материей оказывается информация.
Необходимо осмысление этих сложных, неоднозначных процессов, происходящих в среде обитания человека. Это непростая задача. И решать ее надо, используя все возможные средства, потому что среда обитания человека должна быть средой для Человека. Полная переоценка целей и возможностей архитектурного искусства наблюдается и в сегодняшней мировой практике. Жан Нувель, может, и несколько радикально, заявил нечто для “нормальных” архитекторов немыслимое: “будущее архитектуры – неархитектурно”. Разъяснив свой тезис не менее загадочно: “архитектура не является… предметом необоримых законов… она движется поверх рамок, определяемых временем, и приспосабливает его законы к новому развитию. Сущность архитектуры – нарушать собственные пределы”.
Архитектурный дизайн видится следующим шагом в развитии архитектуры как искусства. Современная городская среда предоставляет комплекс условий для творческой деятельности, формирующей новые направления в науке, искусстве, культуре и т.д. Архитектурный дизайн как раз и является тем новым в искусстве, которое позволяет использовать не только традиционные средства архитектуры и дизайна, но и задействовать современные, такие как интерактивная архитектура, интерактивный дизайн, причем в комплексе решая функциональные и эстетические задачи.
Архитектурный дизайн вбирает в себя интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду; дизайн производственной среды, состоящей из разнообразных открытых и закрытых пространств; дизайн экстерьерного архитектурного пространства, куда входят визуальные коммуникации и реклама; городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, которые принадлежат инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли); ландшафтный дизайн; цветовой дизайн – колористика предметно-пространственной среды и объемно-пространственной среды; световой дизайн – уличное и архитектурное освещение (установки освещения территорий и отдельных объектов), световая реклама (светоинформационные установки), многопрограммное освещение, дизайн элементов осветительных установок; интерактивный дизайн.
С помощью средств архитектурного дизайна возможно полностью изменить восприятие среды; изменить сценарии, по которым живут городские пространства; при реконструкции превратить рядовой городской интерьер в средовой ансамбль.
Архитектурный дизайн – относительно молодая сфера проектной деятельности, отсюда некоторая фрагментарность рекомендательных указаний и правил по нему. Еще предстоит выработать общие подходы и условия применения стандартов и правил, используемых в проектных решениях компонентов среды. Так как это направление довольно новое для республики, сейчас можно говорить лишь об участии профессионалов в отдельных направлениях архитектурного дизайна: Е. Агранович-Пономарева, А. Боярина, П. Войницкий, Л. Еременко, Н. Клинова, А. Литвинова, А. Локотко, О. Минаков, А. Мыцких, А. Новиков, Д. Сидельников, В. Сокол, О. Телепнева, А. Трусов, В. Ционская, В. Щедрин и др.
Идет теоретическое осмысление архитектурного дизайна, методологическое обоснование. На это направлена тематика кандидатских и магистерских исследований, проводимых в рамках научных исследований кафедры “Дизайн архитектурной среды”. Новое направление развивается. В нем уже работают выпускники архитектурного факультета по специализации “Урбодизайн”. В 2011 г. состоится первый выпуск архитекторов-дизайнеров. Вот за ними – будущее.
Архитектор-дизайнер – это не дань моде. Это нормальная реакция на возникающие задачи в профессиональной деятельности, которая отвечает государственной стратегии развития архитектуры и строительства, связанной с качественным улучшением существующей предметно-пространственной среды дома, села, города, пространства страны. Исходным и важнейшим моментом концепции архитектурно-дизайнерского образования является представление об архитектурном дизайне как о новом виде пластического искусства, основанном на традициях архитектуры с использованием возможностей современного дизайна эстетически обогатить архитектурную среду и экологически оптимизировать урбанизированные пространства. Данная концепция базируется на развитии традиций белорусской архитектурной школы – это теория комплексного художественно-композиционного и научно-технического образования на общей широкой гуманитарной основе. Стержнем профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров является постоянная учебная проектная работа в рамках дисциплины “Архитектурно-дизайнерское проектирование”, изучение которой начинается с 1-го семестра 1-го курса и заканчивается выполнением дипломного проекта или дипломного проекта с развитой научно-исследовательской частью.
Динамично модифицирующиеся виды и формы традиционной организации предметно-пространственных комплексов, меняющиеся жизненные реалии требуют появления, а стало быть, прогнозирования и проектирования новых средовых объектов и систем. Одни появляются в ходе проведенных “поисковых” конкурсов среди студентов архитектурно-дизайнерских специальностей, цель которых – выявить нестандартные, даже фантастические варианты развития нынешних ситуаций. Другие темы возникают из требований реальности. Некоторые становятся результатом дипломной или магистерской работы студентов, чьи проекты уже достаточно масштабны, чтобы быть учебной работой, но еще не скованы грузом норм и правил, выработанных практикой вчерашнего дня.
Возникают работы по комплексной организации облика среды в масштабе большого градостроительного образования, это архитектурно-дизайнерское проектирование в классе крупных средовых систем. Здесь необычность двойная – впервые облик городской среды рассматривается как интегральное воздействие на зрителя всех ее слагаемых, в том числе мероприятий по временному оформлению городских пространств, но результатом проектирования является не единичная форма городского интерьера – площадь или улица, а совокупность городских пространств, подчиненных общей архитектурно-дизайнерской идее создания определенного образа. Такой в реальном проектировании стала научно-проектная разработка “Архитектурно-дизайнерская концепция пешеходного пространства в районе улиц Суворова и Ленина в г. Витебске” (рук. А.А. Литвинова, исполнители: С.Я. Слаук, И.В. Порубова, Е.Г. Козакова, М.Ю. Борисова, Н.В. Лукина, Е.А. Терентьев), в учебном проектировании – дипломный проект “Интегральные варианты композиционных структур в дизайне архитектурной среды (на примере Логойска)”, выполненный студентом А.А. Локотко под руководством А.А. Литвиновой (диплом 1-й степени Республиканского смотра-конкурса лучших дипломных проектов в Минске, 2007).
Для создания оптимального диалога между человеком и урбанистической средой XXI в. современная проектная практика вырабатывает единую методологическую базу, стратегию и логику организации города, опираясь на возможности реализации цифровых интерактивных систем. Работой в этом направлении стала магистерская диссертация А.В. Новикова (рук. А.А. Литвинова) “Современные принципы восприятия и формирования интерактивной среды в городском интерьере”, в которой рассмотрены особенности интерактивности в архитектуре, предложен алгоритм формирования интерактивной среды города, опирающийся на средства интерактивных дизайна и искусства.
Особую форму поискового средового проектирования составляет чисто художественный, эстетический эксперимент. Он зачастую связан с проверкой, освоением какого-нибудь содержательного начала в проектировании: новое понимание пространственных ощущений, использование новых средств создания декоративного эффекта, неожиданное сочетание материалов, непривычная работа традиционной формы и т.д., но результатом всегда является художественное открытие: непривычное эмоциональное состояние, новая выразительность старых слагаемых, свежая визуальная идея. Иначе говоря – новый способ организации и восприятии среды. Такой поисковой работой стал дипломный проект “Архитектурный дизайн в диалоге “Человек – Urban space” дипломника Е.Г. Козакова, руководитель А.А. Литвинова (диплом 1-й степени Республиканского смотра-конкурса лучших дипломных проектов высших архитектурных школ РБ в Минске, диплом 2-й степени Международного смотра-конкурса лучших дипломных проектов архитектурных школ, Самара, Россия, 2008).
Совместное рассмотрение многообразия форм и видов средовых систем, которые составляют предмет профессиональной деятельности архитектора-дизайнера, позволяет сделать вывод о принципиальных тенденциях изменения сути проектного дела в современном обществе. Появилась новая форма синтеза искусств, подключающая к традиционной триаде “архитектура – живопись – скульптура” и другие виды предметного и художественного творчества – от инженерно-технического до сценографии процессов труда и быта (магистерские диссертации А.А. Локотко “Современные тенденции урбодизайна”, рук. А.А. Литвинова, и Л.Г. Бицютко “Произведения пластических видов искусств в пленэре (открытых городских пространствах), рук. А.А. Литвинова, П.В. Войницкий). Синтез на новом уровне мировосприятия всех компонентов нашего окружения подразумевает и новые глубины знания о путях эмоционально-чувственного освоения сложности мира, и новые технологии формирования создаваемой “второй природы”, и ее экологическое единство с естественной природной основой.
Анализ различного рода поискового проектирования в области дизайна архитектурной среды показывает, что оно дает двоякий результат. Во-первых, обогащается номенклатура тем проектирования, указывающая на необходимость и неизбежность появления в нашем окружении новых типов сред, во-вторых, появляется возможность обобщения проектно-исследовательской теории и практики, возможность выявления тенденций архитектурно-дизайнерской деятельности.
Для профессии архитектора и дизайнера созрела объективная и настоятельная потребность в овладении искусством архитектурного дизайна с целью решения разноаспектных архитектурных и дизайнерских задач, которые возникают в процессе проектирования города, его фрагментов, отдельных объектов в комплексе с традиционными задачами создания градостроительной, архитектурной и дизайнерской формы.