Вы здесь

Туристско-культурные территории как инструмент устойчивого развития культурно-познавательного туризм

Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.

Беларусь, обладая богатым природным и культурным потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международном туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримом будущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего туризма в нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась до 1–2 дней; уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как Вильнюс–Минск, Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились до минимума туристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдых приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест для проведения комфортного и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещение культурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одного дня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшается до 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развития инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менее привлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мировая практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не более половины времени путешествия, а основной экономический эффект от организации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских услуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются в восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохо сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам), а в отсутствии «изюминки», которая может привлечь туриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и архитектуры, но и само место, где происходили события. И поэтому очень важно правильно ввести данный туристский объект в логические цепочки и на их основе разработать туристские маршруты, которые включали бы в себя все необходимое: от средства размещения до сувенирного киоска.

Сегодня практически все регионы Беларуси с точки зрения развития туризма находятся в одинаково сложных условиях. Исправить положение в одночасье невозможно. Выход может быть один: акцентирование внимания на развитии в каждой области 2—3 наиболее привлекательных для туристов ключевых туристских территорий, подчеркивающих отличие региона от других мест. Например, в Минске такой территорией может быть Троицкое предместье, Верхний город; в Минской области – Несвиж и Мядельский район; в Витебской – Полоцк и Браславский район и т.д. Такой подход позволит объединить в единый комплекс туристские объекты, находящиеся в удобной транспортной доступности от мест проживания туристов, обеспечить рациональное использование туристских ресурсов и привлекательность территорий через комплексное управление и маркетинг, а также даст импульс к развитию исторически сложившихся этнотерриториальных регионов Беларуси и поможет преодолеть ряд негативных тенденций в белорусском туризме.

Рассмотрим реализацию данной модели на примере создания туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир» и «Несвиж».

В пределах часовой езды от Мира и Несвижа туристам можно предложить разнообразную экскурсионную программу, основанную на исторических фактах, связанных с жизнью выдающихся личностей (И. Дамейки, Я.Брыля, А. Мицкевича, Я. Чачота, Я. Коласа), познакомить с такими достопримечательностями, как Новогрудский замок (пример оборонительного зодчества XIII–XVI вв.), Борисоглебская церковь (1517 г.), костел францисканцев (XVIII в.), фарный костел (1712 г.) и др.), усадьба Хрептовичей в д. Щорсы, Свято-Петропавловская церковь и краеведческий музей в г.п. Кореличи. Туристам может быть также предложен отдых на озере Свитязь и многое другое.

Мировая практика показывает, что туристские территории такого уровня за рубежом развиваются по «клубному методу». Это означает, что турист может провести здесь минимум 2—3 дня, получив при этом все желаемые услуги (проживание, питание, обширную экскурсионную программу, комплекс развлечений).

Что необходимо сделать, чтобы создать на базе данных замковых комплексов конкурентоспособный туристический продукт, отвечающий мировым стандартам? Кроме конструктивного решения организационно-финансовых вопросов, на основе имеющегося туристского потенциала сформировать пакет туристско-экскурсионных маршрутов, отвечающих интересам различных категорий туристов (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров, иностранных туристов и др.). Задача заключается в дифференцированном подходе к формированию туристского продукта. При этом следует учесть, что восприятие современного туриста больше ориентировано на активное участие, а не на пассивное созерцание. Поэтому в каждом предлагаемом турпродукте должен присутствовать этнический акцент, аутентичность, он должен отвечать высоким экологическим требованиям. К тому же следует иметь полную свободу выбора маршрута и возможность мобильного изменения программы.

Основной интерес для туристов из стран Западной Европы, США и Японии представляет нетронутая окружающая среда, природные богатства, древние ландшафты и многообразие флоры и фауны. Для этой категории туристов замковые комплексы «Мир» и «Несвиж» целесообразнее использовать как центры культурных традиций, а не как памятники истории и архитектуры. Внимание польских и литовских туристов, очевидно, больше привлечет общая история периода ВКЛ и Речи Посполитой. Мотивом к приезду жителей республики могут стать культурно-массовые мероприятия (фестивали, фэсты, спортивные события), отдых на природе с посещением туристских объектов.

Одной из побудительных причин кратковременных путешествий являются культурно-развлекательные мероприятия. По данным ВТО, развлечения как основной мотив путешествий превосходят по значимости туристско-экскурсионные программы. Эта тенденция отмечается во многих странах мира. Например, во Франции на первом месте по посещаемости стоит Диснейленд, и только затем Лувр. Поэтому очень важно сформировать календарь привлекательных для туристов мероприятий, проводимых в данном регионе, делая основной акцент на местных традициях.

Культурно-массовые мероприятия могут быть серьезным мотивом увеличения количества туристов. Некоторые мероприятия можно сделать традиционными (например, фестиваль старинной музыки, конкурсы народных умельцев: «Саламяныя дзiвосы», «Разьбы зачараванне», «Матчыны кросы», «Траецкi фэст», рыцарские турниры, ряд обрядовых праздников, литературные вечера, театральные встречи, выступления батлейки). Местом проведения зрелищных мероприятий (костюмированных представлений, концертов, мастер-классов, турниров и т.п.) может стать как помещение, так и площадка под открытым небом (Несвиж–парковая зона, пруды; Мир–территория у стен замка, рыночная площадь). Не должно остаться без внимания ни одно историческое событие, имевшее место в данной местности.

Организаторы подобных анимационных мероприятий должны придерживаться девиза: «Мы не претендуем на весь ваш отпуск, но на «week–end» будем рады видеть вас среди своих гостей».

Не менее важным моментом является правильная организация продвижения туристского продукта, и в этом направлении нам многое предстоит сделать. Ведь мы только начинаем пробовать себя как страна въездного туризма. Поэтому ежегодное издание рекламно-информационных материалов с перечнем всех проводимых культурно-массовых мероприятий, о туристских возможностях туристско-культурной территории «Несвиж–Мир» и ближайших перспективах; участие в работе международных туристских выставок (ITB. MITT, «Отдых», «Турбизнес»); включение предлагаемых туристских услуг в каталоги туристских фирм, занимающихся приемом и обслуживанием туристов в Беларуси, а также отправляющих зарубежных туристов в Беларусь, должны стать непреложным правилом в этой работе. Необходимо введение системы туристской символики (SIS), широко используемой во всем мире, преимущества которой заключаются в том, что она удобна для восприятия, объективна и значительно облегчает пребывание туриста, особенно иностранного. Необходимо установить рекламно-информационные щиты вдоль близко проходящих автотрасс, указывающие на объекты культурно-исторической территории. На основных маршрутах разместить планы-схемы расположения туристских объектов, схемы туристских маршрутов с аппликацией объектов посещения и правилами их посещения. Среди других мероприятий следует назвать:

· организацию постоянных пресс-туров для журналистов, пишущих о туризме, и инфо-туров для организаторов туризма;

· проведение международных мероприятий с участием крупнейших компаний, работающих на рынке культурного туризма;

· развитие двухстороннего (регионального) сотрудничества по принципу городов-побратимов;

· открытие туристско-информационных центров в Несвиже, Новогрудке, Мире.

Должное внимание необходимо уделить комплексному развитию инфраструктуры, не нарушающей окружающей среды и гармонирующей с природным окружением. Начинать следует с дорог, а это значит — улучшить все виды транспортного сообщения с основными потенциальными туристскими рынками (Минск, Гродно, трасса «Брест–Москва» и т.п.); обустроить основные автомагистрали, по которым приезжают в Несвиж и Мир туристы; разработать мероприятия по развитию придорожного сервиса на участке автомагистрали Мир—Несвиж до трассы Брест—Минск—Москва. А если к тому же наладить удобное транспортное сообщение с другими регионами, особенно с Минским – резерв для увеличения потока туристов в район будет готов.

Формирование впечатлений отдыхающих в значительной степени зависит от условий размещения и питания. По оценкам экспертов ВТО, более 60% расходов туристов во время отдыха приходится на проживание и питание. К числу основных требований относится возможность выбора места проживания с различным уровнем комфорта и цены, что решается следующим образом:

· строительство различного класса и уровня средств размещения; создание туристско-гостиничных комплексов, используя здания Мирского ПТУ и бывшего санатория «Несвиж», материальную базу расформированной воинской части в Несвиже; использование туристских баз ведомственного подчинения, находящихся в Несвижском и Кореличском районах;

· строительство частных отелей и пансионатов, а также использование старинных зданий, объектов народной архитектуры и частного сектора для размещения туристов. Национальный колорит в сочетании с приемлемыми ценами привлечет туристов, требующих индивидуального подхода и ожидающих гостеприимства;

· обустройство территорий для расположения кемпингов и караванингов (с наименьшей степенью комфортности) вблизи озера Свитязь и других рекреационных зон, что увеличит возможности дешевых туров выходного дня и улучшит экологическую обстановку в местах массового отдыха;

· стимулирование развития сети семейных кафе и ресторанов, в меню которых включены местные и национальные блюда;

· по всем предлагаемым туристским маршрутам разработка и создание широкого спектра туристских услуг. При благоустройстве туристских территорий, формирующих характер достопримечательности, необходимо обустроить места для отдыха во время экскурсий, смотровые площадки, удобные подъезды и парковки и т.п.

Создавая привлекательный образ территории вокруг дворцово-паркового комплекса, пейзажного парка «Альба», других объектов туристского показа Несвижа, Мирского замкового комплекса, необходимо помнить о значении дополнительных услуг (создание обширной сети проката, фото в национальных костюмах, продажа изделий народных промыслов и т.п.)

Туристское развитие территории следует планировать в комплексе с развитием туризма в сопредельных районах (Клецком, Новогрудском и т.д.), что позволит обогатить предлагаемые экскурсионные программы, максимально включая в туристский оборот имеющиеся туристские ресурсы.

Туристско-культурная территория на базе замковых комплексов «Мир» и «Несвиж» объединит вокруг себя достопримечательности меньшего масштаба, что позволит сделать регион более привлекательным для посещения и тем самым увеличит число желающих посетить эти места в выходные и праздничные дни, во время бизнес-поездок в Беларусь зарубежных гостей и т.п. Зарубежные туроператоры более охотно будут включать эти достопримечательности в комбинированные маршруты (Минск—Мир, Вильнюс–Несвиж, Гродно–Новогрудок), в специальные туры (охота, верховая езда, конгресс-туризм).

Комплексный подход при создании туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир» и «Несвиж» позволит создать благоприятные условия для успешного развития туризма в данном регионе, а также на других туристско-культурных территориях Республики Беларусь.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...