Вы здесь

Постмодернизм в белорусской архитектуре (ч. 1)

Тема национальной идентичности, которая актуализируется в локальных культурах на переломе советской и постсоветской эпох, выражается в многообразных способах художественных рефлексий культурно­исторического наследия, связанных с распространением идей постмодернизма. Развитие традиционалистской линии является одним из способов обогащения художественного языка, преодоления негативизма архитектуры периода массовой индустриализации, гуманизации архитектурнопространственной среды. В отличие от западного постмодернизма с двойным кодированием смыслов, присутствием иронии и пародии, приемов, близких поп­арту, и российского варианта с преобладанием темы советского ампира, многочисленными примерами избыточной декоративизации в белорусском постмодернизме доминирует тема “ностальгического” традиционализма с обыгрыванием исторических и региональных мотивов, выражена тенденция контекстуальности. Постмодернизм в отечественной архитектуре часто проявляется в историзирующем китче, для которого характерно изобилие декоративных элементов при их упрощенной трактовке.

В современной белорусской архитектуре, развивающей традиционалистское направление, можно выделить три основные тенденции: знаковое использование стилевых черт в современном произведении, стилизаторство, применяемое как концепция восстановления участков среды с использованием приемов декорации, театрализации, и более сложный диалог с историей, использующий разнообразные речевые приемы постсовременной архитектуры.

Контекстуальное направление белорусского постмодернизма ярко проявляется в архитектуре Пинска. В жилых и общественных зданиях средствами современной архитектуры развиваются генотипы исторической среды города, композиционными и пластическими средствами создаются рефлексии архитектурных памятников. Характерной особенностью является распространение пластичных форм, элементов сложных криволинейных очертаний, в которых просматриваются аллюзии построек эпохи барокко. Архитектурный образ пинского филиала Брестком­банка (архит.: А. Андреюк, В. Шелест, М. Давыдовский, 1996 г.) (фото 1, 2) родился как продолжение исторического контекста Пинска. Архитектурная пластика, пространственно­световая концепция, структура каркаса трактованы как образные генотипы исторической архитектуры города. Акцент на развитие контекстуальных импульсов застройки Пинска со свободной аранжировкой исторических и современных тем сделан в жилых домах по ул. Первомайской (архит.: А. Андреюк, В. Шелест, 2003 г.) (фото 4), ул. Ленинградской (архит.: А. Андреюк, Н. Чумичова, Д. Новик, 1999 г.) (фото 7). Глубокая пластика, построенная на ритме эркеров, консольно выступающих закругленных объемов, и выразительный силуэт, акцентированный шатровыми завершениями и шлемовидным куполом в доме по ул. Первомайской обусловлены его панорамным восприятием. В решении фасадов дома по ул. Ленинградской обыгрываются мотивы модерна. Контекстуальной концепции подчинено решение фасадов жилого дома по ул. Завальной (архит.: А. Вечерко, М. Михальчук, консультант А. Василенко, 1990е гг.) (фото 6). Вогнутая поверхность главного фасада акцентирована в угловой композиции дома повышенной пластикой, решена в виде портала, поддерживающего лоджии с металлическими ажурными ограждениями и завершенного фигурным фронтоном сложной конфигурации. Приемом, реализующим концепцию контекстуальности, стало включение в структуру дома по улицам Завальной – Первомайской (архит. А. Падольский, 2007 г.) (фото 3) реставрированной исторической постройки, усиливающей эффект сопоставления исторической и современной тем.

Выразительный пример реализации традиционалистской концепции представляет комплекс застройки общественного центра в Дрибине (2000е гг.). Стилизованные монументальные угловые порталы доминирующего в застройке центра здания прокуратуры и Дома правосудия (архит. Л. Мельцер, 2000 г.) (фото 8) акцентированы красным цветом и завершены фронтонами, орнаментированными треугольными проемами. Завершения фронтонов ассоциируются с дымоходами, размещенными на скатных крышах. Классические и оборонные ассоциации обыгрываются в здании административного центра с доминирующим в композиции башенным объемом, накрытым шатровой крышей (архит. С. Беляев) (фото 9). Неомодернистской вариацией архетипа классической постройки является здание гостиницы (архит. Э. Юшка) (фото 10). Ассоциации с традиционными, классическими и авангардными постройками применены в решении культурно­спортивного и торгового центров (архит. А. Волович) (фото 11). Здания милиции, социального обеспечения, банка, автовокзала, группы жилых домов (архит. Ю. Хулялев) (фото 12) поддерживают преобладающую в современной застройке архитектурную тему.

Имитацией традиционных элементов, масштаба, ритма членений исторических построек с акцентом театрализации характеризуется концепция возводимых в историческом центре Бреста административно­торговых и жилых комплексов. Решение полифункционального центра по ул. Советской (архит.: В. Казаков, В. Чайковский, Е. Чайковская, М. Бахуревич, 2001–2004 гг.) (фото 13) основано на контрасте исторических стилизаций и современных форм. Здание имитирует малоэтажную историческую застройку с доминирующим в композиции закругленным входным объемом, завершенным массивным ступенчатым карнизом и наклонным остеклением. Стилизованными фрагментами застройки в исторической среде города, выделенными из окружения контрастной цветовой гаммой, решены торгово­офисный центр (архит.: В. Кескевич, В. Чайков­ский, Е. Чайковская, М. Бахуревич, А. Годун, 2004 г.) (фото 14) и административно­торговое здание (архит.: В. Чайковский, А. Годун, 2007 г.) по ул. Советской. Приобретая современные яркие по цветовому и образному решению здания, город частично утрачивает старые постройки и запах времени, который уходит вместе с ними.

Концепция решения жилого комплекса в квартале улиц Маяковского – Советской – Комсомольской – Гоголя в исторической зоне Бреста включает использование исторических стилизаций с акцентом броских театрализованных декораций (архит.: В. Кескевич, Ю. Лавровский, С. Макарский, В. Чайковский, 2007 г.) (фото 15). В замкнутую жилую структуру, сформированную корпусами переменной этажности (3–6–9 этажей), включены исторические памятники. Каждая секция имеет индивидуальную пластическую проработку. Яркими акцентами фасадов являются входные зоны, решенные стилизованными порталами.

Тактичностью вхождения в городскую среду, утонченностью исторических аллюзий, в которых прослеживаются черты модерна, характеризуются жилые дома по пр. Машерова (архит.: В. Казаков, А. Селюх, 2004 г.) (фото 16), ул. Ленина (архит.: В. Казаков, А. Невар, 2007 г.) в Бресте. В прорисовке архитектурных деталей найдено гармоничное равновесие историчности и современности.

Разнообразием композиционно­пластических приемов, использованием метафор и интерпретаций классических прообразов характеризуются жилые дома, возведенные в Бресте по проектам мастерской В. Чайковского. Повышенная пластичность жилого дома по ул. Энгельса,11 (архит.: В. Чайковский, Е. Чайковская, В. и В. Вакульчики, 2002 г.) (фото 17) достигнута переменной этажностью (3–8 этажей), введением закругленных участков фасадов, акцента в угловой части в виде цилиндрического башенного объема с шатровым завершением.

Принципы постмодернизма в белорусской архитектуре последних десятилетий реализуются многогранно и своеобразно. Это проявляется в актуализации мотивов национального зодчества и контекстуальной концепции, содействуя активизации формальных поисков и расширению языка архитектуры.

Продолжение в следующем номере.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...