Вы здесь

Баухауз в Веймаре: маленькая родина большой Школы

Множество туристов каждый день приезжают в старинный немецкий город Веймар, где удивительным образом сохранился флер позапрошлого века в неподвластных времени парках и зданиях эпох классицизма и модерна. Этот небольшой городок притягивает не только славой родины немецкой литературы и гуманизма и даже не своим почти трехсотлетним культурным наследием и прославленными гражданами.

Веймар таит в себе что­то еще, не менее манящее, чем “Фауст” жившего здесь Гёте и драмы ходившего по вымощенным особым рисунком булыжным мостовым Шиллера, чем музыка творивших здесь Баха и Листа…

Разгадка находится совсем рядом: взгляды туристов, фотографирующихся на театральной площади на фоне бронзового памятника отцам немецкой литературы Гёте и Шиллеру, обращены к неброскому полутораэтажному зданию, служившему ранее в качестве мастерских и цехов стоящему напротив национальному театру. Над входом начертаны всего два, но очень значимых слова – “Музей Баухауза” (фото 1). Именно Баухауз является главной, еще не до конца исследованной тайной маленького городка, ставшего родиной большого искусства.

История уникального немецкого учебного заведения достаточно хрестоматийна, но тем не менее интересна. С 1860 г. в Веймаре существовала СаксонскоВеймарская великокняжеская школа изящных искусств, а в 1906–1907 гг. бельгийский художник Анри ван де Велде создает Школу искусств и ремесел, для которой он проектирует учебный корпус (фото 2), а также здание художественных мастерских (фото 3). Эти две высшие школы и стали базой для создания Баухауза.

1919 г. – художественная и прикладная школы объединяются в одну: так рождается Государственный Баухауз Веймар – первое учебное заведение, готовящее художников для работы в промышленности. По предложению ван де Велде Вальтер Гропиус становится директором этого новаторского заведения. В апреле 1919 г. он публикует свой “Манифест”, ставший основой педагогического и творческого метода Школы, неповторимого по разнообразию художественных идей и их оригинальному практическому исполнению. Первые мастерские – ювелирная, книжная, текстильная и печатной графики. Далее к ним добавляются мастерские скульптуры, мебели, монументальной живописи и керамики. Архитектуру студенты изучают пока только факультативно. С 1920 г. вводится новая система преподавания, в соответствии с которой каждую мастерскую ведут два специалиста: технолог и художник.

1930 г. – директором Баухауза, переехавшего к тому времени в Дессау, назначается Людвиг Мис ван дер Роэ, который реорганизует всю систему преподавания. Создается пять основных направлений: строительство, дизайн интерьера, текстиль, фотография и изобразительное искусство. Архитектурный курс становится значительнее по количеству учебных часов и месту в системе образования.

1933 г. – принимается решение о закрытии Баухауса, основные преподаватели вынуждены эмигрировать.

1946 г. – архитектор Херман Хенсельман становится основателем нового высшего учебного заведения, связанного с Баухаузом гуманистическими традициями, получившего в 1951 г. название Высшей школы архитектуры.

1990 г. – после объединения Восточной и Западной Германии Высшая школа архитектуры была реструктурирована, в 1995 г. принято решение о возвращении университету исторического названия Баухауз, в 1996м оно приведено в силу. С тех пор университет носит имя БаухаузУниверситет Веймар.

Сегодня БаухаузУниверситет в Веймаре сочетает черты как технического, так и художественного образования, следуя основной идее, заложенной еще в 20е годы прошлого столетия: “формообразующая деятельность является не односторонне интеллектуальным или односторонне материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе”. Целый ряд учебных программ, методических разработок и моделей междисциплинарной проектной учебы создается архитекторами и инженерами, художниками и дизайнерами университета, что для Баухаза – одного из ведущих вузов Германии своего профиля – скорее норма, чем исключение.

В Баухаузе учатся около 4200 студентов. Кроме старейшего, архитектурного, подготовка студентов осуществляется еще на трех факультетах: инженерно­строительном, возникшем около 50 лет назад, дизайна и оформления, основанном в 1993 г., и факультете по изучению средств коммуникации, появившемся в 1996 г.

На архитектурном факультете, считающемся подлинной “архитектурной школой под крышей университета”, получают образование более 1250 человек. В масштабах Германии он один из самых крупных. Спектр изучаемых будущими архитекторами учебных дисциплин достаточно широк – от теории и истории архитектуры, охраны памятников архитектуры, градостроительства и строительных конструкций до строительного менеджмента, регионального планирования, социологии глобализации, дизайна интерьера и оформления пространств в свете междисциплинарных концепций. Основная направленность факультета – создание проектов, но здесь также есть место научной работе, о чем свидетельствуют пользующиеся популярностью у немецких и иностранных студентов магистратура и аспирантура Баухауза.

В соответствии с мероприятиями Болонского процесса Баухауз, также как и другие высшие учебные заведения Германии, переходит на новую модель обучения:

– первая ступень – Bachelor (бакалавр). Обучение длится, как правило, 3 года. Специальность, получаемая после окончания, – “Архитектура”.

– вторая ступень – Master (магистр) – включает в себя 2 года специализированной учебы. Специальности: “Архитектура и инженерное строительство”, “Европейская урбанистика”, “Медиаархитектура”.

На факультете 25 кафедр с профессорами, 2 кафедры с юниорпрофессорами и 2 – с почетными профессорами; есть два варианта работы над кандидатской диссертацией – так называемая “свободная аспирантура”, когда студент выбирает себе профессора и работает с ним лично, или организованная программа “Европейская урбанистика”.

Архитектурный факультет, факультет дизайна, а также ректорат расположены в главном здании университета, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Оно построено в начале прошлого века по проекту Анри ван де Велде (фото 4), яркого представителя “абстрактного” направления стиля модерн. В 1999 г. здание было реконструировано Томасом ван ден Валентином.

Красивейшая криволинейная лестница в стиле модерн, созданная также по проекту Анри ван де Велде (фото 5) и являющаяся “визитной карточкой” этого уникального здания – колыбели новой школы, стремится вверх, ведя студентов в просторные учебные аудитории и мастерские, за дверями которых талантливые профессора передают свои знания, возможно, будущим гениям современной архитектуры. Так, в начале прошлого столетия вместе со своими учениками творили выдающиеся Анри ван де Велде и Вальтер Гропиус, Лионел Фейнингер и Йоханнес Иттен, Поль Клее и Василий Кандинский, Георг Мухе и Ласло Мохоли­Надь, Оскар Шлеммер и Герхард Маркс.

Здесь есть все и для всех. Тот, кому в силу каких­то причин или по состоянию здоровья трудно подняться по лестнице, может в любой момент воспользоваться лифтами или подъемником для креслаколяски инвалидов (фото 6).

Перед деканатом архитектурного факультета скульптура обнаженных влюбленных (фото 7) как бы успокаивает: “Не бойтесь, здесь царит любовь”.

Здания учебных корпусов, администрации, библиотеки (фото 8) и компьютерного центра, студенческих общежитий, спортивных залов расположены в разных частях исторического Веймара, но, учитывая небольшой масштаб города, все находится в 20минутной пешеходной доступности. Верный спутник веймарских студентов и преподавателей – велосипед, позволяет сделать это еще быстрее.

Особого внимания заслуживает компьютерный центр, находящийся на факультете средств визуальной коммуникации. В старом кирпичном здании, заботливо сохраненном в процессе реконструкции 1996 г., главный фасад стал абсолютно современным в стеклянной оболочке с пристроенными лифтами и поэтажными пешеходными горизонтальными коммуникациями – галереями (фото 9, 10). Здесь находятся различные по площади и вместимости компьютерные классы, где студенты могут часами писать научные работы, готовиться к зачетам и экзаменам, неограниченно пользоваться интернетом, самостоятельно распечатывать и ксерокопировать нужную информацию. Все просто. Также университет предоставляет дипломникам отдельные помещения, в которых они могут писать и чертить дипломные работы, создавать макеты и дискутировать об архитектурных концепциях.

Как и любой университет, Баухауз, конечно, несовершенен. Но тот дух новаторства и творчества, восприимчивости и функциональности жив, как и слова Гропиуса, продолжающие уже почти 90 лет вдохновлять на новые свершения: “Искусство и технологии – новый союз”.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...