Вы здесь

Традиции художественного воспитания

Одним из приоритетных направлений подготовки и воспитания будущих архитекторов в белорусской архитектурной школе всегда были художественные дисциплины: рисунок, живопись, скульптура. На кафедре изобразительного искусства молодежи прививали любовь к прекрасному, уважение к искусству и культуре своего народа. В качестве преподавателей традиционно приглашались известные белорусские мастера кисти и резца. Один из них – нынешний заведующий кафедрой “Рисунок, акварель, скульптура”, живописец, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, профессор Николай Владимирович Киреев. Он рассказывает о своих предшественниках-педагогах по изобразительному искусству на архитектурном факультете.

Чего в профессии архитектора больше – творчества или технологии? Кто он, архитектор – вольный зодчий или раб расчета? Это риторические вопросы, потому что быть архитектором – значит, одинаково страстно любить гармонию и алгебру, одинаково верно служить вдохновению и производству.

Архитектор должен быть ответствен, дисциплинирован и реалистичен. В то же время мечтателен, эмоционален, смел в фантазиях. Результаты деятельности архитектора живут в веках, служат примером для подражания. Но они же из-за неприятия потомков, ошибок в проектировании или неточности замысла подвергаются целенаправленному разрушению. Понимая ответственность и сложность в подготовке настоящего профессионала, кафедра “Рисунок, акварель и скульптура” обучает студентов архитектурного факультета основам изобразительного искусства. Программа довольно сложная и короткая по времени освоения (7 семестров), поэтому на вступительных экзаменах уделяется большое внимание степени подготовки абитуриентов в изобразительном искусстве. У молодого человека, выбравшего архитектурный факультет, должна быть хорошая база, крепкие азы для того, чтобы, оказавшись на студенческой скамье, можно было сразу пойти вглубь, постепенно обретая на уроках пространственно-конструктивное мышление, объемно-пространственное видение.

Архитектор должен воплощать в себе немало профессиональных качеств и талантов: умение созерцать, ценить увиденное, анализировать его и находить главное, самое существенное, т.е. делать отбор. Потому что отбор, точный глаз – один из главных признаков художественности. Художественности воспитанной, обученной, утвержденной практическим успехом. Программа, которой руководствуется кафедра “Рисунок, акварель и скульптура”, учит будущих архитекторов постижению сложных форм (рисование обнаженной фигуры человека), чувству соразмерности, гармонии.

В начале 1950-х годов, когда в Белорусском политехническом институте открылся архитектурный факультет, во главе кафедры “Рисунок, акварель и скульптура” стал народный художник БССР Иван Осипович Ахремчик. Его вклад в белорусское искусство неоспорим, и это огромная удача, что многие годы он учил рисованию будущих архитекторов на нашем факультете. Получив прекрасное образование в Москве, Иван Осипович в своем творчестве продолжал традиции русской академической школы, которая особенно строго исповедовала рисунок, его тщательное построение, причем не по внешним признакам, а по внутренней логике: скелет и мышцы. Это хорошо видно в его работах. Программная картина Ахремчика “Защитники Брестской крепости” почти каноническая. Фигуры идеальны в своих пропорциях, законченных движениях, они выверены, выразительны, подчинены главной теме картины. Детально проработаны объем, форма, пейзаж, антураж, лица, их выражения… Правда, на мой взгляд, есть в такой тщательности и потери, потому что картина из-за нее становится несколько застывшей, хотя, конечно, и остается предметом для подражания в лучшем смысле этого слова. В портретах живописца тот же принцип внимательного изучения характера человека и его пластики. В пейзажах художник подробно разрабатывает колорит, точно передает лирическое состояние природы.

Другой живописец, который работал на нашей кафедре, Федор Барановский – представитель более молодого поколения, но тоже прошедшего войну. Учился в Минске, у мастеров, вышедших из российской школы изобразительного искусства (педагоги В. Цвирко и И. Ахремчик). Так что и его можно назвать продолжателем богатых реалистических традиций русской школы. Барановского, конечно, не могла не волновать тема войны. Но в сравнении с картинами Ахремчика манера его письма и композиции очень динамичны. Колорит холстов тонок, красив и эмоционален. В лучших своих работах он достигал впечатления буквального движения. Фигуры в композиции изображены в переходной фазе движения, и этот прием создает в картине живой, трепетный ритм. Манера Федора Барановского в каком-то смысле близка традициям европейского искусства, где все – в движении, в дыхании цвета и в легкости мазка. Таково, например, полотно “Ценой жизни”. Сюжет драматичен: по искореженной земле ползет боец за глотком воды. Художник смог передать ситуацию так живо, что ты смотришь и сопереживаешь, не зная, в какой момент вскрикнешь сам – когда солдата настигнет пуля снайпера или когда он все-таки доберется до цели.

К сожалению, совсем недолго работал на кафедре один из сегодняшних мэтров Леонид Щемелев. Если говорить о его творчестве, то картины Щемелева – это прежде всего романтический полет души. Форма у него не чрезмерна, но достаточна, чтобы открыть романтическое содержание сюжета и то восхищение им, которое мастер хочет поведать зрителю. В них главное – любовь автора к своим героям, ко всему изображаемому. И энергия этой любви настолько убедительна, а форма настолько достаточна, что его полотна всегда выразительны, красивы и динамичны.

Вот планка, которую задали своим творчеством три больших белорусских художника, работая на кафедре. В дальнейшем ее поддерживали многие другие мастера, в разное время преподававшие на факультете: заслуженные деятели искусств БССР А. Малишевский и П. Крохолев; художники Н. Тарасиков, А. Александрович, А. Михайлов, Н. Гусев, Г. Витковский, В. Булыга. У каждого из них как у творца был собственный выразительный почерк, порой они кардинально отличались один от другого по темпераменту, художественному стилю, но это были люди с богатым жизненным опытом, точным глазом, хорошим вкусом. Вспомним пейзажи наших педагогов – художников Иосифа Белановича, Григория Витковского, Николая Назаренко: они передают случайные, казалось бы, мотивы, но в них есть определенное, очень ценное чувство – радость, что окончилась война, что на земле наконец наступил мир и можно любоваться “прозой жизни”. Но сколько крови и пота было пролито за эту обыденность… Например, картина Николая Назаренко “Тракторный завод строится” – конъюнктурная, как скажут позже, идеологическая тема. Верно. Но признаем, что чаяния народа очень часто, особенно в сложные периоды истории, совпадали с официальной идеологией: страна строилась, возрождалась! Кого это могло оставить равнодушным – настоящие чувства людей, истосковавшихся по мирному труду?

Таковы истоки художественного образования на архитектурном факультете БНТУ. Его значимость всегда понимали лучшие белорусские архитекторы – Леонид Левин, Валентин Занкович и другие, в полной мере овладевшие основами изобразительного искусства и изумительно гармонично применяющие их в своем творчестве. Последние годы кафедру “Рисунок, акварель, скульптура” возглавлял замечательный педагог, скульптор Владимир Антонович Булыга, который сохранил лучшие традиции предшественников.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...