Вы здесь

Свободное пространство обсуждения. Первая ассоциация неформальных архитекторов “Не-форма/Не-факт”

Он создал тысячи диковин
И может не бояться стуж.
Он сам, как призраки, духовен
Всей тьмой перебывавших душ.

Я тоже чтил его подростком.
Его надменность льстила мне.
Он жизнь веков считал наброском,
Лежавшим до него вчерне…

Б. Пастернак. Город

 

В такой поэтичной и метафоричной форме представлял город Борис Пастернак. И хотя со времени написания этих строк прошло более полувека, они попрежнему находят у нас отклик.

Что такое город, что представляет собой этот динамичный и сложный организм, какое место занимает в культуре, каковы механизмы и принципы его формирования – эти и подобные им вопросы актуальны и неизбежны для современности. Большинство из нас живет в городе, называет себя горожанами и считает носителями именно городской культуры. И вместе с тем у каждого свой образ города, своя идея, свой идеал. Формирование городской среды происходит не только на уровне архитектурноградостроительном. Здесь в равной степени задействованы многие отрасли знаний и деятельности человека. Все они работают на одну идею, ведь в конечном итоге город создается для всех. И всем в нем должно быть хорошо, для каждого он должен быть органичным продолжением его индивидуальности. А когда материальная фактура города развивается как логичное, даже естественное, продолжение духовной культуры населяющих его людей, мы всегда чувствуем неповторимый облик такого места. В конечном итоге именно на это нацелена деятельность градостроителя и архитектора.

Из желания обсудить проблемы города, формирования городского пространства, его целостности родилась идея первой ассоциации неформальных архитекторов “Не­форма/Не­факт”, которая состоялась 14 июля 2007 г. в Бресте. Эту “неформальную” идею, высказанную молодыми зодчими, поддержал и помог найти ей фактическое воплощение Алексей Андреюк из Брестпроекта, уважаемый наставник многих будущих архитекторов из БрГТУ. Первое заседание, сценарий которого включал не только элементы креативности, но и артистизма, вели Наталья Омельчук и Евгения Бельская – молодые специалисты из БелНИИПградостроительства.

Вместо готовых ответов, зачастую безапелляционно принимаемых как указание к действию, организаторы решили создать в проблемном поле понятия “город” свое пространство свободного обсуждения. Два основных эпицентра, вокруг которых развивалась дискуссия, – ЧТО ЕСТЬ ГОРОД и ЧТО ЕСТЬ ГОРОД БРЕСТ. Определив вначале для себя образ города как культурного феномена, участники ассоциации рассмотрели на конкретном примере Бреста его проблемные зоны и возможные пути их решения.

К полемике приглашались (и откликнулись) не только архитекторы, градостроители, но также заинтересованные горожане, которым небезразлично, каким будет их город, которые сами готовы принимать деятельностное участие в формировании его среды. Родились предложения, порой самые неожиданные, каким быть Бресту, например, к своему тысячелетию. Самыми активными – и конструктивными – оказались маститые брестские архитекторы Владимир Чайковский, Валерий Кескевич, Михаил Гайдукович.

Динамика и эволюция города в современном мире ставит множество вопросов, на которые порой даже профессионалу найти раз и навсегда заданные (окончательные) ответы в одиночку трудно. Но к ним можно приблизиться посредством обсуждений и дискуссий, в результате которых и возникает оптимальное решение. Ведь сами архитекторы признаются, что зачастую ощущают недостаток предварительного обсуждения проектов. Такой форум может стать началом нового направления в градостроительстве, когда формирование городской среды происходит с участием (а точнее, соучастием) представителей разных профессий.

Мы предлагаем вниманию читателей некоторые контрапункты первой ассоциации неформальных архитекторов:

Необходимы самостоятельные знания и аналитические способности лучших умов общества, чтобы понимать такой сложный и динамичный организм, каковым является город. В этот процесс так или иначе вовлекается большинство всех интеллектуальных отраслей знаний.

То, что Город должен стать формой образования современного человека, – с этим спорить не имеет смысла. Но при этом надо помнить, что Город растет параллельно с образованием человеческой личности. Город и личность, два храма, растут друг через друга, постоянно оглядываясь друг на друга. Только в этом случае возможно говорить о выстраивании культурного пространства города.

Парадоксальность и сложность проблемы состоит в том, что такой культурный феномен, как Город, с одной стороны, очень материален, вещественен, воплощен в камне и металле… С другой стороны, Город – это виртуальная и даже эфемерная реальность, постоянно переживающая собственные метаморфозы в сознании человека. На стыке Города­камня и Города­идеи и рождается в сознании человека культурная форма Города.

Возможно, Город начинается тогда, когда человек начинает огораживаться, организовывать вокруг себя пространство, ища некий центр в нем? А необходимость огораживания возникла тогда, когда человек был изгнан из рая, когда он оказался предоставлен самому себе. Город становится такой формой замены Града Божьего, формой восстановления утраченного рая.

 

 

P.S. Неформальнонефактическая идея ассоциации – пробный шар ищущих, неспокойных, жаждущих найти ответы. Ктото не согласится и спросит: зачем нефактические идеи в конкретной среде архитекторов? Эта деятельность реальна и в большинстве случаев имеет дело с конкретным материалом. Но поверьте, порой поиски, стремления, необработанные алмазы идей дороже бриллиантов фактических свершений. Ведь именно в поиске рождается гармония и истина…

А пока в планах организаторов – следующая встреча, на этот раз в Минске.

 

 

 

 

Читайте также
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Жюри XI Республиканского смотра-конкурса на лучшее архитектурное произведение (постройка, проект) года РЕШИЛО: 1. Присудить Гран-при (Большая...
24.12.2003 / просмотров: [totalcount]
Мировые города мечтают, стремятся принять у себя очередную Олимпиаду, понимая, что она послужит радикальному преобразованию всей городской...
12.04.2005 / просмотров: [totalcount]
Авторский коллектив Смирнова Л.Н. — зам. директора по архитектуре, руководитель Шулаева Е.Л. — главный архитектор проекта Семенкевич...