Уважаемые читатели! На страницах ]]>нашего журнала]]> открывается новая рубрика – «ВIМ-технологии в проектировании и строительстве». Мы представляем ее в виде дискуссионного клуба или площадки для диалога, где проектировщики, конструкторы, инженеры, заказчики, строители, преподаватели, студенты, а также все, кому интересны вопросы освоения прогрессивной технологии информационного моделирования зданий (ВIМ) в проектно-строительной деятельности, могут высказывать свои мысли и соображения, предлагать идеи, инициативы, обсуждать их, оценивать, а на возникающие вопросы получать ответы из компетентных источников, от опытных профессионалов или сотрудников министерства. Рассчитываем на вашу помощь, заинтересованное и активное участие.
Открывает новую рубрику интервью с ведущим инженером-проектировщиком ОАО «Институт «Минскгражданпроект» Георгием Табуцадзе.
Георгий Табуцадзе
Практикующий инженер-проектировщик с 10-летним стажем работы в коммерческих и государственных организациях. Энтузиаст в области организации процессов проектирования и их автоматизации с помощью программных продуктов Autodesk. С 2005 по 2007 г. в ГП «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.» под началом руководителя отдела С.В. Шута и начальника сектора М.Ю. Ерощенкова был главным разработчиком модифицированной серии панельных энергоэффективных домов М111-90Э на базе серии М111-90. Благодаря коллегам во время выполнения этого проекта ознакомился с основами и приемами САПР в программе Autocad, успешно применил их на практике и твердо решил использовать эти знания для рациональной организации профессиональной деятельности. В компании «Моноракурс» с 2007 г. для повышения производительности труда продолжил изучать и искать новые возможности программы Autocad для уменьшения количества рутинных операций. На определенных этапах использовал программы сторонних разработчиков, таких как SPDS и Project Studio, но после знакомства с программой Vetcad++ и ее потенциалом для организации работы в программе Autocad все внимание посвятил изучению и придумыванию новых инструментов для облегчения своего труда. С 2012 по 2014 г. проводил организацию рациональной системы работы всей компании: с коллегой-энтузиастом П. Костюковичем при участии активной части коллектива разрабатывал стандарт предприятия, создавал динамические блоки армирования, проводил обучение сотрудников.
С 2014 г. работает в ОАО «Институт «Минскгражданпроект», где вместе с новыми коллегами успешно внедряет технологию информационного моделирования зданий на базе программы Revit, совмещая ее с традиционными подходами и собственными разработками. Более того, Георгий уверен, что если спроецировать пример организации работы в Минскгражданпроекте на другие институты, то положительный эффект будет ощутим для всей отрасли.
– Георгий, приходилось слышать мнение, что освоить информационное моделирование зданий можно, исключив Autocad из повседневной практики. А в вашем институте отработана гибридная схема работы над проектом, которая позволяет интегрировать BIM-технологии в традиционный процесс проектирования. В чем ее эффективность? Как это реально работает?
– Это сложный вопрос, в интернете не стихают споры по поводу того, что же такое BIM и с помощью чего его можно реализовать. Для меня очевидно, что BIM – это не конкретная программа, а некая идеология процесса проектирования. В прикладном плане BIM – это модель, в которой заключена информация, доступная не только участникам проекта, но и специалистам экспертизы, представителям заказчика, подрядным и эксплуатирующим организациям.
Категоричный отказ от Autocad допустим, если мы ставим перед собой задачу внедрить на предприятии в кратчайшие сроки какую-то конкретную программу. Если же ставим цель освоить BIM-технологию без переносов сроков проектирования, то революционные методы и отказ от наработанной системы нам не подойдут.
Каждая работа требует своего подхода и своего инструмента. Неудобно шуроповертом сверлить железобетонную стену, а перфоратором – собирать мебель, хотя при должных сноровке и желании упрямому все по плечу. Так же и с процессом проектирования: каждому этапу – своя специализированная программа. Информационную трехмерную модель мы создаем в Revit. Однако люди не роботы, им пока невозможно загрузить информационную модель в голову. Человеку необходимы проекции, таблицы, схемы и графики, которые должны извлекаться из информационной модели и обрабатываться специализированными программами. Но мало получить чертежи и схемы, необходимо их упорядочить. Формирование комплектов, официальная передача заданий и архивирование – все это тоже требует своего инструментария.
Важнейшим этапом проекта является взаимодействие с подрядными организациями. Современному строителю не всегда достаточно информации с бумажных носителей для рациональной организации своей работы. Ему необходимы инструменты для получения данных из модели.
Что касается Минскгражданпроекта, то здесь работа строилась на использовании программы Bricscad как более доступного аналога Autocad. Для автоматизации рутинных операций используется программа Vetcad++. Она была написана и совершенствуется сотрудником предприятия Виталием Белым. Выполняя пожелания коллег, он создал эффективный инструмент автоматизации. Хранение чертежей и передача заданий между отделами реализованы с помощью программы Polaris, которая позволяет работать с версиями файлов, обеспечивает возможность использования чужих чертежей в качестве подложек. Добавление в рабочий процесс программ Revit и Autocad позволили организовать такую схему работы, при которой модель здания создается в Revit усилиями архитекторов и проектировщиков. С этой модели получаются необходимые плоские виды, с использованием которых в качестве подложек создаются комплекты чертежей. Управление этими комплектами происходит с помощью подшивок программы Autocad. Такой способ позволил нам сократить трудозатраты времени для исполнителя за счет отсутствия необходимости самому отрисовывать опалубочные чертежи. Экономится время на проверку опалубок и спецификаций. Схемы армирования выполняются с помощью динамических блоков и Vetcad, что по уровню автоматизации не уступает, а в чем-то и превосходит выполнение армирования в Revit. Несмотря на то, что Autocad есть не у всех, без каких-то ухищрений, в рабочем процессе «старая гвардия», применяя Bricscad и Vetcad, не уступает по производительности труда молодым и продвинутым. Использование динамических блоков в программе Bricscad пока сильно ограничено, но Vetcad это компенсирует. К тому же в любом проекте есть много работы, требующей индивидуального подхода или, наоборот, простого применения типовых, однажды разработанных узлов.
Для строителей кроме бумажных чертежей передаем на стройку также чертежи и 3D-модель в формате DWFx. Для использования этого формата необходима бесплатная программа Autodesk Design Review. Строители могут снять с электронных чертежей необходимые размеры, подсчитать площади, поставить пометки с вопросами. Этот формат также полезен сметчикам: им проще подсчитывать площади опалубок, считывать периметры с криволинейных конструкций, делать пометки с вычислениями и обозначать для проектировщиков участки, которые вызывают вопросы.
Перечень работ, выполняемых в программе Revit, постепенно растет с уровнем знаний и навыков исполнителей проекта. Для расширения этого перечня в институте действует BIM-бригада, в обязанности которой входит отслеживание новых возможностей и инструментов, появляющихся в Revit, постепенное их внедрение, создание необходимых семейств.
– С чего, по вашему опыту, надо начинать при переходе на BIM-проектирование?
– Ответственность за выбор инструментов BIM-проектирования лежит только на самой организации. Многообразие программ на рынке делает этот выбор очень непростым. Но принципы BIM-технологии вытекают из принципов рациональной работы в любой CAD-системе, будь то Autocad, Bricscad или Nanocad. Поэтому я бы порекомендовал начать с анализа существующей организации работы на предприятии.
Если на вашем предприятии сотрудники держат рабочие чертежи на своих локальных компьютерах, если никто не слышал о стандартах проекта, если в работе не используются внешние ссылки между специалистами смежных разделов, если использование обычных блоков является высшим пилотажем, а вместо создания базы узлов и типовых решений сотрудники таскают узлы из проекта в проект, переход на BIM для такого предприятия станет настоящим испытанием. Вероятнее всего, будут потрачены деньги на закупку программ и обучение небольшого количества специалистов, которые, мне так кажется, вскоре сбегут, устав от попыток обучить остальных. Внедрение принципов рациональной работы в CAD-системах – залог успешного внедрения BIM-технологий, что даст экономический эффект и докажет целесообразность модернизации.
– Выходит, у оборудования, которое имеется, есть множество недоиспользованных возможностей?
– Безусловно. Практически во всех организациях, с которыми я когда-либо сталкивался, отсутствует культура выполнения проектных работ с использованием компьютера. Это и не удивительно, у нас до сих пор работают специалисты, которые помнят, что такое кульман. Зачастую они обучались методом тыка, в лучшем случае в некоторых организациях «компьютерщик» показывал трудовому коллективу, какие кнопки нажимать. Когда я учился в институте, компьютер и Autocad уже не были чем-то сверхъестественным, но курс Autocad все равно был посвящен только знаниям об основных командах рисования и редактирования.
Игнац Земмельвайс, научивший 160 лет назад европейских врачей мыть руки перед приемом пациентов, смог снизить смертность в роддоме, в котором практиковал, с 20 до 2%. Считаю, что проведение обучения сотрудников проектных организаций совместной работе над проектом и внедрение стандартов на предприятии может быть таким же эффективным и не затратным решением, как мытье рук.
– На ваш взгляд, какие возможности для оптимизации есть у строительной индустрии Беларуси?
– Я убежден, что изменения в строительном производстве должны происходить эволюционно, революция здесь исключена. Невозможно директивно втолкнуть людей и производство в новую эру. Приказ об обязательном использовании BIM-технологий при проектировании зданий 1-й категории ответственности вызывает лично у меня больше недовольства, чем понимания. Уверен, что он будет либо игнорироваться, дискредитируя саму идею, либо за BIM-технологии будет выдаваться непонятно что.
Комплекс жилых домов в г. Минске. ГАП А.И. Дыдышко, разработал Е.А. Дыдышко (2007 г.)
– Объясните, почему? Вы считаете это распоряжение поспешным? Ведь реализация отраслевой программы внедрения информационных технологий комплексной автоматизации проектирования и поддержки жизненного цикла здания, в частности в базовых проектных организациях, длится третий год, и министерство вправе рассчитывать на результат…
– Ну, эффект уже есть. Интерес к данной теме появляется и у заказчиков, и у руководителей предприятий, а главное, у рядовых исполнителей, у которых есть желание и силы разнообразить свою работу. Критиковать, конечно, всегда легче, но, пользуясь случаем, выскажу исключительно собственное мнение относительно планов по внедрению BIM, которые сопряжены в основном с широким использованием продуктов компании Autodesk. Объяснение нахожу в том, что это единственная компания, которая предоставляет широкий перечень специализированных программ, проводит масштабную рекламную деятельность, вкладывая свои деньги. На всех конференциях и форумах по поводу программы Revit слышу столько положительного и необходимого для модернизации стройиндустрии, что невольно вспоминается монолог Остапа Бендера про большой шахматный турнир в Васюках.
Постараюсь объяснить, почему. Для реализации пилотных проектов в базовых, согласно отраслевой программе, проектных организациях Белпромпроект и Белгоспроект были выделены немалые бюджетные средства на закупку программ и обучение. Результатом процесса, который могу наблюдать, являются выступления на конференциях одних и тех же специалистов с одними и теми же проектами, притом созданными по уже существующим чертежам. Отсутствие многообразия проектов в очередной раз убеждает, что небольшой группы специалистов, на обучение которых потрачены немалые деньги, недостаточно, чтобы устроить BIM-революцию на большом предприятии.
В этой программе участвует также БелНИИС, отвечая за создание библиотеки цифровых прототипов строительных конструкций, что сразу вызывает вопросы по поводу источников финансирования этой работы, защиты авторских прав, да и целесообразности. Ведь все «ревитчики», с которыми я общался, как один убеждены, что семейства должны быть созданы либо собственными усилиями, либо предоставлены заводами-изготовителями, заинтересованными в продвижении своей продукции и отвечающими за актуальность цифровых данных.
Стоит также обратится к зарубежному опыту внедрения, например на сайте ]]>https://aecuk.wordpress.com/]]> можно найти ссылки на различные, официально изданные документы, касающиеся стандартов проектирования. Среди этих документов есть AEC (UK) BIM Standard for Autodesk Revit, изданный в ноябре 2009 г., BS 1192:2007 (British Standart), регулирующий стандарты CAD-систем, изданный в 2008 г., ISO 13567-1:1998 – международный стандарт для автоматизированного проектирования. Очевидно, что западные страны идут по этому пути не первое десятилетие, но в британских стандартах особенно бросается в глаза то, что в начале каждого документа указываются участники «комитета» разработчиков, являющиеся представителями ведущих компаний страны, а также оговаривается, что изложенные рекомендации должны внедряться со всей осторожностью. Главное, документы содержат конкретные рекомендации по тем вопросам, которые определяют основополагающие требования и правила внедрения технологии.
В нашей реальности поспешность и категоричность, отсутствие официальной рабочей группы, составленной из практикующих специалистов, заинтересованных в более тесной интеграции, лишний раз убеждают, что строительную отрасль пытаются выгнать из пещеры прямиком на космодром.
Да и чисто по-человечески обидно, что всего пара предприятий получает отличные бонусы на старте, а все остальные должны не только покупать дорогостоящее программное обеспечение, но и придумывать обоснования для заказчика для увеличения стоимости проектных работ, чтобы хоть как-то компенсировать расходы.
Административно-деловой комплекс. ГАП А.И. Дыдышко, разработали М.В. Авилова, В.А. Хвостовская (2011 г.)
– Похоже, вы не особо верите в результативность осуществляемой программы?
– Нет, это не так. То, что министерство придает ей большое значение, само по себе имеет колоссальный подталкивающий эффект. Вижу также огромный потенциал от реализации работы РУП «РНТЦ по ценообразованию в строительстве» по внедрению BIM в сметные расчеты, от чего ожидаю появления «основы» для составления общереспубликанского стандарта BIM-моделирования. А создание специалистами ОАО «Инкотех» корпоративного хранилища проектных данных вообще считаю делом стратегического характера не только для отрасли, но и для страны. И вот почему.
На республиканской конференции «Цифровые технологии в проектировании и строительстве» заместитель министра Дмитрий Семенкевич обозначил необходимость разработки системы управления проектами, которая фактически представляет собой белорусское «облако» для хранения и организации технического документооборота в масштабах отрасли. У меня есть уже успешный опыт использования «облачных» технологий на одном из моих проектов, и я в полном восторге от этого. Кстати, система работы, которую мы внедряем с использованием Revit и Autocad, отлично подходит для того, чтобы с помощью «облачных» технологий создать удобный инструмент для кооперации между организациями отрасли.
Включение в процесс проектирования объекта нескольких специализированных небольших организаций, работающих как единая команда без бумажной волокиты и передач заданий, – путь к увеличению качества проекта. И в этом я вижу будущее.
С учетом того, что сейчас на рынке существует много организаций, которые выбирают для себя узкую нишу и добиваются в ней больших успехов, чем крупные предприятия, будет очень интересно и выгодно иметь возможность подключать каждую из них как временные структурные подразделения, работающие параллельно, а не ожидающие официальной передачи заданий. Ведь и у генпроектировщика, и у субподрячика появляется «общий диск», на котором размещаются актуальные и доступные для них данные. Это как будто специалисты из одной фирмы на время переехали в офис другой и сидят в одном помещении. Время экономится просто колоссально. А так как проекты значимых зданий и сооружений вряд ли захочется размещать на серверах Google, то создание отечественного «облачного» пространства – одна из приоритетных задач.
Гостиница в г. Минске. ГАП А.И. Дыдышко, разработал Е.А. Дыдышко (2010 г.)
– Георгий, наверняка у вас есть и другие соображения насчет способов внедрения BIM. Что бы вы посоветовали в связи с этим?
– На пути внедрения BIM, как мне кажется, в первую очередь стоит отсутствие «не директивной» мотивации у руководства и нормативно-правовой базы, необходимой для отказа от бумажного документооборота. Не уверен, что мои желания совпадают с намерениями отраслевого министерства, но давайте немного пофантазируем. Если в экспертизу будут подаваться не бумажные чертежи, а 3D-модель с необходимой дополнительной информацией, это должно как минимум сэкономить время большого числа специалистов на подготовку 2D-чертежей, а также обсуждение спорных вопросов. Эксперт сам сможет извлечь интересующую его информацию или создать вид, а не пользоваться тем, что ему захочет показать проектировщик.
Архивация и хранение электронных чертежей тоже могут стать делом централизованным и надежным, а главное – удобным для доступа всем участникам проекта. «Облачные» технологии для этого подошли бы как нельзя лучше. Трудно даже представить, какие деньги могут быть сэкономлены в том же Минскгражданпроекте, если необходимость содержать отдел выпуска и архив отпадет. Это, по-моему, неплохая мотивация и источник средств для модернизации производства.
Создание нормативно-правовой базы и организация разработки технической базы в компетенции Министерства архитектуры и строительства. Я искренне надеюсь, что тот энтузиазм, который демонстрируется на конференциях, будет реализован в формировании мотивирующих условий, а не в директивных указаниях.
Очень хотел бы видеть поддержку отечественных разработчиков, таких как Виталий Белый с его Vetcad, ведь при модернизации возникает много задач, решить которые смогут белорусские программисты. Кто знает, вдруг это станет причиной появления всемирно известного программного продукта, который, например, даст возможность объединить в одной модели пользователей программ от различных разработчиков.
Да и вопрос адаптации не может быть решен простым разрешением отступать от требований СТБ на оформление. Раз уж вводим использование Еврокодов, может, разрешим использовать и западный стандарт оформления? Он также интуитивно понятен нашим строителям, а это сэкономит много усилий простых инженеров.
И главное, что хотелось бы сказать, для инженера постановка задачи – это половина успеха, способ решения он придумает сам.
– Спасибо за беседу.