Тема национальной идентичности, которая актуализируется в локальных культурах на переломе советской и постсоветской эпох, выражается в многообразных способах художественных рефлексий культурноисторического наследия, связанных с распространением идей постмодернизма. Развитие традиционалистской линии является одним из способов обогащения художественного языка, преодоления негативизма архитектуры периода массовой индустриализации, гуманизации архитектурнопространственной среды. В отличие от западного постмодернизма с двойным кодированием смыслов, присутствием иронии и пародии, приемов, близких попарту, и российского варианта с преобладанием темы советского ампира, многочисленными примерами избыточной декоративизации в белорусском постмодернизме доминирует тема “ностальгического” традиционализма с обыгрыванием исторических и региональных мотивов, выражена тенденция контекстуальности. Постмодернизм в отечественной архитектуре часто проявляется в историзирующем китче, для которого характерно изобилие декоративных элементов при их упрощенной трактовке.
В современной белорусской архитектуре, развивающей традиционалистское направление, можно выделить три основные тенденции: знаковое использование стилевых черт в современном произведении, стилизаторство, применяемое как концепция восстановления участков среды с использованием приемов декорации, театрализации, и более сложный диалог с историей, использующий разнообразные речевые приемы постсовременной архитектуры.
Контекстуальное направление белорусского постмодернизма ярко проявляется в архитектуре Пинска. В жилых и общественных зданиях средствами современной архитектуры развиваются генотипы исторической среды города, композиционными и пластическими средствами создаются рефлексии архитектурных памятников. Характерной особенностью является распространение пластичных форм, элементов сложных криволинейных очертаний, в которых просматриваются аллюзии построек эпохи барокко. Архитектурный образ пинского филиала Бресткомбанка (архит.: А. Андреюк, В. Шелест, М. Давыдовский, 1996 г.) (фото 1, 2) родился как продолжение исторического контекста Пинска. Архитектурная пластика, пространственносветовая концепция, структура каркаса трактованы как образные генотипы исторической архитектуры города. Акцент на развитие контекстуальных импульсов застройки Пинска со свободной аранжировкой исторических и современных тем сделан в жилых домах по ул. Первомайской (архит.: А. Андреюк, В. Шелест, 2003 г.) (фото 4), ул. Ленинградской (архит.: А. Андреюк, Н. Чумичова, Д. Новик, 1999 г.) (фото 7). Глубокая пластика, построенная на ритме эркеров, консольно выступающих закругленных объемов, и выразительный силуэт, акцентированный шатровыми завершениями и шлемовидным куполом в доме по ул. Первомайской обусловлены его панорамным восприятием. В решении фасадов дома по ул. Ленинградской обыгрываются мотивы модерна. Контекстуальной концепции подчинено решение фасадов жилого дома по ул. Завальной (архит.: А. Вечерко, М. Михальчук, консультант А. Василенко, 1990е гг.) (фото 6). Вогнутая поверхность главного фасада акцентирована в угловой композиции дома повышенной пластикой, решена в виде портала, поддерживающего лоджии с металлическими ажурными ограждениями и завершенного фигурным фронтоном сложной конфигурации. Приемом, реализующим концепцию контекстуальности, стало включение в структуру дома по улицам Завальной – Первомайской (архит. А. Падольский, 2007 г.) (фото 3) реставрированной исторической постройки, усиливающей эффект сопоставления исторической и современной тем.
Выразительный пример реализации традиционалистской концепции представляет комплекс застройки общественного центра в Дрибине (2000е гг.). Стилизованные монументальные угловые порталы доминирующего в застройке центра здания прокуратуры и Дома правосудия (архит. Л. Мельцер, 2000 г.) (фото 8) акцентированы красным цветом и завершены фронтонами, орнаментированными треугольными проемами. Завершения фронтонов ассоциируются с дымоходами, размещенными на скатных крышах. Классические и оборонные ассоциации обыгрываются в здании административного центра с доминирующим в композиции башенным объемом, накрытым шатровой крышей (архит. С. Беляев) (фото 9). Неомодернистской вариацией архетипа классической постройки является здание гостиницы (архит. Э. Юшка) (фото 10). Ассоциации с традиционными, классическими и авангардными постройками применены в решении культурноспортивного и торгового центров (архит. А. Волович) (фото 11). Здания милиции, социального обеспечения, банка, автовокзала, группы жилых домов (архит. Ю. Хулялев) (фото 12) поддерживают преобладающую в современной застройке архитектурную тему.
Имитацией традиционных элементов, масштаба, ритма членений исторических построек с акцентом театрализации характеризуется концепция возводимых в историческом центре Бреста административноторговых и жилых комплексов. Решение полифункционального центра по ул. Советской (архит.: В. Казаков, В. Чайковский, Е. Чайковская, М. Бахуревич, 2001–2004 гг.) (фото 13) основано на контрасте исторических стилизаций и современных форм. Здание имитирует малоэтажную историческую застройку с доминирующим в композиции закругленным входным объемом, завершенным массивным ступенчатым карнизом и наклонным остеклением. Стилизованными фрагментами застройки в исторической среде города, выделенными из окружения контрастной цветовой гаммой, решены торговоофисный центр (архит.: В. Кескевич, В. Чайковский, Е. Чайковская, М. Бахуревич, А. Годун, 2004 г.) (фото 14) и административноторговое здание (архит.: В. Чайковский, А. Годун, 2007 г.) по ул. Советской. Приобретая современные яркие по цветовому и образному решению здания, город частично утрачивает старые постройки и запах времени, который уходит вместе с ними.
Концепция решения жилого комплекса в квартале улиц Маяковского – Советской – Комсомольской – Гоголя в исторической зоне Бреста включает использование исторических стилизаций с акцентом броских театрализованных декораций (архит.: В. Кескевич, Ю. Лавровский, С. Макарский, В. Чайковский, 2007 г.) (фото 15). В замкнутую жилую структуру, сформированную корпусами переменной этажности (3–6–9 этажей), включены исторические памятники. Каждая секция имеет индивидуальную пластическую проработку. Яркими акцентами фасадов являются входные зоны, решенные стилизованными порталами.
Тактичностью вхождения в городскую среду, утонченностью исторических аллюзий, в которых прослеживаются черты модерна, характеризуются жилые дома по пр. Машерова (архит.: В. Казаков, А. Селюх, 2004 г.) (фото 16), ул. Ленина (архит.: В. Казаков, А. Невар, 2007 г.) в Бресте. В прорисовке архитектурных деталей найдено гармоничное равновесие историчности и современности.
Разнообразием композиционнопластических приемов, использованием метафор и интерпретаций классических прообразов характеризуются жилые дома, возведенные в Бресте по проектам мастерской В. Чайковского. Повышенная пластичность жилого дома по ул. Энгельса,11 (архит.: В. Чайковский, Е. Чайковская, В. и В. Вакульчики, 2002 г.) (фото 17) достигнута переменной этажностью (3–8 этажей), введением закругленных участков фасадов, акцента в угловой части в виде цилиндрического башенного объема с шатровым завершением.
Принципы постмодернизма в белорусской архитектуре последних десятилетий реализуются многогранно и своеобразно. Это проявляется в актуализации мотивов национального зодчества и контекстуальной концепции, содействуя активизации формальных поисков и расширению языка архитектуры.
Продолжение в следующем номере.