Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой для технического перевооружения отрасли и приобретения импортного сырья, комплектующих изделий, современного оборудования.
Белорусские строительные материалы, изделия и конструкции экспортируются в 47 зарубежных стран. Освоено 230 рынков сбыта в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке.
Пользуется спросом продукция ОАО "Гомельстекло" (полированное стекло), ОАО "Керамин", Брестского КСМ и ПРУП "Березастройматериалы" (керамическая плитка), ОАО "Красносельскстройматериалы" и Белорусского цементного завода (цемент), Молодечненского завода металлоконструкций (комплектные легкие металлоконструкции), ОАО "Керамика" (керамический кирпич), РУПП "Гранит" (нерудные строительные материалы), ОАО "Белгипс" (гипсокартонные листы), ОАО "Барановичидрев" (столярные изделия).
С целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия Министерства архитектуры и строительства проводят работу по улучшению ее качества, широко внедряют новые технологии. Модернизируется производство по выпуску керамической плитки (ОАО "Керамин", ПРУП "Березастройматериалы") и теплоизоляционной минеральной ваты (Гомельский КСМ). Проведенная на РУПП "Гранит" реконструкция позволила внедрить эффективное оборудование по выпуску высококонкурентного щебня. На Минском ЗСМ создан качественный лицевой керамический кирпич с показателем морозостойкости около 100 циклов. Гомельский ГОК проводит работы по улучшению качества сырья, используемого ОАО "Гомельстекло" для производства стеклотары.
Большое внимание уделяется сокращению энергозатрат в производстве. Промышленные предприятия строительного комплекса, имеющие высокий уровень энергопотребления, рекон- струируют и автоматизируют печи и котельные (АП "Минский КСИ", ПРУП "Кричевцементошифер", Минский ЗСМ, ОАО "Красносельскстройматериалы", ОАО "Гомельстекло" и др.).
Продукция предприятий министер- ства находит сбыт в московском, санкт-петербургском, калининградском и других регионах России. В то же время по ряду материалов экспорт в Россию в 2002 г. снизился. Это касается цемента, изготавливаемого ОАО "Кричевцементошифер", щебня, шифера, извести, стекла узорчатого и армированного, стеклоблоков, оконных и дверных блоков. Вытеснение ряда белорусских стройматериалов с российского рынка связано с серьезными изменениями, которые происходят в отрасли строительных материалов в РФ. За счет значительного притока инвестиций предприятия российского строительного комплекса увеличивают выпуск современных конкурентоспособных строительных материалов и изделий. Затраты на топливо и энергию на них значительно ниже, чем на белорусских.
Сложившаяся ситуация подвигает многие белорусские предприятия переориентировать свой экспорт на рынки стран дальнего зарубежья. Например, в 2002 г. ОАО "Красносельскстройматериалы" и АО "Гродненский КСИ" поставляли известь в страны Балтии; Новолукомльский завод керамзитового гравия экспортировал свою продукцию в Финляндию, Австрию, Прибалтику. География экспорта ОАО "Гомельстекло" включает 30 стран. Среди них Алжир, Болгария, Германия, Кипр, Италия, Польша, Чехия, Финляндия, Франция и др.
Основной объем экспорта в дальнее зарубежье в 2002 г. пришелся на цемент (16,5 млн долларов США из 38,5 млн общего экспорта). Но, к сожалению, снизился экспорт в дальнее зарубежье металлоконструкций и полированного стекла.
В 2002 г. по сравнению с 2001 г. предприятия министерства увеличили объемы экспортных продаж строительных материалов в страны дальнего зарубежья в 1,5 раза. Экспорт в страны ближнего зарубежья вырос на 10,7%. Общий объем экспорта строительных материалов в 2002 г. возрос по сравнению с предыдущим на 17,6%.
И хотя итоги экспортной деятельности промышленных предприятий министерства за 2002 г. в целом положительные, нельзя игнорировать проблемы, с которыми они сталкиваются.
Известно, что зарубежные страны активно защищают свои рынки. Повышаются таможенные пошлины (в Литве – на известь, силикатный кирпич, цемент; Украине – на кровельные и все основные строительные материалы); вводится обязательная сертификация продукции и ежеквартальное (в Литве – ежемесячное) подтверждение сертификатов; запрещается ввоз материалов, не соответствующих местным экологическим стандартам. Этим объясняется потеря предприятиями министерства 29 рынков сбыта: стеклозавод "Неман" (5 рынков), ОАО "Красноселькстройматериалы" (2 рынка), ОАО "Гомельстекло" (4 рынка), Молодечненский завод металлоконструкций (2 рынка) и т.д.
В настоящее время экспорт цемента всеми белорусскими производителями составляет не более 26% его годового выпуска. В 2002 г. в натуральном выражении он вырос в целом в 3,2 раза, в то время как в стоимостном выражении снизился на 17%. Основная причина этого – снижение ценовой конкурентоспособности белорусского цемента по сравнению с цементом российских предприятий (разница в отпускных ценах на цемент достигает 30%).
Создается впечатление, что белорусский цемент целенаправленно вытесняется с российского рынка. ОАО "Белорусский цементный завод" платит за 1000 м3 газа 40,9 доллара США, а Брянский цементный завод – 28 долларов США. За 1 кВт электроэнергии Брянский цемзавод платит на 11% меньше, чем наше предприятие.
Да и расходы на перевозку цемента по территории Российской Федерации у белорусских заводов выше, чем у российских. С учетом понижающих коэффициентов провозная плата до Москвы (расстояние 724 км) 1 т цемента ПРУП "Кричевцементошифер" составляет 8,4 доллара США, а при доставке в Москву 1 т российского цемента ЗАО "Белгородский цемент" (расстояние перевозки 742 км) провозная плата составляет 5,39 доллара.
Такая же разница наблюдается и в тарифах при провозе щебня. В прошлом году в результате издержек по доставке экспортного щебня предприятие ПРУП "Гранит" потеряло около 800 тыс. долларов США.
Соглашение, подписанное правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации 12.04.2002 г., предполагает создание равных условий субъектам хозяйствования на территории обоих государств в области новой политики на железнодорожном транспорте, в электроэнергетической и газовой промышленности. Однако в полном объеме оно не выполняется.
Российские заводы уделяют серьезное внимание снижению энергоемкости продукции. На Белгородском цементном заводе доля стоимости природного газа в структуре себестоимости цемента составляет от 27 до 30%, а на наших заводах – от 35 до 38%. Серьезно отстают отечественные цементные предприятия в показателях выработки продукции на одного работающего. На Белгородском заводе на одного работающего производится 1,32 тыс. т цемента в год, а на Белорусском цементном заводе – только 0,65 тыс. т.
Чтобы удержать экспортные позиции нашего цемента на российском строительном рынке, следует заняться подлинным энергосбережением на белорусских цементных предприятиях и выполнить комплекс мероприятий:
– приобретение и установка электрогенерирующего оборудования;
– внедрение проекта по утилизации изношенных автомобильных шин в качестве топлива;
– освоение замкнутого цикла помола сырья, клинкера и цемента с использованием сепараторов третьего поколения с компьютерным управлением;
– внедрение технологии расфасовки цемента;
– продолжить работу по сокращению общей численности работающих за счет увеличения производительности труда (на основе инвентаризации каждого места работающего с привлечением необходимых специалистов);
– ходатайствовать перед правительством Республики Беларусь о введении расчетов провозных платежей экспортно-импортных строительных грузов, в том числе цемента и щебня по сквозному внутрироссийскому тарифу;
– выйти с предложением в Минэкономики Республики Беларусь о введении для белорусских цементников гибкой системы скидок на цену цемента в зависимости от объемов продаж и сезонности, увеличивающих конкурентоспособность белорусского цемента на внешних рынках.
Анализ результатов экспортной деятельности ряда промышленных предприятий Минстройархитектуры за 2002 г. показывает, что рост объемов экспорта в долларовом исчислении отстает от роста физических объемов экспорта. Причинами этого являются инфляционные процессы в республике и конкуренция местных производителей строительных материалов на внешних рынках, в первую очередь в российских регионах.
Чтобы быть конкурентоспособными хотя бы в ценовом отношении, нашим предприятиям-экспортерам приходится снижать отпускные цены при неизменной себестоимости, т.е. идти на убытки. Имеет место практика, когда за материалы, поставляемые российским заказчикам в счет оплаты за газ, те рассчитываются не деньгами, а векселями. При реализации векселей белорусские предприятия теряют до 25% причитающихся им сумм.
Необходимо полностью уйти от бартерной системы расчетов, которая отрицательно сказывается на экономике предприятий при импортно-экспортных операциях. Усложняют деятельность наших предприятий импортеры необходимого нам сырья, материалов и комплектующих, которые, пользуясь монопольным положением, постоянно повышают цены на свою продукцию.
Чтобы быть конкурентоспособными на внешних рынках, наши предприятия должны осваивать новейшие технологии, как это делают Минский ЗСМ (новый лицевой керамический кирпич марки 175), ОАО "Красносельскстройматериалы" (качественный цемент), ОАО "Гродненский стеклозавод" (новые цветные стеклоблоки и расширенный ассортимент бутылки), Брестский КСМ и ПРУП "Березастройматериалы" (новые виды керамической плитки), ОАО "Гомельстекло и "Керамин" (новые информационные технологии с использованием Интернета).
Сегодня проблема экспорта – это проблема инвестиций, проблема привлечения дополнительных средств, необходимых для развития и модернизации производства. Например, ОАО "Керамин" много внимания уделяет работе с банками и потому имеет возможность получения банковских валютных кредитов по минимальным ставкам. Используется метод ускоренной амортизации с применением коэффициента 2, что позволяет иметь реальные средства для приобретения оборудования, получать средства от банков под залог отгруженной продукции (факторинг). Предприятие максимально использует лизинг – аренду оборудования и автомашин – при сроке расчетов не более года. Зарплата рабочих складывается из двух частей: 50% выплачивается сдельно, в зависимости от выработки, и 50% – в зависимости от качества продукции.
Экспорт не может активно развиваться без освоения отраслью современных информационных технологий. Лишь отдельные предприятия министерства имеют свои сайты в Интернете: ОАО "Гомельстекло", ОАО "Керамин", ОАО "Керамика", ОАО "Красносельскстройматериалы".
Все большую роль играют организационный и технический потенциал сбыта продукции. В этом направлении строительная отрасль отстает от белорусских промышленных предприятий, которые активно работают в вопросах организации и совершенствования товаропроводящей сети, в том числе над развитием транспортно-складского хозяйства с его производственной инфраструктурой (подъемно-транспортным оборудованием, транспортными средствами, складами, тарой), обеспечивающей непрерывность торгово-складских и сбытовых процессов. Они прорабатывают вопрос создания и развития в России совместных транспортных терминалов, дающих возможность комплексно обслуживать перевозку грузов транспортом, площадками хранения, развесочными, фасовочными цехами, тароупаковочными средствами.
Как известно, для улучшения качества товаропроводящей сети экспортеров Беларуси в России правительством нашей страны прорабатывается вопрос создания крупных торгово-промышленных корпораций, в состав которых вошли бы не только торговые структуры, имеющие свои сегменты рынка, но и банки, а также страховые компании.
В системе Минстройархитектуры 127 предприятий розничной торговли (за последние 5 лет их рост составил 50%), в том числе 12 магазинов, имеющих статус фирменного. Например, у ОАО "Гомельстройматериалы" работают 5 магазинов (в Гомеле, Бресте, Витебске, Москве и один в Украине). ОАО "Гомельстекло" располагает пятью торговыми домами, в том числе тремя в Беларуси, по одному в Москве и Киеве. ОАО "Керамика", ОАО "Гродненский стеклозавод" имеют на своей территории магазины по продаже выпускаемой продукции, у ПРУП "Красносельскстройматериалы" есть торговый представитель в Польше.
ОАО "Керамин" в течение прошлого года более 80% своей продукции реализовал за рубежом. Товаропроводящая сеть предприятия включает несколько торговых домов в России, Украине. В настоящее время оно учреждает свой торговый дом в Казахстане. Сбытовые структуры ОАО "Керамин" функционируют в Литве, Молдове. На базе корпоративного капитала предприятие вышло на российских и украинских партнеров с предложениями о реализации совместных проектов, обозначив свое участие в них в качестве инжиниринговой компании.
В развитии современных товаропроводящих сетей строительная отрасль Беларуси не должна остаться в стороне. С учетом экономической конъюнктуры, возможностей предприятий и в целом строительной индустрии необходимо разработать стратегию развития отраслевой товаропроводящей сети. В ней также должны найти отражение современные методы электронной коммерции по продаже строительных материалов на тендерной основе с помощью интернет-технологий.
Для того, чтобы обеспечить единую политику в ценообразовании, маркетинговых исследованиях, необходимо завершить начатую работу по организации ассоциации цементников, а также начать создание объединений стекольщиков, производителей керамического кирпича и сортовой посуды.
Только реализовав комплекс названных мероприятий, мы можем рассчитывать на эффективную работу предприятий по производству строительных материалов.