Фундаментальные исследования истории градостроительства Беларуси приобрели особую научную значимость в связи с ее политическим и культурным развитием как независимого государства. Возведение городов, будучи высоким искусством, творческой деятельностью в системе художественной культуры, подлежит широкому и углубленному изучению и теоретическому осмыслению. Это способствует также повышению профессионального мастерства современных зодчих, их овладению богатейшей сферой эстетических знаний, накопленных отечественной и мировой историей градостроительства.
В процессе длительной эволюции пространственной организации городских поселений с IX до середины XVIII в. прослеживались три крупных градостроительных направления. К первому из них относилось свободное, естественное сложение нерегулярных планировочных структур, древнейшие из которых возникли в IX–XIII вв. и постепенно, преемственно развивались под влиянием различных градоформирующих факторов.
Второе направление представлено образованием регулярных средневековых по генезису, или готических, планировочных структур, которые создавались в XVI – 1-й пол. XVII в. по единому геометризованному замыслу на основе композиционных, функциональных и, возможно, теологических принципов, происходивших из Западной Европы XIII–XIV вв. Возникновение этих структур в белорусских городах совпало с временем распространения магдебургского права.
Третье направление – организация ренессансных планировочных структур, заложенных в конце XVI – 1-й пол. XVII в. и отличавшихся от готических признаками, связанными с формированием укреплений, системы улиц и композиции главной площади. Существование всех трех направлений подтверждается системой изобразительных и текстовых документов и других материалов.
Нерегулярные планировочные структуры образуют типологию по конфигурации уличной сети, во многом единую для всех восточнославянских земель, и разделяются на нецентрические и центрические. Нецентрические, или порядковые, планировки – это одноуличная, поперечно-осевая, двухуличная, Т-образная, крестовидная, рядовая, перекрестная, прямоугольно-прямолинейная. Центрические – веерно-дуговая, веерно-полукольцевая, веерно-дуговая ветвистая, веерно-полукольцевая ветвистая. Образование и развитие типа планировки города во многом зависело от количества поясов укреплений.
Города дифференцируются также по взаимоположению замка и главной торговой площади, отражающему степень трансформации древних восточнославянских основ структуры под влиянием западноевропейского зодчества (площадь сохранила первоначальное место в непосредственном соседстве с замком; сформировалась на удалении от него, что свойственно городам Западной Европы; сложилась вблизи замка без их пространственного единства, установив тем самым своеобразную черту белорусского градостроительства сравнительно с Русью и странами Запада).
Готическое планировочное искусство характеризовалось системой признаков. К ним относились: единый замысел пространственной организации города или его крупного района; геометризация структуры, применение прямолинейных улиц и других планировочных рубежей; в ряде случаев прямоугольная конфигурация города; ортогональная система кварталов; прямоугольная, квадратная или Г-образная торговая площадь с отходящими от углов улицами – продолжениями ее сторон; размещение важнейших гражданских и культовых зданий во внутреннем пространстве площади; тяготение композиционных осей площади не к центру, а к сторонам; тенденция примыкания двух улиц к углу площади не всей шириной, а частью для максимального увеличения занятой застройкой стороны площади; сложение не единого ансамбля, а художественно организованного конгломерата отдельных элементов.
В конце XVI – 1-й пол. XVII в. в контексте наследия европейского градостроительства эпохи Возрождения в Беларуси распространилось ренессансное искусство пространственной организации территорий общественного и жилого назначения. Показателем преемственности древнеримских принципов структурирования города служило использование двух основных взаимно перпендикулярных планировочных осей, составлявших крест или Т-образное пересечение. Другим ренессансным признаком была размещенная на их пересечении прямоугольная торговая и ратушная площадь, в качестве прообраза имевшая форум римского поселения. От готических примеров она отличалась трактовкой осей симметрии как коммуникационных и видовых коридоров, часто завершенных центрично размещенным на площади объемом. Образцами для композиций иногда служили градостроительные произведения итальянского маньеризма 2-й пол. XVI в.
Для всех трех вышеупомянутых градостроительных направлений свойственны художественно организованные схемы размещения храмов в планах городов: концентрические окружности или полуокружности с исходящими из центра лучами, накладывающиеся треугольники с выделением главного, крестообразная фигура, линейная конфигурация с зигзагоподобным ритмом доминант. Кроме того, наблюдается закономерность – постановка на визуальной оси высотных сооружений, незначительно отступающих от нее в разные стороны. При этом все доминанты объединялись умозрительными осями, по три-шесть на каждой.
На организацию белорусских поселений влиял теологический фактор, принцип сакрализации городской среды символами, заимствованными из формообразования раннехристианских столиц – Иерусалима, Рима и Константинополя. Cуществовали определенные признаки подобия, нацеленного на освящение города и перенятие им славы древних государств. В Х–XVII вв. такие признаки прослеживались в Полоцке. К ХIII в. город приобрел треугольную в общих чертах конфигурацию подобно тому, как треугольный план получила столица Восточной Римской империи. В близких к треугольнику очертаниях Полоцка, вероятно, символически воплотился и догмат о Св. Троице. По образу Рима и Константинополя Полоцк X–XVI вв. включил, хотя и в меньшем масштабе, семь холмов и осмысленных в их качестве высоких прибрежных частей плато. Полоцк связывали с мировым центром православия также принципы размещения Софийского собора в городском ландшафте, в частности на оконечности мыса, на холме в древнейшей крепости – соответственно, в детинце и акрополе греческого города Византия. Константинопольская София обращена юго-западным боковым фасадом к морю, а главным и северо-восточным – к узкому криволинейному заливу Золотой Рог. Полоцкий храм также боковым южным фасадом ориентирован к обширной акватории крупной реки, а главным и северным – к излучинам малой реки. Смысловой моделью морского пространства могла быть Двина, а криволинейного залива – извилистая Полота. Кроме того, в Полоцке повторено в миниатюре соотношение места храма и изогнутого очертания берега большей акватории. Символом подобия христианской святыне служило также приближение условий восприятия полоцкого собора к сакральному образцу. Византийский храм завершает перспективу вдоль берегов Босфорского пролива и ось природного пространства залива. Аналогична специфика обозрения полоцкой церкви в завершении акватории Двины и узкой долины Полоты.
Символическое уподобление Полоцка Святым местам относится к XVI–XVII вв. В Верхнем замке и на Великом посаде с запада на восток была сформирована последовательность элементов: церковь XI–XIII вв. (предположительно); Софийский собор; ориентированные на юго-восток ворота главной башни городской стены; ручей с переездом; сад иезуитского коллегиума; иезуитский костел. В эту систему вкладывался сакральный смысл, символически воспроизводилась среда палестинского Иерусалима: храм св. Гроба Господня; храм “Святая Святых”; священные Золотые ворота в восточной крепостной стене; поток Кедрон; Гефсиманский сад; часовня Вознесения Господня.
В эпоху Возрождения по образу Иерусалима Небесного создан Несвиж. Селитебный район обладал близким к квадрату планом. Примерно посередине каждой стороны находились крепостные ворота, а в центре – ратуша как основная доминанта. В Ветхом Завете описан идеальный город – квадратный в плане, с 12 воротами крестообразно по трое с каждой стороны и храмом в центре. Аналогичен Небесный Иерусалим в Апокалипсисе Иоанна Богослова, где в центре помещен престол Св. Троицы. В Несвиже крестоподобное положение 4 ворот с оборонными башнями дополнялось храмами по углам города. С каждой стороны существовали три доминанты, что могло ассоциироваться с тремя элементами в каждой из стен Иерусалима. Наподобие библейских прообразов центр плана занимал важнейший объект.
Преобразование пространственной организации городских поселений во 2-й пол. XVIII – 1-й пол. XIX в. явилось важнейшим этапом их развития. В период барокко структура города-имения основывалась на единстве дворцово-паркового ансамбля с общественно-жилой зоной, а средством его достижения было создание генеральной оси симметрии плана. Композиционным принципом формирования оси могла служить трассировка главной магистрали, увязывающей разобщенные город и дворянскую резиденцию. Использовалась также удлиненная, “осеобразная” площадь, пространственно открытая к усадебному ансамблю. Среди других особенностей барочных планиметрических композиций – напряженные, изогнутые абрисы площадей и улиц; удлиненные кварталы и площади; многоугольные контуры; лучевые построения; большая, чем в классицизме, мягкость очертаний в объединении с рельефом местности и береговыми линиями; элементы динамичной асимметрии при общей симметрии.
Градостроительство классицизма явилось типологически, структурно-планировочно и эстетически содержательным феноменом, освоившим исторический опыт художественного мышления. В процессе развития городских поселений использовались методы реконструкции, определявшие степень преемственности существующей планировочной структуры. К ним относились: полная замена нерегулярной, свободно сложившейся планировки на симметричную регулярную; при значительном видоизменении нерегулярной планировки преемственное развитие ее индивидуальных качеств; сохранение свободно сложившейся планировки, за исключением единичных фрагментов; фиксация или частичная геометризация регулярной готической, ренессансной или барочной планировки.
Важнейшее достижение классицизма – создание новых общественных центров. Существовали типы их планировочных структур: 1) центр компактного характера – полифункциональный комплекс застройки площади; 2) протяженный по характеру центр с тремя-четырьмя площадями, объединенными одной-тремя магистралями; главная площадь полифункциональна, другие – торговые; 3) центр в виде креста или Т-подобного креста, ветви и срединная часть которого формировались разными по функции и форме элементами; 4) центр лучевой структуры – главный функционально-композиционный узел города в виде площади и территории бывшей крепости, от которого радиально отходили магистрали; по образу римского и петербургского “трезубцев” в радиальных направлениях выделялись три основных; 5) центр разветвленного линейно-узлового характера, который не укладывался в ясную формальную схему и отличался своеобразной в конкретных случаях системой площадей и проспектов.
Особенности пространственной организации центров представляли градостроительную идеологию стиля: преемственность культурных традиций; модульность и углубленная геометризация планировочных композиций; образная торжественность объемно-пространственных решений; формирование системы эффектных, узловых зрительных точек; выверенная сценографичность видовых картин.
Существенной закономерностью классицистического градостроительства являлась тенденция романтизма, представленного двумя направлениями. Одно из них, медиевизм, включило две художественные ветви – ассоциативное преломление свойств средневековых нерегулярных структур и интерпретацию готических схем. Другое направление, ренессансное, воспроизводило каноны структуризации планов итальянских, французских, немецких, польских и белорусских произведений градостроительного искусства.
Кроме композиции города в целом примечательно художественное построение отдельных узловых и линейных компонентов планировочного каркаса поселения – застройки площадей и улиц, монастырей, дворцов и других. Особую эстетическую ценность представляли ансамбли площадей, что обусловлено их уникальной ролью как главных элементов общественных центров и объектов искусства.
По функции различались площади: главная, торгово-культовая, торговая, культовая, административная, производственного назначения, почтовая, военно-хозяйственная. По времени образования планировочной основы площади дифференцируются на классы: с нерегулярной средневековой основой, формировавшейся в XI–XVIII вв.; с готической или ренессансной основой XVI–XVII вв.; с барочной основой 2-й пол. XVIII в.; площади, планировка которых преобразована или создана в период классицизма во 2-й пол. XVIII – 1-й пол. XIX в. Кроме того, площади типологизируются по пространственным признакам на основе критериев: время образования планировочной основы, главный отличительный планировочный признак, наличие замковых сооружений, число культовых и гражданских доминант, застроенное или свободное внутреннее пространство, замкнутое или открытое внутреннее пространство, специфичные морфологические признаки.
Изучение богатейшего художественного достояния, представленного ансамблями площадей 2-й пол. XVIII – 1-й пол. XIX в., дает возможность сформулировать систему принципов пространственно-планировочной и объемно-пластической композиции. Среди их многообразия следует отметить: дискретность внутреннего пространства площади; системность умозрительных линий построения; равенство и целочисленность размеров; ограниченные модульность и типизация; единство пропорций; удвоения и утроения в пропорциональном строе; троичные комбинации; разнохарактерное подобие; неповторяемость элементов; сочетания симметрии и асимметрии; равновесие, часто по парной и треугольной схемам; высотная уровневость; организация по разным критериям узловых точек пространственного построения и восприятия; формирование визуальных осей; геометрическая идеализация при реконструкции; тенденция романтизма и др.
В заключение отметим, что раскрытие содержания средневекового, ренессансного, барочного и классицистического планировочного искусства позволило разработать теорию развития градостроительства Беларуси в исторический период до сер. XIX в., выявить значение национальной градостроительной культуры. Кроме того, историко-теоретические знания о городах как центрах достижений европейской культуры включили принципиальные положения идейной основы их современной реконструкции и реставрации, нацеленной на сохранение общенародного духовного и материального культурного достояния, распространение информации о нем в мировом сообществе.