Ведущая рубрики
Ольга Машарова
Апрель
7 марта 321 г. римский император Константин I Великий, восемью годами ранее разрешивший свободное исповедание христианства, провозгласил воскресенье днем отдыха.
На этот день рынки должны были закрываться, а государственные учреждения – прекращать всякую деятельность, за исключением операций по освобождению рабов. Никаких ограничений на земледельческие труды, которыми занималось большинство населения, не налагалось.
30 марта (по некоторым источникам, 3 марта) 1767 г. в Вильно умер Ян Кристоф Глаубиц (1700 (?)−1767) − выдающийся зодчий архитектуры барокко, создатель стилистики виленской школы барокко, один из наиболее продуктивных архитекторов своей эпохи в Великом Княжестве Литовском. Вероятно, родился в Силезии, хотя высказывались предположения о том, что он был уроженцем Вильни. Архитектуру, скорее всего, изучал в Южной Германии.
Я. Глаубиц участвовал в работах по восстановлению и реконструкции кварталов Вильно, разрушенных в результате пожаров 1737, 1748 и 1749 гг., в строительстве ансамблей и отдельных зданий.
В 1748—1765 гг. Глаубиц работал над реконструкцией собора Святой Софии в Полоцке – пожалуй, одного из самых внушительных по своим размерам барочных строений в Беларуси. К числу главных его произведений относится также кармелитский костел Успения Богородицы в Глубоком. В 1748—1749 гг. спроектировал и построил двухэтажный дворец униатского митрополита Гребницкого в Струне под Полоцком. По его проекту создан интерьер костела Воздвижения Святого Креста в Лиде. Предполагают, что он участвовал в строительстве ратуши в Витебске, костела Успения Богородицы в Дятлово.
Постройкам Глаубица свойственны оригинальные черты виленского барокко, отличающегося изящностью форм и декоративностью. Яркая особенность созданного им стиля — две, как правило, высокие и легкие башни главного фасада с ярусами.
21 марта 1840 г. в фольварке Амбары Виленского уезда Виленской губернии родился белорусский поэт Франтишек Богушевич (1840−1900), один из основоположников новой белорусской литературы. Активный участник восстания 1863−1864 гг., после его разгрома уехал из Беларуси, жил в Украине. Работал адвокатом − защитником прав крестьянства. После амнистии для всех повстанцев, приуроченной к восхождению на трон Александра III, переехал с семьей в Вильно. Именно в этот период развернулась его активная публицистическая и литературная деятельность. Издал два сборника стихотворений «Дудка беларуская» и «Смык беларускі», рассказ «Тралялёначка». Мировоззрение поэта сформировалось под влиянием освободительного движения, его произведения проникнуты любовью к свободе, родной земле, своему народу. Защита ценностей прошлого, языка как основы духовного существования народа и его культуры – главные лейтмотивы творчества поэта, оказавшего сильное и многогранное влияние на процесс формирования общественной и эстетической мысли, белорусской литературы. В 2012 г. к Дню белорусской письменности Ф. Богушевичу установят памятник в Сморгони – здесь в своем поместье в Кушлянах он провел последние годы жизни.
1 марта 1873 г. представлен промышленный образец пишущей машинки, первой серийно выпускаемой и коммерчески успешной. Именно она, известная как Ремингтон 1, проложила дорогу всем последующим. До этого на протяжении не одного десятилетия предпринимались попытки изобрести приспособление для быстрого печатания различных текстов, однако их результаты так и не дошли до наших дней.
Над созданием машинки с 1867 г. работали Кристофер Шоулз, Самуэль Соул и Карлос Гидден, позже к ним присоединился Джеймс Денсмор. В 1868 г. Шоулз запатентовал изделие, но еще 5 лет шли работы по его усовершенствованию. Шоулз предложил свое творение известной фабрике Ремингтона, занимающейся выпуском оружия, швейных и земледельческих машин, и в 1874 г. была изготовлена первая сотня машинок, одну из которых сразу приобрел знаменитый американский писатель Марк Твен. Но на пишущие машинки смотрели как на предмет роскоши. Еще около восьми лет пришлось приучать публику к этой удивительной технической новинке.
7 марта 1876 г. Александр Белл запатентовал изобретенный им телефонный аппарат. В том же году телефон Белла был продемонстрирован посетителям Всемирной выставки в Филадельфии, а спустя пять лет – на международной выставке в Париже, и к нему выстраивались огромные очереди. Долгое время люди, с удовольствием посещавшие платные лекции Белла, где он рассказывал о «самом чудесном изобретении века», не подозревали о возможностях нового аппарата. Надо сказать, что попытки его предшественников – Филиппа Рейса, Чарльза Пейджа – пробудить интерес к телефону были неудачными. Их изобретения так и остались невостребованными. Модели новинок – прообразов телефона – в лучшем случае считались игрушками. А Александр Белл уже на следующий год после получения патента создал первую телефонную компанию «Bell Telephone Company».
8 марта 1917 г. родился Сергей Иванович Селиханов (1917–1976), скульптор, заслуженный деятель искусств БССР (1955), народный художник Беларуси (1963), представитель старшего поколения белорусских советских скульпторов, работавших в послевоенные годы. Он вошел в четверку самых известных мастеров эпохи расцвета социалистического реализма в искусстве, среди которых Андрей Бембель, Заир Азгур, Алексей Глебов. Основной темой его творчества была Великая Отечественная война (памятники К. Заслонову в Орше, 1955, М. Казею в Минске, 1958 и др.). С. Селиханов – автор рельефа «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны» на Монументе Победы в Минске (1954), памятника «Непокоренный человек» в Хатыни (1969). Скульптор прославился и своими станковыми работами: они отличаются лаконизмом композиции и эмоциональностью пластики.
25 марта 1918 г. в Минске по адресу Серпуховская, 9 (сейчас Володарского, 9) Рада Белорусской Народной Республики приняла Третью Уставную грамоту, в которой провозгласила создание свободной и независимой Белорусской Народной Республики (БНР) и отделение Беларуси от Советской России.
Апрель
15 апреля 1377 г. во Флоренции родился Филиппо Брунеллески (1377−1446), великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре − наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески. Эта самая высокая постройка во Флоренции (114,5 м) спроектирована таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города. Купол строился 15 лет (завершен к 1436 г.) с использованием новых, придуманных Брунеллески инструментов, и без возведения лесов (скорее всего, в целях экономии). Конструкция представляет собой легкий пустотелый купол с двойной оболочкой и каркасом из 8 основных и 16 вспомогательных ребер, опоясанных кольцами. Позднее был добавлен световой беломраморный фонарь, который и сделал этот собор самым высоким в городе.
Во Флоренции сохранился ряд произведений, обнаруживающих если не участие Брунеллески, то, во всяком случае, его непосредственное влияние. К ним относятся палаццо Пацци, палаццо Питти и Бадия (аббатство) во Фьезоле.
1 апреля 1557 г. принята “Устава на валокі” – один из основных документов аграрной реформы XVI ст. в Великом Княжестве Литовском.
20 апреля 1776 г. родился Василий Иванович Зражевский (1776−1837), белорусский архитектор, представитель классицизма. В 1805−1812 гг. являлся Могилевским губернским архитектором. Его авторству принадлежат проекты дома для ректора и префекта в Могилеве, Троицкого собора в Мстиславле, каменных церквей в Могилеве.
В апреле 1917 г. в Минске основано Первое белорусское общество драмы и комедии (существовало до середины 1920 г.).
9 апреля 1918 г. в Копенгагене родился Йорн Оберг Утзон (1918−2008), датский архитектор, автор проекта здания Оперы в Сиднее.
На международный конкурс, организованный правительством Нового Южного Уэльса в 1956 г., было прислано 233 предложения. 29 января 1957 г. победителем объявлен 38-летний Йорн Уотзон.
Во время строительства возникло немало сложностей, которые вынудили правительство отойти от первоначальных замыслов Утзона. В знак протеста он в 1966 г. вышел из проекта, и созданием интерьера занимались местные, австралийские специалисты.
Помимо Сиднейского оперного театра Утзоном осуществлен еще ряд построек, преимущественно в Дании. Среди его зарубежных работ — здание Национальной Ассамблеи Кувейта.
За проект Сиднейского театра он получил множество наград и премий (в том числе Притцкеровскую премию за 2003 г.), а в 2007 г. стал первым архитектором, чье творение прижизненно объявлено памятником Всемирного наследия.
Здание Оперы с его трехмерной формой и парящими кровлями стало символом Сиднея. Оно было первым из ряда выдающихся современных сооружений, которые показали, как архитектура может преобразить город и придать ему новую энергию.
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites). Установлен в 1982 г. Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО, и отмечается во всем мире с 18 апреля 1984 г. Его девизом стали слова «Сохраним нашу историческую родину».